Журнал Ого, номер 6
Журнал Ого, номер 6
Дорогие ценители игры Го!
Александр Динерштейн и Российская Федерация Го представляют вам шестой выпуск журнала Ого.
Прошлые номера:
Оглавление:
Почему японцев не видно в международных турнирах?
Интервью с Ильей Шикшиным
История Го в Ярославле
Кто в чём лучший в России?
Психологическое воздействие на соперника
Легко ли быть гением?
Ошибка года
Фон для ваших мыслей
Новое джосеки
Как научить ребенка достойно проигрывать
Камни, которые нам мешают
Лучшие чаши для игры Го
Александр Динерштейн
Почему японцев не видно в международных турнирах?
Традиционно считается, что японские профессионалы зарабатывают больше свои коллег. Именно этой причиной часто объясняют их
неудачную игру в международных турнирах. В чем смысл напрягаться против молодых корейцев и китайцев, если дома на кону стоят гораздо большие деньги,
да и соперники послабее. Так ли это? Мы попобуем проанализировать цифры и разобраться.
Многие японские профи игнорируют отборочные турниры к кубкам LG, Samsung и другим турнирам, где для того, чтобы попасть
в финальную часть, нужно выиграть не менее 5-6 партий подряд. Так в последнем турнире LG, проходившем в апреле 2014 года из японских 9-данов в отборе играли лишь 3
человека: Ойя Койчи, Коматсу Хидеки и Накано Хиронари (он проигал в первом же туре корейскому инсею).
Играли еще профессионалы младших данов, но так в итоге никто и не смог пройти отбор. В главную часть попали 12 китайцев и 4 корейца
4 места забронированны для японцев в главном турнире – это так называемая квота от страны. К сожалению в эту четверку не попал Ияма Юта, бесспорный номер 1
японского Го, обладатель 6 (!!!) из 7 крупных японских титулов.
Он бережет силы? Или просто хочет сохранить лицо?
На фото: Ямасита и Чо Чикун во время розыгрыша первой партии титула Кисей в Бразилии
Ниже мы приводим список 10 японских профессионалов с самыми высокими доходами от участия в турнирах в 2013 году (в долларах)
1. Iyama Yuta 1.613.207
2. Cho U 355.164
3. Takao Shinji 302.291
4. Yamashita Keigo 300.176
5. Kono Rin 227.460
6. Xie Yimin 142.905
7. Hane Naoki 137.714
8. Kobayashi Satoru 109.119
9. Mizokami Tomochika 107.541
10. Shida Tatsuya 102.121
На самом деле денег здесь гораздо больше, но в списке не отображены поступления от издания книг, уроков, лекций, сеансов и тд
Сколько заработали за этот же год корейские профессионалы?
Здесь нет единоличного лидера, такого как Ияма в Японии,
поэтому разделение призовых (тоже в долларах США) более плавное:
1. Парк Чонгхван 783.000
2. Чой Челхан 556.000
3. Ли Седоль 491.000
4. Ким Чисок 411.000
5. Канг Донюн 289.000
6. Парк Енгхун 250.000
7. Чо Хансын 183.000
8. Ли Чангхо 151.000
9. Ким Чонгхён 110.000
10. Мок Чинсок 110.000
Рекорд для Кореи – 1 млн 180 тысяч долларов, собранные в удачном 2001 году Ли Чангхо
Как видите, цифры вполне сравнимы с японскими. Но, что бросается в глаза? У корейцев самый старый в топ 10 – 38-летний Ли Чангхо, остальные
(за исключением Мок Чинсока) – гораздо моложе
А у японцев мы видим в списке 37-летних Такао и Хане, 54-летнего ветерана Кобаяси Сатору. Это говорит о том, что конкуренция в Корее гораздо сильнее.
Звезды прошлых лет, такие как Со Бонгсу, Чо Хунхен или Ю Чангхек уже с большим трудом входят в первую сотню по рейтингу
Еще немного интересной статистики:
30% корейских профессионалов (в основном ветераны и девушки) не зарабатывают с турниров и 5000 долларов в год
Около 20 корейских профессионалов, находящихся в самом низу рейтинг листа и имеющих средний процент побед в турнирах от 0 до 10%, зарабатывают
не более 3000 долларов год. Они не бедствуют, но видно, что одними турнирами сыт не будешь
Китайской статистики за 2013 год у меня нет, но по прошлым годам имеем похожую картину с Японией и Кореей
Лидер зарабатывает за год в районе 5 млн RMB (800 тыс долларов США), а номер 10 – примерно 700 тыс RMB или 110 тысяч долларов. Прошлый год был успешным
для китайских мастеров – они выиграли почти все без исключения чемпионаты мира, поэтому цифры могут быть выше.
В 2003 году в одном из интервью Ма Сяочун, 9-дан (его уже нельзя было причислить к сильнейшим профессионалам мира, каким он являлся в 90-х, но он все еще входил
в топ 10 в Китае) отметил что с его доходами от участия в турнирах сложно обеспечить себе комфортную жизнь в Пекине.
Думаю, что в случае с легендарным Ма имеет место некоторое преувеличение, но тенденция схожа с корейской. Профессионалы нижней части рейтинг листа должны думать над нахождением других источников доходов.
На фото: Ма Сяочун, 9-дан
В целом мы имеем схожие картины по всем трем странам. Да, Ияма резко впереди, но только из-за того, что смог собрать почти все местные титулы.
По остальным позициям суммы призовых мастеров первой десятки примерно совпадают.
Утверждение, что японцы не стараются в международных турнирах, из-за того что и так неплохо зарабатывают дома, я предлагаю считать лишь отговоркой.
Думаю, что ближе к истине желание японских лидеров сохранить лицо.
Я, к примеру, не могу себе представить эмоции Йоды Норимото, похожего на настоящего японского самурая, после поражения в партии против корейского инсея или 13-летнего китайского профи.
Поэтому лучше не рисковать. Придумать отговорку и посидеть дома. А корейцы пусть сами разбираются с китайцами и выясняют кто сильнее.
Думаю, что в ближайшие годы эта картина вряд ли изменится. Я прогнозирую постепенное уменьшение количества японцев в международных турнирах.
Не удивлюсь, если они совсем прекратят принимать в них участие, для того чтобы через некоторое время снова считать открытым вопрос о том, кто же
сейчас сильнейший в мире Го.
Вопросы: А.Динерштейн
Интервью с Ильей Шикшиным
- Почему ты не планируешь принять участие в европейском отборочном турнире на получение 1-го дана про? Каким ты видишь будущее этого проекта?
В этом году я оканчиваю университет и планирую свою будущую жизнь связать с профессиональной деятельностью. Го было хорошим занятием, дающим многие возможности, и просто приятным времяпровождение. Но не более того. Занимаясь одним го жить в нашей стране нельзя. Все, что можно было достигнуть в наших условиях, я достиг. Дальше в этом направлении двигаться некуда, перспектив нет.
В прошлом году мне еще казалось, что можно быть “успешным спортсменом по Го”. Мои заработки в течение 2013 года были сопоставимы с заработками офисного сотрудника среднего звена. И это меня поддерживало. Но в 2014 году ситуация резко изменилась. Лига А закончилась, равно как и возможность развиваться в Го в России.
Если говорить о Го в Европе, то пока неясно, что они предлагают и какими будут перспективы. Но уже сейчас требуется вкладывать большое количество времени, сил, нервов для того, чтобы просто продолжать держаться на плаву. Ведь уровень европейского го неуклонно растет.
В нашей стране тренировочный процесс не организован. А для того, чтобы организовать его самому, требуются такие затраты, которые при сопоставлении с возможной выгодой и по сравнению с обычной профессиональной деятельностью неконкурентоспособны.
Единственный выход в сложившихся обстоятельствах я вижу в смене сферы деятельности.
- Думал ли ты над возможностью поехать учиться в Корею, Китай или Японию, с последующим получением профессионального статуса?
Раньше думал. Я ездил учиться в Корею 4 раза. Последний раз – с октября 2008 по июнь 2009 года. За этот период времени я достаточно сильно прибавил в игре, что проявилось в моих результатах в 2010 и 2011 годах на чемпионатах Европы. Возможностью ездить в Корею учиться я обязан моему папе, моей сестре Светлане и господину Чуну, который во всем мне помогал и поддерживал, на протяжении всего моего пребывания в Корее.
О получении профессионального статуса в Корее думал тоже. Мне очень хотелось выиграть квалификационный турнир. Но по факту это весьма непростая задача. Уровень претендентов настолько высок, что новоиспеченные профессионалы сразу входят в топ-50, а то и в топ-20 среди всех корейских профессионалов. Это достигается за счет грамотно выстроенной системы обучения от начинающих дошкольников до обладателей мировых титулов среди профессионалов.
- В 2013 году ты выступил в любительском чемпионате мира и кубке премьер-министра Кореи. Как ты оцениваешь свои результаты, чувствуешь ли в себе силы улучшить их в будущем?
Оценивать результаты можно по-разному. В российском Го-сообществе бытует почему-то совершенно неспортивная тенденция оценивать успешность выступления не по итоговому результату в таблице, а по ожиданиям от спортсмена, представляющего нашу страну. Также есть мнение, что поездки такого формата – это поездки скорее в удовольствие, а не рабочие командировки. Эти подходы, на мой взгляд, портят имидж соревнований со статусом «чемпионаты Мира» и тем самым вредят популяризации Го.
Что касается моей собственной оценки, то я считаю, что мог выступить лучше. И возможно в будущем при организации должной системы тренировок мог бы бороться за 1 место. Но на сегодняшний день такой системы нет.
- Мы помним твою недавнюю победу над Ванг Юанчуном, одним из сильнейших профессионалов Тайваня. Расскажи нам свои впечатления об этой партии и турнире в целом.
Это был заключительный пятый тур командного турнира Всемирных Интеллектуальных Игр СпортАккорд. В этом турнире принимали участие 6 команд: Кореи, Китая, Японии, Тайваня, Европы и Америки, по три спортсмена в каждой. Составы команд Кореи, Китая и Тайваня были сильнейшими. Япония выставила команду молодых перспективных профессионалов, но еще малоизвестных. Для нас, команды Европы, стояла задача минимум – обыграть команду Америки. Мы справились с этой задачей во втором туре, но останавливаться на достигнутом не собирались.
По ходу турнира у меня все больше росла уверенность в том, что я не сильно уступаю в игре профессионалам. Я имел комфортную партию с японцем, но в итоге проиграл, потому что недостаточно верил в возможность победы и в конце наделал ошибки. Я до сих пор сожалею о том, что в решающий момент партии с китайцем Zhou Ruiyang (9p) сделал необдуманный ход. Сыграй я более аккуратно и ситуация на доске могла бы измениться.
Поэтому партию с тайванцем Wang Yuanjun (7p) я играл на победу. Первая половина игры шла ровно. Потом я совершил вторжение в последнюю незакрытую территорию соперника. В результате съел у соперника несколько камней и на месте его территории построил свою. Я получил преимущество, которое, однако, растрачивал на протяжении всего йосе. Но все же смог победить в 0,5 очка.
На фото: Хирата Томоя, 3p – Илья Шикшин, Белые +4.5
- Кого из российских игроков подрастающего поколения ты видишь своим главным конкурентом в будущем? Как ты в целом оцениваешь развитие нашего детского Го?
Мне сложно видеть в ком-либо конкурентов, потому что я ни с кем не конкурирую. А уж тем более видеть конкурентов в детях.
Сейчас я могу выделить порядка 10 перспективных детей в нашей стране от уровня кю до 5 дана. Но кто именно из них выстрелит, сказать трудно. Здесь мы опять возвращаемся к тому, что должна быть организована система непрерывного обучения детей от 50 кю до 7 дана. Но пока этой системы нет, процесс обучения происходит не централизовано, а на усмотрения каждого отдельного тренера. И там где у тренера образуется пробел, происходит отвал ребенка.
Оценивать развитие детского го как направление достаточно сложно. Можно говорить отдельно о развитии клуба “Лидер”, клуба “Сэнте”, клубов в Казани, Питере, Челябинске, Нижнем Новгороде и т.д. Но говорить о чем-либо в целом не приходится. РФГ с некой периодичностью проводит мастер-классы и презентации среди школьников в рамках “интеллектуальных видов спорта”. Но много ли детей после этого загорелось желанием играть в Го, и много ли новых секций Го открылось?
- Мы успешно попали в финал командного чемпионата Европы. Какой из команд-конкурентов нам следует опасаться больше всего? Какой состав нашей команды ты считаешь оптимальным?
Главным нашим конкурентом продолжает быть команда Чехии. Ее состав абсолютно ровный – все 6 даны, все прилично играют.
Команда Украины чуть посильнее на первых досках и слабее на последних. Она немного уступает Чехии. Правда, 2 доска – Андрей Кравец – ездил на обучение Го в Китай. Но окажется ли это решающим фактором для их более успешного выступления – еще вопрос. На трех прошедших командных чемпионатах Украина занимала 3 место.
Усилилась и команда Франции, с приобретением в своем составе Fan Hui. Но при этом разрыв между 1 и 2 доской, между 2 и 3-4 досками слишком большой. По этой причине Франция, на мой взгляд, продолжает оставаться аутсайдером.
Что касается состава нашей команды, то в связи с усилением команд соперников, нам надо тоже усиливаться. А потому во всех партиях должны играть четверо сильнейших спортсменов страны: Шикшин И., Динерштейн А., Сурин Д., Санкин Т. В прошлом году в команде произошла путаница из-за чередования спортсменов на последней доске. В этом году такое не должно повториться. Нам нужна победа! Мы вновь должны стать чемпионами!
- Планируешь ли ты играть в личном чемпионате Европы? Что ты думаешь про текущую схему проведения этого турнира?
Да, я планирую участвовать в личном чемпионате Европы.
Текущую схему проведения этого турнира я не поддерживаю. Она слишком растянута во времени: нужно играть 7 или 8 туров в течение 11 дней для того, чтобы в итоге из 32 человек отобрать 8, которые разыграют призовые места за 3 тура в 3 дня по олимпийке. К концу чемпионата просто очень сильно выматываешься, и когда начинаются самые серьезные партии, находишься уже не в той форме.
Также длительность турнира увеличивает командный чемпионат Европы, который проводится в течение двух дней перед началом главного турнира. Спортсмены, не участвующие в команднике, получают преимущество перед теми, кто в нем участвует, т.к. командный турнир требует огромного количества эмоциональных и физических затрат. Его, на мой взгляд, лучше не привязывать к личному чемпионату Европы и проводить отдельно.
Кирилл Маслов, Мила Больсунова и Дарья Кошкина
История Го в Ярославле
Путь ярославского Го начался с человека, который по праву считался сильнейшим игроком и учителем Го в нашем городе. Этого человека звали Валерий Евдокимович Хоменчук и именно он сделал самый первый и самый сложный шаг в развитии Го в Ярославле, Валерий Евдокимович познакомился с Го в 1967 после сюжета по центральному телевидению. В те времена турниры по Го на ровне с шахматами транслировались в эфире; в прессе печатались статьи и задачи по игре.
Вместе с Александром Селенковым в 1984 году (1 кю в то время) организовал секцию Го при шахматном клубе города, проводил первые чемпионаты Ярославля и квалификационные турниры. В 90-х годах популярность игры упала, и Го стала практически никому не известной игрой. Но, через несколько лет образовалось движение под началом Владимира Милакова, специалиста по программированию. Судя по всему, он натолкнулся на эту игру, посмотрев «Hikaru no Go», и активно стал ее пропагандировать своим друзьям и знакомым.
В 2005 году актив клуба сложился из небольшого непостоянного количества людей. Сильнейшими игроками для клуба, которого не было даже в мыслях, были Василий Мазо и Владимир Милаков. Для занятий они предложили использовать столовую Ярославского Государственного Университета, где студенты собирались по различным вопросам после учебы. Клуб рождался в хаосе, шуме и гаме. Серьезного Го было трудно ожидать, временами количество игроков сужалось до невозможного для игры. Университет нам, конечно, официального разрешения не давал, временами нас прогоняли, но мы упорно существовали в его коридорах, хотя большинство участников действа не были даже его студентами. К тому времени мы постепенно узнавали больше про игру Го и удивились, узнав, что в России существует своя Федерация, профессиональные игроки, что движение это развивается.
Большой археологический сюрприз нас ожидал впереди. В 2007 году Василий Мазо обнаружил, что в Ярославле проживают игроки «высоких» кю, давно увлеченные Го, имеющие ранг в Федерации. Так мы познакомились с Валерием Хоменчуком, Александром Селенковым и Михаилом Губановым. Когда Валерий Евдокимович Хоменчук, долгое время общавшийся по вопросам Го только с Губановым и Селенковым, в первый раз увидел нас, он сказал: «Откуда Вас так много?»
С этого момента Валерий Евдокимович стал руководителем нашего клуба, где до этого не было одной организации, а несколько хаотичные собрания студентов с целью поиграть. Благодаря Валерию Евдокимовичу клуб нашел постоянное помещение и мы смогли провести Чемпионаты Центрального
Федерального Округа 2007 и 2008 гг.
Отсюда начинается сама история. С энтузиазмом, который даже самым молодым не присущ, Хоменчук взялся за нас, задумав за месяц вылепить первый турнир. К нашей радости, Чемпионат Центрального Федерального Округа было разрешено проводить у нас в Ярославле. Волнующее событие состоялось в мае 2007 г. Победа досталась Валерию Хоменчуку. С точки зрения оргчасти, возможно, этот блин был комом, но турнир всех порадовал, поднял боевой дух и сплотил организационную команду ЯГК.
Члены клуба старались привлечь внимание прессы, о клубе вышло несколько статей в местной крупной прессе с фотографиями, региональное телевидение показало сюжет о том, что клуб ищет помещение.
Ко второму турниру 23 мая 2008 г. молодое поколение подросло, с точки зрения техники, Валерий Евдокимович проводил лекции по методике атаки в Го, увлеченно готовил нас к следующему турниру. Кроме лекций, разборов партий и непосредственно игры, Валерий Евдокимович сам писал книги по Го на основе изучения партий профессионалов и сильных любителей.
Большой вклад в работу по организации и проведению турнира, второго для Ярославля Чемпионата ЦФО, внесла Кошкина Дарья, координатор по связям с общественностью. Были подготовлены призы и кубок. У клуба появились значки с логотипом соревнования. Проведена работа по налаживанию добрых связей с владельцем помещения. Место для проведения турнира было радушно предоставлено ДК Моторостроителей (им. Добрынина), текущим «домом» ЯГК на Юбилейной пл. Две просторные комнаты шахматного клуба вместили 23 игрока, 10 из которых были из других городов. В одной комнате вели сражения младшие кю. Группу высоких кю распределили отдельно для наибольшей концентрации. Важным делом — размещением занималась Светлана Самойлова. Нам показалось, что наши гости уехали, увозя о Ярославле добрые воспоминания. Валерий Евдокимович выиграл Чемпионат ЦФО во второй раз. События освещались городской прессой «Аргументы и Факты».
На фото: II Чемпионат Центрального Федерального Округа
В 2008 году 13 сентября нас постигло несчастье, скоропостижно унесшее от нас нашего учителя, Влерия Евдокимовича. Вместе с его уходом, мы потеряли и его ученика, Степу Чекменева, многообещающего игрока уровня 1 кю, отказавшегося от игры по комплексу причин. Однако основной костяк клуба сохранился, появились и появляются новые игроки, которые усердно занимаются и помнят завет Валерия Евдокимовича: «Играйте весело! Атакуйте и ничего не бойтесь!»
И по сей день Ярославский Го клуб ежегодно проводит мемориал Валерия Хоменчука и кубок г. Ярославля.
Сейчас клуб тоже не сидит без дела и потихоньку развивается. Мы ежегодно проводим всё больше турниров (не обходится без экспериментов), приглашаем гостей из разных городов, на данный момент наш клуб выходит на официальный уровень.
Ярославский Го клуб имеет свой сайт: http://yar-go.ru/
Занятия проводятся по адресу: г. Ярославль, проспект Ленина, д. 24а, Дворец Культуры Моторостроителей (им. А. М. Добрынина), 2 этаж, 220 каб.
Всегда актуальная информация о клубе есть вконтакте: https://vk.com/yargoclub
Вадим Хавин
Кто в чём лучший в России?
Любители Го со стажем, возможно, помнят, как в конце 90-х Чо Хунхен назвал лучших в Корее по стадиям партии. Сильнейшим в ёсэ он тогда признал Ли Чангхо, в середине игры – Ю Чангхёка, а фусеки оставил за собой.
Попробую на основании личных наблюдений определиться с подобными номинациями в России. По итогам прошлогоднего чемпионата страны претендентов четверо. Чтобы всем досталось, добавлю еще одну составляющую успеха – «околоспортивную». Физические кондиции и психологическая устойчивость на высшем уровне столь же важны, как игровое мастерство.
Наиболее очевидная номинация – середина партии. Здесь уверенно лидирует Илья Шикшин, умеющий затеять борьбу на почти ровном месте. Ни с кем за одну партию мне не приходилось решать больше задач на жизнь и смерть, причем даже успешное их решение обычно не оставляло шансов на равную борьбу.
В ёсэ нередко вытягивает свои партии Дмитрий Сурин. Я это неоднократно испытал на своей шкуре, и даже 10-очковый перевес не гарантировал успеха. У сильнейших, конечно, масштаб бедствия обычно скромнее, но в равной борьбе любое очко может стать решающим.
Фусеки я отдаю Александру Динерштейну. Будучи склонен к мирному развитию, он обычно не форсирует события, но с самого начала постепенно нагнетает давление, и держать баланс оказывается очень непросто. Со стороны это напряжение не всегда заметно, однако прекрасно чувствуется изнутри.
И, наконец, «околоспортивная» номинация достается Тимуру Санкину. Крепкими нервами и способностью ровно пройти напряженный турнир он выделялся еще в юношеских соревнованиях. Эти же качества позволили одолеть более титулованных конкурентов в решающих партиях чемпионата России.
Александр Динерштейн
Психологическое воздействие на соперника
Хороших способов существует множество.
Можно, крепко пожав перед игрой руку соперника, с силой ставить камень на доску – так чтобы содрогались даже соседние столики.
Этот способ часто использует Йода Норимото, 9-дан. Но, при этом играет не на атаку, а жадно берет территорию.
Можно комментировать ходы соперника в процессе игры. Не этично? Но если такие мастера как Чо Хунхен это себе позволяют …
Особенно комично смотрится то, как он ругает себя за плохие ходы, бьёт веером себя по шее, при этом лидируя в партии.
Хорошо выводит из себя стратегия мане-го, где вы повторяете ходы соперника (Черными можно первым ходом пойти в тенген, и только потом обезьянничать)
В инсей лиге на КГС, где часть партий проходила на обратном коми
минус 20 очков, эта стратегия, испробованная на мне моими учениками, доставляла мне много хлопот и неприятных ощущений. Выигрывать было ой как непросто!
Если вы красивая девушка … Тут все наверное сразу догадались о возможных способах воздействия и поэтому мы не будем дальше
развивать эту мысль.
Представляю вашему вниманию еще один, очень необычный способ. Вы вряд ли с ним встречались
Но сначала небольшое отступление.
В Японии распространена практика «инемури» — сна посреди дня на работе и встречах. Практикующий инемури показывает, как много времени он посвящает работе и как мало спит ночью дома. Такое поведение японцы не считают зазорным ещё и потому, что после короткого сна человек начинает работать лучше. Главное правило инемури — оставаться в вертикальном положении, чтобы создавать ощущение вовлечённости в происходящее вокруг.
Играл я как-то в клубе с корейским любителем 6-го дана – Ли Чольгу. Он спал, пока я думал над ходом. А я смотрел на него с интересом. На это Ли Чольгу заметил: ” Ты не обращай внимания, это я делаю вид, что сплю, а на самом деле думаю над партией.” Так и не знаю до сих пор, правда это была или нет.
Помню, что ту партию я проиграл. Всю игру не мог собраться с мыслями. Вместо выбора лучшего хода я думал о нетипичном поведении соперника.
Александр Динерштейн
Легко ли быть гением?
“Гений это 1% таланта и 99% труда” – гласит пословица. Многие думают, что в Го все обстоит по-другому, особенно видя китайских и корейских детей, легко обыгрывающих взрослых. В чем же секрет их успеха? Талант? Или все таки трудолюбие?
Мы рассмотрим этот вопрос на примере корейского гения Син Чинсо. Он стал профессионалом в 13 лет (в 2012 году), а уже в 7 лет играл на уровне 8-го дана на сервере Тайджем.
Из последних достижений: победы над такими грандами как Ли Чангхо, Ю Чангхёк, Мок Чинсок и др.
Многие считают его главной надеждой корейского Го
на фото: Син Чинсо против Ли Чангхо
Корейский Го сайт опубликовал распорядок дня, которого придерживается Син Чинсо.
Может быть вы захотите его повторить? И пожить в таком ритме хотя бы месяц? Ниже мой перевод:
1. Подъем в 9 утра
2. Разбор 2 профессиональных партий
3. Завтрак
4. Свободное время до 11 утра
5. Игра на сервере
6. Разбор партии
7. Решение задач
8. Разбор партии
9. Игра на сервере
10. Решение задач
11. В 15.00 обед
12. Игра на сервере – до тех пор, пока не выиграет
13. Разборы партий
14. Игра на сервере
15. Ужин в 18.00
16. Игра на сервере
17. Прогулка на свежем воздухе
18. Разбор партии
19. Короткий отдых
20. Игра на сервере – до победы
21. Идет спать (если проиграет)в час ночи, если выиграет – в 12
И так каждый день. На школу времени не остается и Син Чинсо, как и многие другие дети, ее не посещает.
А потом мы удивляемся, почему наши дети проигрывают азиатам. Там больше гениев? Дело не в этом. В Корее и Китае дети относятся к Го как к работе – тяжелой и изнуряющей, требующей ежедневных тренировок. А для детей России и Европы Го это всего лишь хобби, поэтому результаты имеем вполне закономерные.
Александр Динерштейн
Ошибка года
Вы наверняка помните нелепый ролик на Ютубе, в котором Накано, 9-дан в выигранной позиции ставит свои камни в атари. В это сложно поверить, но ситуация повторилась! И не просто в профессиональном турнире, а в решающей партии матча за титул!
На этой картинке последний ход Парк Чиун, 9-дан про. Она лидировала 2.5 очка и собиралась перейти к подсчету территории, соединив последнюю ко-борьбу
Ким Чеёнг, 1-дан с благодарностью приняла этот подарок судьбы и теперь владеет одним из корейских женских титулов.
Я вспоминаю еще один курьезный, и во многом трагичный случай. Моя одноклубница Ким Тэхён в ответственной партии, победитель которой получал 1-ый профессиональный дан, доиграв партию до конца, решила несколько раз защититься в своей территории. Ей показалось, что после заполнения нейтральных возникают атари. Показалось. В итоге минус 2 очка территории, полочковое поражение в партии и так до сих пор и не сбывшаяся мечта стать профессионалом.
На фото: Ким Тэхён
Анна Крушинская
Фон для ваших мыслей
Не секрет, что окружающая обстановка сильно влияет на способность к концентрации. Например, если задержаться на работе до вечера и остаться в кабинете (а то и во всем офисе) в одного, то вдруг обнаруживается, что в этой тишине великолепно пишутся документы и делаются дела, на которых в присутствии коллег никак не можешь сосредоточиться.
Есть много занятий, где концентрация имеет большое значение, и окружающие люди, особенно знакомые, сильно перетягивают на себя внимание. Многие находят для себя решение в музыке: действительно, достаточно одеть наушники, и мысли сразу перестают разбегаться. В этом случае, музыка своего рода инструмент отрешения от окружения.
Но в основном музыка – это то, что создает настроение, задает ритм мыслям. Вы пробовали сочетать музыку и го? Я, например, слушаю музыку часто: занимаясь домашними делами, гуляя по городу (в наушниках), в транспорте и даже, когда долго не могу уснуть. Конечно, это не 24 часа в сутки, как могло показаться, но достаточно много, чтобы начать пересекаться с увлечением го.
И тут я выяснила, что в большинстве случаев музыка игре скорее мешает. Для полноценной игры или занятий требуется гораздо большая концентрация, чтоб позволить себе еще вслушиваться в переливы мелодий или голоса. Но я, конечно, все равно попробовала.
Когда требуется хорошо посчитать позицию, музыка начинает отвлекать и больше раздражать, либо доходишь до состояния, когда ее слушаешь, да не слышишь.
В поверхностных играх, когда не хочешь думать, или когда соперник значительно слабее, музыкальный фон наоборот помогает не растерять остатки внимания. Правда, соперник может не разделять такое отношение, поэтому лучше слушать через наушники, но тогда, естественно, перестаешь реагировать на окружающих, пока они за плечо или косу не подергают. Да и соперник понимает, что ты не целиком в игре, не заинтересован, это может быть неприятно, поэтому я предпочитаю не слушать ничего, когда играю за доской.
А вот со стилями музыки другое дело… собираясь писать эту статью, я специально повключала разные направления музыки во время занятий, чтоб понять что да как. Занятия заключались в разборе профессиональных партий у себя дома за доской, а чтобы это не было бесполезным, над этим надо хорошо думать.
Довольно быстро выяснилось, что тяжелая музыка не подходит. Например, Darkseed «Souls unite» или Nightwish «Wish I had an angel» – мелодии сложные, голос тоже интересный, пришлось себя постоянно одергивать, чтоб думать о партии, а не о песне. Поэтому я сменила направление и попробовала поп-музыку.
С поп-музыкой дело пошло еще хуже: она навязчивая, и еще и подпевать начинаешь. Да и ритм слишком четкий и быстрый. Танцевальные мелодии (от вальсов до хип-хопа) пришлось отсеять по той же причине. Похоже для го надо что-то медленное и мелодичное.
Следующими были полумедитативные мелодии, типа Enigma «Shadows in silence» и Gregorian «Moment of peace». Это уже было ближе к нужному. По крайней мере скорость проникновения мыслей в профессиональную партию, а она довольно медленная на уровне 1 дана, стала более менее соответствовать ритму музыки. Кстати, вторая мелодия однажды помогла мне успокоиться на турнире после ужаснейшего поражения, которое взбаламутило все чувства и эмоции. Я уже говорила, что музыка создает настроение, так что я тогда «подменила» себе настроение.
Про классику я тоже не забыла. Скрипичные мелодии сразу дали понять, что го им не конкурент, сколько-нибудь сложные сонаты и симфонии тоже. Но нашелся-таки абсолютный лидер, который не только не отвлекает от го, но и углубляет концентрацию в разы – Chopin nocturne C sharp minor Op. posthumous. Причем, как выяснилось, я могу это произведение слушать весь вечер, не чередуя ни с чем.
Итак, стоит подвести итоги. Для серьёзного го лучший фон – тишина. Или чуть-чуть Шопена. Для менее серьёзного подойдет любой стиль, который подходит под настроение. Ну и конечно, каждому своё.
Александр Динерштейн
Новое джосеки
В моей книге New moves про необычные джосеки и хамете, изданной совместно с Ан Йонгилем, корейским профессионалом 8-го дана, было много экстравагантных вариантов. Самый необычный – прилипание по второй линии от Киёнари, 9-дан про из Кансай Киин. Многие тогда недоумевали – как вообще можно думать над чем-то подобным.
На днях в профессиональных партиях китайцев и корейцев появился похожий вариант. С ходом, исследовать который простым смертным в голову не придет. А ход, как оказалось, очень интересный. Вполне корректный и его опровержение пока не найдено.
Поговорим про него подробнее
В первой турнирной партии, где был применен этот вариант, Черные сыграли хане 1 и пожертвовали свой камень. Результат можно считать примерно равным, но существует мнение ( Ю Чангхёк, 9-дан, Сонг Тэгун, 9-дан), что позиция Белых к ходу 4 поприятнее.
Ли Чангхо, 9-дан в ответ на прилипание просто удлинился и вот что получилось:
Этот результат тоже можно считать равным, но эксперты сходятся во мнении, что позиция Белых приятнее. Ли Чангхо эту партию проиграл
Из вариантов, которые не встречались в турнирах:
Белые забирают большой угол и могут быть довольны. За Черных этот вариант тоже вполне годится, так как в углу остались адзи и Черные могут использовать их в будущем. Не знаю, почему корейские профессионалы оценивают этот вариант как выгодный для Белых – с этой оценкой я готов поспорить
Ниже – еще один из возможных вариантов. Тоже примерно равный, но с некоторым перевесом у Белых ( Ю Чангхёк, 9-дан):
Сонг Тэгун, 9-дан рекомендует Черным играть как на следующей диаграмме:
Но и в этом варианте имеем позицию, которая устраивает обе стороны.
Вывод: прилипание по второй линии корректно, его можно смело применять в партиях.
Александр Динерштейн
Как научить ребенка достойно проигрывать
Сын часто просит поиграть с ним в Го, – нередко рассказывают мне родители моих учеников, но при этом он совершенно не умеет проигрывать: сразу устраивает скандал, кричит “так нечестно”.
В результате вместо удовольствия – сплошная нервотрепка. Хотя, с другой стороны, что же теперь, отказываться играть с ним из-за этого?
Такое противоречивое поведение не редкость для младших дошкольников. Чаще это бывают мальчики, потому что они более азартны и зачастую не могут совладать со своими чувствами. С возрастом, конечно, поведение ребенка меняется, и четырнадцатилетний школьник уже не будет рыдать, проиграв в настольную или компьютерную игру и уж тем более после убитой соперником группы (а это так часто можно наблюдать на наших детских турнирах).
Однако, стремление всегда одерживать верх и неумение проигрывать никуда не денутся. И в непростой ситуации, когда реальные условия не соответствуют его притязаниям, такой человек будет озлобляться и впадать в депрессию.
Поэтому лучше скорректировать поведение ребенка, пока он еще маленький. Не идите у него на поводу. Он плачет, когда с ним отказываются играть, когда снимают с доски убитые камни, часто просит вернуть ход назад? Спокойным, доброжелательным тоном объясните ребенку, что от игры люди должны получать радость. А раз дело завершается скандалом, лучше вообще не играть.
Он обещает, что больше не будет? Уступите, но строго предупредите, что это в последний раз. И если при проигрыше сын будет скандалить, не играйте с ним достаточно долго. Параллельно внушайте, что с человеком, который всегда побеждает, играть просто неинтересно. Какой смысл всё это затевать, если результат известен заранее? Объясните, что у таких ребят нет друзей, что тот, кто всегда хочет быть первым, быстро остается один. Еще можно напомнить ему о том, что даже самые сильные профессионалы в мире никогда не выигрывают 100% своих партий. Не только в Го, но и в футболе, боксе и других видах спорта.
Александр Динерштейн
Камни, которые нам мешают
Остроумную шутку сыграл как-то с самонадеянным любителем Эммануил Ласкер, чемпион мира по шахматам.
Дело происходило в купе поезда. Не ведая, что перед ним великий маэстро, любитель предложил скоротать время игрой в шахматы.
– В какую примерно силу вы играете? – осведомился он.
– О, весьма посредственно! – ответил Ласкер.
– Тогда для уравнения шансов я сниму с доски ферзя – иначе мне будет неинтересно.
– Как вам угодно. Но, мне кажется, ферзь только мешает игре, – сказал Ласкер.
– Вы в самом деле ничего не понимаете в шахматах! – и любитель, решительно сняв с доски ферзя, начал партию.
Намеренно подставляя одну фигуру за другой, Ласкер проиграл. Сдаваясь, он заметил:
– Я все же был прав и, если позволите, докажу вам, что без ферзя действовать гораздо легче.
– Бывают же такие невежественные люди! – любитель уже начинал жалеть, что затеял игру, но решил быть снисходительным. – Что ж, попробуйте.
Теперь снял с доски ферзя Ласкер. И выиграл.
– Вот видите, – продолжал Ласкер. – Дело вовсе не в силе игры. Я давно подметил: тот, у кого нет ферзя, имеет большое преимущество. Хотите, проверим еще раз.
И он снова повторил мистификацию, опровергавшую все шахматные законы.
Партнер был совершенно растерян…
А как обстоят дела в нашей игре? Оказывается, что и у нас встречаются камни, которые реально мешают, хотя ,казалось бы, – помешать ну никак не могут.
В виде примера: партия между Хикосакой Наото, 9-дан (Черные) и Иямой Юта, 9-дан
Черные только что сыграли хане ходом 181. Даже игроки уровня кю знают, чем бывает опасно ответное хане Белых в точку Б, и поэтому все, как правило, удлиняются в точку А. И кто бы мог подумать, что в последующей комбинации решающую роль играет отмеченный камень Черных. Он, как и тот ферзь, только мешает! Причем, мешает по-настоящему.
Докажем это:
Черные режут. Обычно либо выживают в углу, либо начинается весьма опасная для Белых ко-борьба. Но …
Неожиданно сказывается наличие отмеченного камня. Этот затаившийся, казалось бы, бесполезный субъект, мешает Черным построить второй глаз.
Александр Динерштейн
Лучшие чаши для игры Го
В прошлом выпуске нашего журнала мы любовались коллекцией роскошных гобанов. В этом речь пойдет о чашах.
Из чего их только не делают. Можно встретить чаши, похожие на баночки от майонеза, плетенные, мраморные, стеклянные, но самые популярные это конечно же чаши из дерева. И если самым престижным материалом для изготовления гобана является кая, то для чаш лидером по цене в сегменте современных чаш выступает хурьма – курогаки по-японски. Они отличаются необычной расцветкой и очень сложны в изготовлении – трескаются от одного неловкого движения мастера.
Кая по цене идет даже не на втором месте, вероятно из-за больших партий чаш из каи, доступных на рынке. В производстве гобанов из каи возникает много отходов, которые впоследствии и идут на чаши.
Ниже – красивые чаши из каи, средней стоимостью в Японии в районе 150 долларов (чаши с красивым расположением колец могут доходить до 500), а еще ниже – чаши из хурьмы, где ценник начинается с тысячи и может доходить до 6-7 тысяч долларов
Чаши из хурьмы, напоминающие по структуре каю, ценятся выше, чем те, где рисунок идет пятнами. Чаши ниже тоже сделаны из хурьмы, но стоят в разы дешевле:
На аукционах и в антикварных лавках вы легко найдете китайские чаши, с возрастом, как утверждается, в несколько сот лет. 18 век? Пожалуйста? 17-ый? Есть и такие!
Китайские чаши легко отличить от японских – обычно первые не содержат углубления в крышках для складирования пленных камней (ведь в китайских правилах учет пленникам не ведется). Я рекомендую с большой осторожностью подходить к покупке китайских чаш, как старинных, так и современных. Среди тех, что выдают за антикварные – сплошные подделки. Среди современных – очень много брака. Крышка от чаш, к примеру, через неделю-другую может перестать закрываться, а сами чаши – покрыться трещинами.
Ниже – небольшая подборка китайских чаш “под старину”. Продаваться они могут за огромные деньги – тысячи долларов, но это не гарантирует вам покупку настоящей вещи. Все это , как правило, подделки – просто различного качества.
Гораздо больший интерес представляют чаши из Японии. Здесь обычно продавцами не заявляется возраст больше 100 лет, но зато все они настоящие, а не специально состаренные.
Мы поговорим о чашах с рисунком. Они встречаются 3 основных видов:
1. Покрытые красным лаком
2. Дерева обычного цвета, но с нанесенным поверх рисунком
3. Черные, полностью лакированные. С золотым рисунком
Встречал я еще и чаши, целиком покрытые позолотой, но выглядят они слишком вычурно.
Ниже несколько традиционных чаш красного цвета в японском стиле, возрастом 50-100 лет и ценой в районе 1000 долларов
Если вместо цветочного орнамента вы встретите на чашах рисунки зверей, то как правило этими зверями будут журавль, цапля или ворон
Несколько примеров:
В китайской и японской мифологии белая цапля, ассоциируясь с черной вороной, образует противопоставление инь-ян, света и тьмы, существа серьезного и молчаливого и другого – зловредного и болтливого. Часто можно встретить наборы с изображением цапли на одной из чаш и вороны на другой. Плюс здесь еще такой: черные камни, покрытые маслом и белые из ракушки не любят друг-друга. Если хранить камни вперемешку, то ракушка от такого соседства желтеет. По этой же причине рекомендуется как-то разметить чаши, так чтобы в одной всегда хранились черные камни, а в другой – белые. В обычных чашах, которые не отличаются друг от друга, после кровавой партии, где все камни оказываются выставлены на доску, можно перепутать чаши, оставшиеся пустыми. А здесь – белые камни всегда будут “принадлежать” цапле (журавлю или аисту), а черные – ворону.
Иногда можно встретить чаши с изображением павлина. Павлин во многих культурах связан с астральной символикой, он олицетворяет звездное небо, солнце, и является эмблемой гордости, бессмертия, красоты и бесстрашия. Павлин также считается символом мудрости из-за множества «глаз» на хвосте.
Не забыта в японской мифологии и летучая мышь. В традициях Китая и Японии мыши всегда считались приносящими благорасположенность неба и богов, вестниками счастья и долговечности.
Мастера по изготовлению чаш не могли не отметить и священную японскую гору Фудзи.
Японцы считают её горой даосских бессмертных. Поднимающийся над горой дым якобы исходит от зажжённого в жерле эликсира бессмертия, а любой, кто покорит вершину, это бессмертие приобретёт
Нередко встречаются чаши с нанесенным на них текстом. Это может быть пословица Го или автограф профессионала. Но все же традиционно подобные надписи наносят на гобан – снизу, на неигровую поверхность