Дорогие ценители игры Го!

Александр Динерштейн и Российская Федерация Го представляют вам 23-й выпуск журнала Ого.

Сегодня в номере:

Чемпионат мира

Как привлечь людей в клуб Го?

В волонтёры б я пошел, пусть меня научат…

Канон вэйци в 13 главах

В школе Го Чо Чикуна (1997-1998)

Новейшая теория фусэки. Классификация правильных (востребованных) игровых начал.

Ошибки в задачниках

Человек, который порезал бамбу

 

Александр Динерштейн

Чемпионат мира 
В 2020 году во Владивостоке состоится чемпионат мира по игре Го, а на Восточном экономическом форуме прошла презентация этого турнира.
Как вы знаете, ценители игры Го делятся на профессионалов и любителей. Обычно профессионалы играют сильнее, но в истории Го был турнир, где единственный участник-любитель китаец Лю Чун, кстати, чемпион мира 1996 и 1997 года, занял первое место в профессиональном турнире, одолев таких мастеров как Чанг Хао и Ра Сиха. Но это редчайший случай, который вряд ли повторится еще раз. К тому же Лю Чуна нельзя назвать обычным любителем. Для того, чтобы получить право игры в любительских турнирах, он расстался со своим 3 профессиональным даном. В 2004 году в возрасте 29 лет Лю ушел из жизни после инфаркта. Я уверен, что если бы Лю был жив, он смог принести Китаю еще много побед на любительской арене. Ведь по игре, которую он показывал, чувствовалось, что среди любителей ему нет равных.

3_6-12-44-274_200311252858На фото: Лю Чун, 7-дан ама
Единого чемпионата мира по Го среди профессионалов никогда не существовало. В этом отличие Го от шахмат, где розыгрыши чемпионата мира регулярно проводятся с конца 19-го века. Вместо чемпионата мира в Го есть десяток крупных международных турниров с призами до полумиллиона долларов, победители которых гордо называют себя чемпионами. Но это могут быть абсолютно разные мастера. А судьба первого места решается не в матче, как в шахматах, а зачастую в одной единственной партии в финале турнира, сыгранного на выбывание, что иногда приводит к случайным результатам. Ведь кому-то всегда может повезти с жеребьевкой. Мало того, страна-организатор турнира может диктовать свои условия и определять количество участников от каждого региона. Так, к примеру, в одном из чемпионатов мира начала 90-х (кубок Tongyang) 26 участников из 32 представляли Южную Корею, что немыслимо для других видов спорта.
А вот с любительским Го всё обстоит немного иначе. Здесь существует один единственный чемпионат мира, который проводится ежегодно, начиная с 1979 года. В первых розыгрышах этого турнира мы могли наблюдать картину, когда сразу несколько человек играло от одной страны. Это приводило к тому, что продвинутые страны могли занять целиком весь пьедестал почета. Как это и произошло в первом чемпионате мира 1979 года, где участвовало сразу 4 китайца. К тому же, их нельзя было назвать простыми любителями. Профессиональная лига в Китае была создана только в 1982 году. А лучшие мастера Китая тех времен вполне успешно боролись с лучшими профессионалами Японии. И даже побеждали Японию в матчах!
Справка: Матчи Китай -Япония проводятся с 1960 года. Впервые китайцы одержали в нем победу в 1976 году. Лучше всех тогда сыграли Ни Вейпинг, показавший результат 6 побед — 1 поражение и его жена Конг Сянгмин, выигравшая все 7 партий.

820c285eab55492faa844b7fda94ceed_th (1)На фото: Ни Вейпинг
Китаец Ни Вейпинг, ставший чемпионом мира среди любителей в 1979 году, уже имел на своём счету победы над такими легендарными японскими мастерами как Хасимото Утаро, Фудзисава Хидеюки, Кадзивара Такео, Исида Йосио и Такагава Сюкаку. Мало кто сомневался в том, что Ни Вейпинг займет первое место в том турнире. А уже через 3 года он гордо носил звание китайского 9-го профессионального дана.

Традиционно состав участников чемпионатов мира получался неоднородным, сильнейшие могли дать слабейшим 9 камней форы, но были вынуждены играть на равных. Это приводило к забавным эпизодам. Так, к примеру, в одном из турниров Ондрей Силт, 6-дан из Чехии решил установить мировой рекорд и одолел своего соперника из Колумбии, потратив менее 5 минут своего времени. При  этом соперник уже давно сидел на бёёми.
Со временем правила любительского чемпионата мира откорректировали, и теперь от одной страны возможен лишь один участник. Обычно судьба первого места решается в партиях между корейцем, китайцем и японцем, а последние несколько лет в борьбу стали вмешиваться мастера из Тайваня. В некоторых турнирах можно было также видеть успешную игру представителя Северной Кореи, но игроки этой страны по непонятным причинам чемпионаты мира часто пропускали.
Первым игроком из России (а тогда это еще был СССР), принявшим участие в чемпионате мира, был казанец Иван Детков в 1986 году. Сыграл он неважно, заняв лишь 15 место.

1

 

На фото: Иван Детков во время чемпионата мира 1986 года

Лучшим достижением в истории российского Го было 4 место Ильи Шикшина в 2013 году. Выше Ильи среди европейцев поднимался лишь голландец Рональд Шлемпер.

178061

 

На фото: Рональд Шлемпер – человек, забросивший Го и основавший свою клинику в г. Фукуока

В 1991 году он показал просто феноменальный результат, разделив 1-3 места (но оставшись третьим по коэффициенту Бухгольца). В том турнире голландец обыграл представителей Китая и Японии. А мастера из этих стран практически никогда не проигрывают европейцам — такие случаи можно пересчитать по пальцам.
Покажу фрагмент одной из таких партий. Герт Гронен, 5-дан (Голландия) — Хирата Хиранори, 7-дан (Япония)

СнимокГерт играл черными и проигрывал. В позднем йосе Хирата провёл сенте ходы в углу и будучи уверенным в том, что черные защитились в А, сыграл тенуки своим 5-ым ходом. В ответ Гронен съел камни белых и японец тотчас же сдался.
Отметим также, что никогда за всю историю турнира чемпионат мира не проводился в Европе или Америке. Россия будет первой неазиатской страной, принявшей у себя этот турнир.
Илья Шикшин позднее стал одним из европейских профессионалов и, к сожалению, он не сможет принять участие в предстоящем чемпионате мира среди любителей 2020 года (если только не использует тесудзи от Лю Чуна со сдачей профессионального диплома). А он имел бы реальные шансы улучшить свой результат 2013 года и побороться за медали. Непонятно, кто в итоге будет представлять нашу страну во Владивостоке. Из возможных кандидатов: молодые Григорий Фионин из Санкт-Петербурга и Антон Черных из г.Жуковский (Московская область). Они никогда ранее не принимали участия в чемпионатах мира. Кстати, Антон в эти дни проходит длительную стажировку в китайской Го школе, и мы надеемся, что он вернется в Россию, резко усилив своё мастерство. Последние годы Россию на чемпионатах мира часто представлял Дмитрий Сурин, но ему на момент проведения турнира во Владивостоке будет уже 48, а это тот возраст, в котором сложно рассчитывать на резкие взлеты и обычно остается надеяться лишь на отсутствие резких спадов.
В любом случае попадание кого-либо из россиян, европейцев или американцев в топ-3 будет считаться сенсацией. А уж если займем первое место … Об этом можно только мечтать. Хотя, если мы вспомним последнее интервью Александра Морозевича … Он обещал нам постепенное выравнивание силы игры мастеров разных стран мира — тех, кто будет регулярно работать с компьютерными программами. Вдруг именно чемпионат мира 2020 года станет таким турниром, где неожиданно сотрутся границы, а азиатов потеснят с пьедестала?

 

Перевод с английского: Дарья Кошкина

Как привлечь людей в клуб Го?

От редактора: Эта дискуссия завязалась на англоязычном Го форуме lifein19x19.com. Нам показалось интересным поделиться опытом популяризации Го в других странах. В следующих выпусках нашего журнала мы постараемся собрать комментарии по этой теме от наших экспертов.

tucson club admin:
Пока что небольшой приток посетителей был от информации, размещённой на сайте AGA (Американская Ассоциация Го) – размещается информация о местном клубе с обновляемым (правильным и актуальным) расписанием занятий. Тем не менее, мы бы хотели заполучить больше новых игроков.

schultz:
Способы, в которых участвовал я сам:
– Играть в здании Союза студентов местного университета.
Результат: был “траффик” из проходящих мимо людей, два человека остановились посмотреть, но новых членов клуба у нас не появилось. В тот же вечер побывал в шахматном клубе университета, но никто не заинтересовался Го.
– Играть в местной кофейне (участвовал всего несколько раз).
Результат: Поскольку активно в этом не участвовал, о результатах сказать не могу (новых людей не привлекли).
– Стенд/лавка на местном фестивале или ярмарке игр (мероприятие было посвящено именно настольным играм)
Результат: Был определённый интерес со стороны посетителей, несколько человек учили правила и даже играли. Новых членов не привлеки, но познакомились с людьми из другого Го-клуба из соседнего города, с тех пор проводятся партии по переписке и
совместные турниры.
– Поход на горячие источники, куда мы взяли с собой пластиковые доски и камни.
Результат: было весело, но в основном замечали на себе странные взгляды. Поговорили с парой людей, но, в основном, никакого интереса или новых людей.
Личные наблюдения:
Действительно, очень помогает информация на сайте AGA и возможность её обновлять. С её помощью мы познакомились с другой (бОльшей) группой игроков, о которых мы не знали. Мы объединились и создали более организованный клуб с большим количеством игроков. Важно, чтобы информация на сайте всегда была актуальной, и чтобы в обозначенное время в клубе всегда был кто-нибудь. Или же позаботьтесь о том, чтобы как-то оповещать людей об отменах занятий или изменений в расписании. Ничто не сможет убить клуб быстрее и испугать новых (или потенциальных) игроков, чем несостоявшиеся (без предупреждений) встречи.
ЛУЧШИЙ СПОСОБ по моим наблюдениям- это всё же личные связи. Люди приглашают в клуб своих друзей и родственников, обращаясь к ним лично, и помогают им в обучении и адаптации в клубе. Это всегда самые преданные члены клуба – друзья, которым нравится проводить время друг с другом, даже подкалывать друг друга, а далее – играть в Го за пределами клуба. Если у вас нет таких связей, то стоит позаботиться о том, чтобы в клубе были постоянные люди, по-настоящему преданные игре, которые бы приходили туда неделю за неделей.

rengo

Shenoute:
Мой опыт схож с тем, что описал schultz. Различные мероприятия привлекают лишь случайных прохожих (мероприятия, связанные с японской культурой, манга и аниме фестивали, особые мероприятия в музеях, публичный игровой день, организованный властями города в каком-либо парке и подобное). Ни разу подобным способом мы не привлекли нового игрока в клуб. Множество людей узнали правила, некоторые были явно заинтересованы (люди проводили время за игрой в Го, когда вокруг было множество других интересных игр и развлечений). Возможно, кто-то и начал играть, но в другом клубе, лично я не видел, чтобы кто-то позже стал регулярным посетителем клуба. За все годы три(!) человека пришли в клуб, научившись правилам на таком мероприятии, но ни один из них не стал постоянным членом.
Единственными, кто стал регулярно приходить в клуб, были люди, которые уже играли раньше – самостоятельно научились правилам и играли в интернете. “Друзья друзей” также (как пишет schultz) приходили в клуб, но надолго не задерживались.
Я не знаю, что здесь посоветовать. Возможно, поможет определение своей целевой аудитории и работа с ней. В клубе, куда я хожу сейчас, осталось всего 8-10 игроков, чаще всего приходят 5-6 человек, с таким количеством очень тяжело чувствуется потеря каждого игрока

schultz (в ответ Shenoute):
Думаю, всё сводится к тому, что Го – это “нишевое” занятие, возможно, работа для “своей” аудитории и может помочь, хотя нам это вообще никак не помогло (попытки привлечь игроков среди студентов технического университета). В маленьких клубах любая потеря одного или двух человек может привести к гибели клуба, а оставшимся игрокам приходится работать больше.
EdLee: Мои подсчёты во многом похожи.
Более 10 лет мы регулярно играли в кофейне. Мы выдали более 2000 визиток нашего Го-клуба.
– Число прохожих, ставших регулярными посетителями клуба – НОЛЬ
В лучшем случае, в клуб приходят более 10 человек.
– Число регулярных посетителей клуба, знавших о Го до этого – 100%
Гипотезы:
1) Культурный барьер (в США) относительно го слишком высокий.
2) Ситуация могла бы отличаться, если бы место для регулярных встреч клуба было бы в определённом месте, например, в здании технического факультета университета. В некоторых популярных университетах появляется тренд против студентов азиатского происхождения.
3) Если вы устраиваете регулярные встречи клуба в публичных местах со скоплением обычной публики (например, кофейня), ожидайте, что 100% прохожих\посетителей пройдут мимо.
Пища для размышления:
– Популярен ли американский футбол где-то кроме Америки?
– Занимаются ли где-то борьбой сумо помимо Японии?
– Играют ли где-то в сёги помимо Японии? (Кто играет в Го и сёги в самой Японии? Есть ли новое поколение игроков, которое заменит предыдущее?)
– Прежде, чем кричать о различиях, поищите сходное – некие культурные и исторические факты.
– Первое видео, набравшее миллиард просмотров на YouTube, – PSY – GANGNAM STYLE – актуальная реальность, в которой мы сейчас живём.
Knotwilg:
(УТОЧНЕНИЕ: я состоял в клубе (который сам же основал) с 1994 по 2001 год, но после отошёл от дел.)
Для того, чтобы привлечь новых членов в клуб, нужно:
1) заставить их появиться в клубе
2) заставить их вернуться
В ваших силах контролировать пункт №2 и избегать того, что заставит людей бежать прочь, а именно:
– когда люди приходят, их встречают закрытые двери.
– или же им сначала нужно кого-то позвать, и этот человек “возможно придёт”, но ему скоро “надо домой” (со мной такое часто происходило в иностранных клубах).
– когда люди приходят, клуб открыт, но их никто не приветствует и не общается с ними.
– или же обратная сторона последнего – “садись за стол, в ближайшие три часа ты будешь моим учеником”.
– и не надо быть совсем отчаявшимися (“а ты придёшь на следующей неделе? Ну пожаааааааааалуйста!?”).
Чтобы всё прошло удачно: будьте там, приветствуйте новичков, помогайте им преодолеть стеснение (“нет, я просто постою и посмотрю”), но пусть они при этом наслаждаются игрой в своём собственном ритме без насилия. Люди хотят быть частью чего-то уже великого и интересного. Нужен баланс между ощущением у игрока своего “я” и принадлежностью к вашей группе.
Что же касается первого пункта, здесь мало что можно сделать, а волны популярности игры наподобие феномена “Хикару” или АльфаГо вообще вне нашего контроля. Как уже отмечалось, онлайн расписание всегда должно соответствовать реальности, и чтобы люди, отправившиеся на занятие в клуб, попали на него.
Если вы “вылавливаете” новых игроков, то эффективнее делать это на мероприятиях для определённой аудитории, каким либо образом связанной с Го – мероприятиях, связанных с японской культурой, выставках игр, конференции программистов и т.п. – там у нас лучше получалось привлекать людей, а не в группах, где людям и без того интересно друг с другом.
Основная мысль всего сказанного: сосредоточьтесь на том, чтобы люди оставались, а не на том, чтобы они приходили.

c8a8c09b3bc836e6fcf10ca205425c14

schultz (в ответ Knotwilg):
Именно это я и хотел сказать. Не зацикливайтесь на количестве игроков. Пусть всё проходит легко и непринуждённо. Мне нравилось ходить в клуб и знать, что есть другие люди, которые любят эту игру так же, как и я. Старайтесь только распределять нагрузки равномерно. Выгорание – ещё одна причина смерти клуба (относится не только к Го).
Распространяйте информацию о себе, чтобы любой человек, который уже увлекается Го, мог найти клуб и включиться в его жизнь. Не обязательно пытаться завлечь туда людей, которые раньше никогда не играли.

Pangolino:
Клуб, который я посещал, находился в городе с большим количеством студентов. Каждый год появлялось множество новых людей (~8-10k) – студентов-новичков, которые искали для себя какое-то сообщество или группу по интересам. Это была весьма плодородная почва.
Фестивали, ярмарки и подобные им мероприятия никогда не работали.
Единственный сработавший способ – флаеры, которые мы распространяли по городу везде, а также объявления в университетских изданиях. Мы делали это для всех факультетов университета, но чаще всего люди приходили с факультетов программирования, математики и физики, поэтому мы сфокусировались на распространении информации именно на этих трёх факультетах.
Что дальше? – Наверное, это уже известно. Будьте дружелюбны, не проявляйте излишнюю агрессию, не будьте слишком настойчивыми, пусть люди просто наслаждаются игрой.
Печальный аспект состоит в том, что после 4-5 лет студенты заканчивают учёбу и покидают город, но, возможно, они откроют уже новый клуб в другом месте.

Elom:
Если применять принципы игр касательно обсуждаемой темы (как в шахматах – изучать сначала эндшпиль до миттельшпиля, а миттельшпиль до дебютов) – приоритеты следует расставить так: выявить все негативные моменты для новичков в клубе и устранить их, не зацикливаясь на самом привлечении, а также сконцентрироваться на том, чтобы сохранить людей, а не добавлять новых.
Если чаще всего вы привлекаете людей рассказами о том, как круто играть в Го, намного эффективнее будет подумать о существовании разных типов людей и всевозможных причин, по которым они могут захотеть уйти из клуба, а затем устранить эти причины. Создайте среду, где люди захотят находиться, а затем уже привлекайте их туда.
Особняком стоит работа над устранением предрассудков людей касательно настольных игр в целом  – если это будет сделано, то клуб добьётся большего успеха в сохранении и увеличении количества игроков.

 

Михаил Каймин

В волонтёры б я пошел, пусть меня научат…
или как организовать Го-турнир с помощью волонтёров
Волонтёры – люди особенные. На первый взгляд они такие же, как все: у них есть семья, работа, учеба, личная жизнь, но они всегда найдут время, чтобы добровольно совершать добрые поступки и делать других людей чуточку счастливее. В России 2018 год объявлен Годом волонтёра. Помогать людям – вот главный принцип волонтёрской деятельности, а помощь требуется в самых разных областях.
Одним из направлений добровольческой деятельности является спортивное волонтёрство. Все мы знаем, что организация небольших локальных и региональных турниров – и так дело не коммерческое: за это всегда отвечают руководители местных клубов и федераций, которые питаются святым духом получают доходы в других местах. Однако, когда речь заходит о масштабных турнирах, где счёт участников идёт на сотни, рук катастрофически не хватает. Кажется, волонтёрам на таких турнирах – самое место.
Может показаться, что, пригласив волонтёров, организаторы могут расслабиться – успешное проведение соревнований гарантировано. Но все не так просто. Необходимо провести большую организационную работу, чтобы волонтёры принесли пользу и сами получили удовольствие.

DSC_6457

В этом году группа волонтёров из России участвовала в крупном мероприятии – международном Го-конгрессе в Италии (EGC 2018, Pisa). Команда организаторов конгресса, не имея опыта проведения таких соревнований, бросила клич, приглашая волонтёров со всего мира. В Пизе сформировалась поистине международная команда добровольцев! Волонтёрами стали не только игроки в Го, но и не играющие в Го школьники, студенты, их родители, бабушки и дедушки.
Попытаемся свести в одно целое наш опыт работы как организаторами, так и волонтёрами.

1. Где и как найти волонтёров
Почему люди идут в волонтёры? Однозначного ответа нет. Для кого-то это способ сэкономить и съездить на турнир, не заплатив турнирный взнос, для кого-то – шанс попробовать что-то новое, кого-то привлекает работа на общее благо, кто-то ищет знакомств или улучшает иностранный язык.
Искать проще всего там, где уже знают об игре Го: в среде школьников, студентов и их родителей. Нужна реклама на официальных сайтах федераций, в социальных сетях и других связанных информационных ресурсах. Сделайте рекламу разнообразной: плакат «Ты записался добровольцем?», статья с благодарностями волонтёрам, броские футболки или бейсболки. Игроки и их родители увидят, что волонтёры есть, они нужны и ими несложно стать.
Кроме того, существуют специальные ресурсные центры или другие общественные организации, поддерживающие волонтёрское движение (например, в Москве это «Мосволонтер»). Через них можно дать рекламу и найти заинтересованных лиц, ничего пока не знающих об игре Го. Кстати, в Пизе с нами работали местные школьники 15-16 лет, у которых подобная практика проходит в обязательном порядке каждое лето.

2. Как отобрать / познакомиться до начала турнира
Во-первых, надо грамотно бросить клич: написать, когда, где и для выполнения каких обязанностей нужны волонтёры; указать требования и пожелания, дать контакты для связи.
Во-вторых, разместить объявление, чтобы его увидели как представители го-сообщества, так и потенциальные спортивные волонтёры не из мира го.
Соберите информацию от желающих, включая контактную информацию и ограничения по выполняемым обязанностям («не могу таскать тяжести», «говорю только на суахили», «ненавижу детей», «не могу работать после обеда» и пр.). Также узнаем размер одежды, если планируем изготовление униформы.

И приступать к планированию (если Вы ещё этого не сделали раньше).

3. Как спланировать работу волонтёров

Сначала на основе личного опыта и опыта других организаторов соревнования составьте список всех возможных обязанностей, которые возьмут на себя волонтёры (с указанием, сколько примерно человек надо).
Например, перевозить и грузить оборудование, расставлять столы и инвентарь, помогать на пункте пропуска / охраны, работать на стойке информации, регистрировать участников (проверять списки), помогать в гардеробе, присматривать за детьми в «детской комнате», помогать судьям в залах соревнований, выставлять часы и многое другое.
Второй список – это список волонтёров, полученный в п.2 (с пожеланиями, кто что и когда хочет делать). Состыкуйте эти списки в виде таблицы с указанием времени (а может, Вы удержите это всё в уме или обойдётесь тетрадным листом).
Лучше сразу разделить волонтёров на команды, чтобы упростить общение через «капитана» команды.

000208
4. Как организовать работу в процессе
Волонтерам важно выделяться в толпе: одинаковые и яркие футболки, бейсболки или страусиные перья. К каждому волонтёру обращаются по любому вопросу, поэтому подготовьте информацию о турнире (время туров, номера столов, контроль времени, размер коми), о его обязанностях (режим работы, места для перерывов), общая информация (где можно поесть, как добраться до метро, расположение туалетов, бюро находок и пр.). Волонтёр не обязан знать всего, но должен ориентироваться, кому переадресовать вопрос.
Среди организаторов турнира выбирается менеджер по волонтёрам, который координирует работу между капитанами команд и ответственными за направления (например, регистрация, работа в игровом зале, техническая поддержка). Менеджер общается с волонтёрами, доносит до них требования, контролирует выполнение, помогает в затруднительных случаях и т.д. Главное – не задействуйте этого менеджера больше нигде.
Важно, что волонтёры не решают вопросы, связанные непосредственно с партией на доске. Такие вопросы находятся только в компетенции судьи, и задача волонтёра – пригласить его по просьбе игроков.
Задача волонтёра в турнирном зале – готовность оказать помощь игрокам, поэтому ему нужно быть внимательным, доброжелательным и сытым (но не сонным!). Поэтому хорошо, если у волонтёров будет отдельная комната отдыха с чаем, кофе и перекусом.

Интересная идея – организовать отдельные помещения для активного отдыха детей, уже сыгравших свои партии. Это будет неплохой заменой игре в мяч по коридорам. При регистрации участников задавайте вопрос, необходима ли помощь с маленькими детьми. Волонтёрами, присматривающими за ними, назначаются только совершеннолетние.
Детская комната должна быть чистой, светлой, с комфортной температурой воздуха. Лучше всего приобрести игры, которые не содержат мелких деталей – для безопасности малышей. Всем детям очень нравится играть с железной дорогой, с разными конструкторами, а также рисовать. Из мебели нужны столы, стулья, а на пол – большой ковер, который можно легко почистить.

5. Вознаграждение волонтёрам
Волонтёры по своей природе денег не получают, но упростить их жизнь – задача любого организатора. Обдумайте вопросы частичной компенсации проезда, питания. Важная статья расходов – приобретение униформы.

Волонтёры получают льготы при поступлении в ВУЗы, для этого им нужно официально оформить свою работу и получить соответствующие документы (например, личную книжку волонтёра, благодарственные письма от федерации и пр.). Льготы определяются каждым ВУЗом самостоятельно, много полезной информации есть на сайте ресурсных центров.

6. Отчет о работе
Чтобы ваша работа не осталась незамеченной и появились новые желающие помогать на турнирах, надо быть ярче: публиковать красивые фото волонтёров, упоминать и благодарить их в статьях и новостях. Делать памятные грамоты или иные сувениры. Любить, холить и лелеять!
7. Пословицы и поговорки о волонтёрах
Семеро волонтёров с сошкой, а один организатор – с ложкой
Наши волонтёры в булочную на такси не ездят
Волонтёр волонтёру рознь
Гусь свинье не товарищ, а волонтёр волонтёру – друг, товарищ и брат!
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож
Волонтёр мал, да удал
Не имей сто рублей, а имей сто волонтёров
Не место красит волонтёра, а волонтёр место
На волонтёра учиться всегда пригодится
У семи волонтёров дитя без глазу

 

Владимир Нестеров
Канон вэйци в 13 главах (перевод с китайского)

“Канон вэйци в 13 главах” – самое древнее, полное и популярное в Китае сочинение по теории вэйци. Сочинение было создано в эпоху династии Северная Сун при императоре Жэнь-цзуне (1049-1054 гг.). Это сочинение было широко известно при династии Сун, а также при последующих династиях: Юань, Мин и Цин. Некоторые авторы включали его в подборку сочинений, некоторые помещали с сборники партий, а некоторые издавали отдельной книгой. Уже на протяжении более 900 лет эта книга привлекает внимание любителей вэйци в Китае и за границей, некоторые принципы, изложенные в ней, относятся к “золотым правилам” вэйци. Лю Шаньчэн в “Краткой истории развития вэйци в Китае” пишет следующее: “Секрет широкой популярности “Канона вэйци в 13 главах” заключается главным образом в том, что содержание этой книги очень богато, а принципы очень глубоки. В отличие от других сочинений, этот “Канон” обладает конкретностью, полнотой, системностью и глубиной. Автор этой книги благодаря своему мастерству в вэйци и глубоким познаниям достиг выдающихся результатов для своего времени и сделал огромный вклад для последующих игроков.”
Конечно, автор “Канона” не написал его просто так, ни на чём не основываясь. При написании книги автор, без сомнения пользовался богатым опытом предыдущих поколений и древними сочинениями по вэйци, соединив его с собственным опытом.
Хотя существуют различные мнения по поводу того, кто является автором данного сочинения, в настоящее время почти повсеместно считается, что автором является чиновник и литератор Чжан Цзин (1005-1078 гг.) из г. Хэяна (город на территории современной провинции Хэнань).

Предисловие

Люди говорят: “Когда вы наелись и нечего делать, почему бы не поиграть в вэйци?” В книге Хуань Таня (ок. 40 г. до н. э. – ок. 32 г. н. э.) – философ, музыкант и астроном эпохи Хань) “Новые суждения” говорится: “В мире есть такая игра, как вэйци. Возможно, это разновидность военного искусства. Лучшие игроки далеко распространяют свои позиции, окружают большие пространства и поэтому выигрывают. Средние игроки затевают борьбу, пытаются выиграть её и получить выгоду, поэтому могут как выиграть, так и проиграть. Чтобы определить их проигрыш или поражение, нужно считать очки. Слабые игроки окружают стороны, получают маленькую территорию.” Так происходит с эпохи Вёсен и Осеней (период китайской истории с 770 по 476 г. до н. э., когда в Китае царствовала династия Чжоу) до наших дней. Однако не прекращаются вопросы о том, как совершенствовать своё мастерство в вэйци. Здесь мы обобщили главные причины победы и поражения и разделили их на тринадцать глав. Некоторые из них сходны с военным искусством, и мы предлагаем их вашему вниманию.

451069
1. О вэйци

Все вещи и все числа начинаются с единицы. Количество линий на доске – триста шестьдесят одна. Единица – это главная цифра, если ты ей овладел, то можешь управлять всеми четырьмя направлениями. Триста шестьдесят – это столько же, сколько дней в году. На доске четыре угла – столько же, сколько времён года. В каждом углу девяносто пунктов – столько же, сколько дней в сезоне. По краю доски семьдесят две линии, столько же, сколько сезонов (В данном случае имеются в виду другие сезоны – не привычные нам весна, лето, осень, зима, а периоды по 5 дней, на которые делится год в 360 дней для удобства ведения сельскохозяйственных работ. Таких сезонов в году 72) в году. Всего триста шестьдесят камней, половина из них – чёрные, половина – белые, так же, как инь и ян. Линии образуют доску, перекрестия линий называются пункты. Доска квадратная и не двигается, камни круглые и перемещаются (В смысле перемещаются не по доске, а рукой игрока из чашки на доску). С древности и до сих пор не было двух одинаковых партий. В книгах сказано: “Вэйци всё время меняется.” Поэтому игрок должен глубоко и всесторонне думать, чтобы постичь причины победы и поражения, только так можно превзойти уровень древних мастеров.
2. О планах

В вэйци, чтобы создать позицию, строят стандартные формы; чтобы победить соперника, прибегают к гибкости. Поэтому игрок должен быть уверен в себе и иметь чёткий план, тогда это отразится на доске. У того, кто всё просчитывает ещё до того, как началась борьба, больше вероятность получить преимущество. Соответственно, тот, чьи планы хуже, имеет меньшие шансы добиться преимущества. Тот, кто не может оценить свои шансы на победу или поражение, когда борьба уже началась, тот не способен строить планы. Военное искусство гласит: “Кто строит много планов, то побеждает; кто строит мало планов, тот не побеждает, а что же говорить о том, кто вообще не строит планов?” Если посмотреть с этой точки зрения, то победа и поражение будут очевидны.
3. О балансе

В начале партии непременно нужно следовать важным правилам. Сначала поставить камни в углы и разыграть дзёсэки, затем распространяться через два пункта. От двух камней распространяются на три пункта, от трёх камней – на четыре пункта, от симари в углу можно распространиться на пять пунктов. Камни, расположенные близко, не обязательно соединятся, расположенные далеко – не обязательно будут разделены. Всё это мудрость древних, которую должны усвоить последующие игроки. Я ещё не видел, чтобы кто-то нарушил эти правила и добился успеха. В “Книге песен” (первый древнекитайский поэтический сборник, созданный, как считается с 11 по 6 век до н. э., и считавшийся непререкаемым авторитетом для многих древних китайских авторов) сказано: “Если нет хорошего начала, то не будет и хорошего конца.”
4. О борьбе

Суть искусства вэйци заключается в точном расчёте и крепкой форме. Лучший игрок занимает центр, игрок низкого уровня занимает стороны, игрок среднего уровня занимает четыре угла. Это непреложное правило. Другое непреложное правило гласит: “Лучше потерять несколько камней, чем потерять сэнтэ”. Некоторые ходы выглядят как сэнтэ, но ведут к отставанию. Некоторые ходы выглядят как потеря сэнтэ, но на самом деле ведут к опережению. Атакуя левую сторону, думайте о правой. Атакуя сзади, думайте о переднем крае. Если две группы не могут выжить по отдельности, не позволяйте сопернику их разделять. Если две группы могут выжить сами по себе, то не нужно их соединять. Позиция должна быть перспективной, но камни не должны стоять слишком далеко друг от друга. Также позиция должна быть крепкой, но камни не должны быть скученными. Чем спасать камни и выживать, лучше пожертвовать камни и получить преимущество в партии. Чем пускаться в неоправданную атаку, лучше естественным образом укрепиться. Когда у соперника вокруг много камней, а у вас мало, прежде всего думайте, как выжить. Когда у вас вокруг много камней, а у соперника мало, обязательно воспользуйтесь этим, чтобы развить преимущество. Тот, кто умеет побеждать, не вступает в локальную борьбу. Тот, кто умеет правильно построить свои камни, не полезет в схватку. Тот, кто умеет бороться, не проигрывает. Тот, кто умеет проигрывать, даже если уступит, сохраняет спокойствие. Игра в вэйци начинается со стандартных форм, затем посредством неожиданных приёмов достигается победа. Поэтому нужно убедиться, что ваши формы крепки, и у вас нет слабостей, только тогда можно, воспользовавшись тем, что соперник этого не ожидает, развить внезапную атаку. Если соперник без особой причины укрепляется, он обязательно хочет начать атаку. Если соперник жертвует камни, он обязательно хочет взамен получить ещё большую выгоду. Тот, кто играет, не раздумывая, тот никогда не построит плана. Тот, кто отвечает, не подумав, идёт к поражению. В “Книге Песен” сказано: “Идти осторожно и с боязнью, как будто под ногами глубокая пропасть”.

kniga-nesterova

5. О силе и слабости

Если говорить о вэйци, то если много групп, ваши силы разъединены, если силы разъединены, то группы трудно спасти. Нельзя играть слишком агрессивно, в противном случае противник усилится, а вы ослабите себя. Если вы слабы, то вас легко атаковать, если вы крепки, то вам трудно угрожать. Нужно проявлять гибкость, а не придерживаться какой-то одной линии игры. В книгах сказано: “Когда представится возможность, наступайте; когда возникли сложности, отступайте.”
6. О знании себя

Мудрец знает, что должно произойти ещё до того, как это случилось. Глупец не понимает, что произошло, даже если это уже случилось. Поэтому тот, кто знает, какая ему грозит опасность, и при этом получает выгоду за счёт соперника, побеждает. Тот, кто знает, когда можно вступать в борьбу, а когда нельзя, побеждает. Тот, кто знает как играть, когда много камней и когда мало камней, побеждает. Тот, кто подготовился к борьбе, вступая в борьбу с тем, кто не готов, побеждает. Тот, кто накапливает силы и, когда соперник ослабеет после атаки, нападает на него, побеждает. Тот, кто не вступает в борьбу, а стратегически переигрывает соперника, побеждает. Лао-цзы (ок. 571 – ок. 471 г. до н. э. древнекитайский философ, основоположник даосизма) сказал: “Мудр тот, кто знает себя.”
7. Об оценке позиции

Играя в вэйци, необходимо строить свою позицию так, чтобы все камни были связаны друг с другом. С начала и до конца каждым ходом надо стремиться получить сэнтэ. Если борьба такова, что победитель ещё не определился, нельзя допускать ни малейшей ошибки. Если у вас в партии преимущество, то все помыслы следует направить на выживание. Если вы отстаёте, то необходимо смело идти на борьбу. Если играть по краям доски, то даже если вы выживете, то всё равно проиграете. Если вы находитесь в невыгодном положении и не осознаёте этого, то ваше положение станет ещё хуже. Если вы нетерпеливы и очень хотите выиграть, то будете часто проигрывать. Если вы ведете борьбу с соперником, то сначала окружайте его снаружи. Если вас окружили и помощи ждать неоткуда, то не надо убегать. Если вы в опасности и позиции ваши разбиты, то не надо играть. Поэтому в вэйци издревле существует понятие “убегать, не убегая”, “играть, не играя”. Ошибочных путей очень много, но лишь один путь ведёт к победе. Только тот, кто хорошо понимает и правильно оценивает ситуацию, часто добивается победы. В “Книге Перемен” (древнекитайский философский трактат, созданный, как считается в период с 11 по 8 век до н. э.) сказано: “Когда вещи приближаются к концу, они изменяются; изменившись, они существуют долго.”

8. О чувствах

Когда человек приходит в этот мир, он ничего не понимает, и его сознание чисто и ничего не отражает; когда человек соприкасается с окружающими нас вещами и явлениями, у него появляются мысли и эмоции, он может выносить суждения. Если применить это правило к вэйци, то можно заранее предсказать победу или поражение. Тот, кто играет крепко и не жаден, тот много получает; тот, кто играет небрежно и жадно, тот много теряет. Тот, кто не бросается просто так в борьбу, а предпочитает укрепляться, побеждает; тот, кто невзирая ни на что, хочет съесть противника, проигрывает. Тот, кто проиграв, извлекает урок, тот повышает своё мастерство; тот, кто выиграв, становится гордым и заносчивым, тот понижает свой уровень. Тот, кто обращает внимание на свои недостатки, а не на недостатки других, получает выгоду; тот, кто атакует соперника и не замечает, что соперник атакует его, несёт ущерб. Тот, кто сосредоточен на партии, может предусмотреть всё; тот, кто отвлекается, тот легко совершает ошибки. Тому, кто имеет далёкие замыслы и играет масштабно, сопутствует удача; тот, кто имеет мелкие замыслы и пытается поймать соперника на ошибках, потерпит неудачу. Тот, кто серьёзно относится к сопернику, то силён; тот, кто недооценивает соперника, погибнет. Тот, кто может обобщать, сопоставлять и делать выводы, тот имеет высокий уровень; тот, кто мыслит однотипно и стандартно, имеет низкий уровень. Тот, кто постоянно хранит молчание, не даст возможности сопернику разгадать свои замыслы; тот, кто не может усидеть на месте и сохранять спокойствие, вызывает раздражение. В “Книге Песен” сказано: “Надо попробовать понять, о чём думает другой человек.”
9. О лжи и правде

Кто-то скажет: “Вэйци – это искусство хитрости и обмана, преследования и убийства, разве это не коварство?” Я отвечаю: “Нет, это не так.” В “Книге Перемен” сказано: “Когда армия выступает в поход, должна быть дисциплина. Если нет дисциплины, то даже хорошие дела превращаются в плохие. В таком случае между хорошими и плохими делами нет разницы.” В военном деле не поощряется обман и коварство, так утверждали все философы эпохи Борющихся Царств (эпоха в истории Китая с 5 в. до 221 г. до н. э., когда несколько царств боролись за овладение всей страной). Хотя вэйци – это всего лишь игра, но по сути своей это то же, что военное искусство. Поэтому существует очень много уровней понимания этой игры, и каждый игрок играет на своём уровне. Игроки, имеющие низкий уровень, не обдумывают свои ходы, действуют обманом и коварством. Некоторые из них размахивают руками, изображая позицию, некоторые неосторожными словами дают сопернику возможность узнать свои планы. Не так ведут себя игроки высокого уровня. Они всегда внимательно всё продумывают, играют гибко, сообразуясь с конкретной ситуацией. Их внимание полностью сосредоточено на партии, и до того, как сделать ход, они уже принимают решение. Поэтому они всегда заранее строят планы, как добиться победы, и заранее принимают меры, чтобы избежать поражения. Разве им нужно постоянно разговаривать и размахивать руками? В книгах сказано: “Нужно быть честным и не обманывать.” Именно это и имеется в виду в данном случае.
10. О большом и малом, далёком и близком

В вэйци бывают самые разные ситуации, которые нужно принимать в расчёт. Бывает так, что то, что на первый взгляд кажется выгодным, оборачивается потерей, а то, что на первый взгляд кажется потерей, на самом деле является выгодным. Иногда занятие какой-то области доски приносит выгоду, иногда – ущерб. Иногда нужно играть слева, иногда – справа. Иногда в каком-то месте нужно играть сразу, иногда – погодя. Иногда нужно давить и преследовать соперника, иногда – играть медленно. Не надо соединяться слишком поспешно, идя на жертву, нужно сначала подумать, что вы от этого получите. Иногда вначале что-то кажется далёким, но оказывается близким, иногда вначале что-то кажется малым, но оказывается большим. Если вы хотите усилиться снаружи, то сначала атакуйте внутри. Если вы хотите что-то получить на востоке, то сначала атакуйте на западе. Если ваши позиции слабы и у вас нет глаз, то сначала посмотрите, как будет развиваться ситуация. Если вы этим не повредите своим позициям в другом месте, идите на ко-борьбу. Если вы строите свои камни не так, как соперник, то у вас хорошие перспективы. Если соперник открывает вам дорогу, то не надо ввязываться в борьбу. Выбирайте правильные места, чтобы вторгаться, если нет препятствий, продвигайтесь вперёд. Это всё тонкости игры в вэйци, их обязательно надо знать. В “Книге Перемен” сказано: “Кто же может понять все эти тонкости, как не величайший талант в Поднебесной?”

36d6a881acb79a109acbf86404e5d576

Глава 11. О названиях

Любой ход, который делает играющий, имеет своё название. Камни в вэйци могут быть живыми или мёртвыми, спасшимися или погибшими – из названия уже понятен их статус. Есть такие ходы, как “чун”, “во”, “чо”, “юэ”, “фэй”, “гуань”, “чжа”, “чжань”, “дин”, “цзянь”, “цюй”, “мэнь”, “да”, “дуань”, “син”, “на”, “ли”, “дянь”, “цзюй”, “цяо”, “цзя”, “цзань”, “би”, “цы”, “лэ”, “пу”, “чжэн”, “цзе”, “чи”, “ша”, “сун”, “пань” (Большинство из этих названий с большим трудом поддаются переводу, так как за прошедшие 900 лет обозначения ходов совершенно изменились, и сейчас используются совсем другие иероглифы)
Названий ходов насчитывается всего тридцать два. Тот, кто играет, должен учитывать всё. А о том, как надо реагировать в конкретных ситуациях, играть издалека или вблизи, в одном направлении или в другом, я сказать ничего не могу. Даже тот, кто побеждает благодаря случайности, всё равно не выходит за пределы этих названий ходов. В книгах сказано: “В первую очередь всему надо присвоить правильные названия.” Точно так же и в вэйци.

Глава 12. О разрядах

В вэйци имеется девять разрядов: первый – “жушэнь”, второй – “цзочжао”, третий – “цзюйти”, четвёртый – “тунъю”, пятый – “юнчжи”, шестой – “сяоцяо”, седьмой – “доули”, восьмой – “жоюй”, девятый – “шоучжо”*. Кроме этих девяти высших, есть ещё множество низших разрядов, но о них мы здесь говорить не будем. В книгах сказано: “Тот, кто имеет мудрость от рождения – самый мудрый; тот, кто приобрёл мудрость посредством учения, уступает ему; а тот, кто учится, чтоб приобрести мудрость, потому что столкнулся с трудностями, уступает им обоим.”
Примечание: Некоторые названия разрядов в переводе звучат довольно любопытно, например, “жушэнь” – “ставший святым”, “юнчжи” – “пользующийся мудростью”, “сяоцяо” – “ловкий”, “жоюй” – “играющий безыскусно” и пр.

Глава 13. О разном

Итак, в вэйци углы лучше, чем стороны, а центр лучше, чем углы. Лучше давить, чем окружать, а угрожать лучше, чем давить. Хасами бывает настоящее, а бывает для вида, атака бывает серьёзной, а бывает понарошку. Если соперник преградил вам дорогу, то необходимо также преградить дорогу ему. Если противник угрожает превратить ваш глаз в ложный, необходимо соединиться. Большой глаз лучше, чем маленький, бежать прямо лучше, чем бежать наискосок. Если имеется противостояние, сначала внимательно изучите ситуацию, если камни соперника преграждают вам путь, то не играйте “лесенку”. Если нет хорошего продолжения, ни в коем случае не надо начинать игру в этом месте. Группа, имеющая четыре пункта в самом углу, в конце партии будет съедена. Если построены четыре камня подряд, то, добавив два ханэ с двух сторон, они превращаются в шесть камней, и такая группа обычно живёт. Если ваши камни некрепко соединены, то соперник сыграет нодзоки, и вам трудно будет выжить. Следует избегать того, чтобы играть контр-ханэ, разрезая камни соперника. По-настоящему важные камни расположены в центре, не нужно слишком много играть в углах. Не нужно играть в вэйци слишком часто, так как от этого легко устать, тогда ваш уровень понизится. Не надо играть и слишком редко, тогда вы будете забывать важные моменты, от чего произойдёт много ошибок. Если вы выиграли, не нужно много говорить, а если вы проиграли, не причитайте. Только тот, кто сохраняет спокойствие и соблюдает вежливость, может назваться благородным мужем. Тот, кто из-за проигрыша приходит в ярость – недостойный человек. Если у вас высокий уровень, не надо задаваться, а если у вас низкий уровень, не надо страшиться. Если у вас хорошее настроение и вы раскованны, то вы готовите себя к предстоящей победе. Если у вас колотится сердце и изменилось выражение лица, то вы готовите себя к поражению. Самое стыдное для игрока – попросить переходить, самое позорное для игрока – стянуть незаметно камень с доски. Самая красивая игра – это когда не давят на соперника, самая неискусная игра – это когда постоянно играют ко-борьбу. Играя в вэйци, если вы сделали три хода в одном направлении, то надо сменить направление. Если вы построили квадрат из четырёх камней, то это ошибка. Выигравший с большим количеством очков получает победу, проигравший с малым количеством очков получает поражение. Если у играющих по одной победе и одному поражению, то побеждает тот, кто выиграл больше очков. Если выиграли равное количество очков, то присуждается ничья. Нельзя играть матч больше, чем из трёх партий. Разновидностей ко-борьбы бывает очень много: есть так называемый “золотой колодец”, есть “ворот колодца”, есть так называемое “бесконечное ко” (тройная ко-борьба), есть так называемое “поочерёдное ко” (двойная ко-борьба), все игроки должны их знать. Разновидностей форы также очень много: когда сопернику дают первый ход, когда дают пол-хода (фора в один ход в двух партиях из трёх), два камня, пять камней, семь камней. В вэйци наличие и отсутствие сосуществуют и зависят друг от друга, далёкое и близкое взаимно дополняют друг друга, сила и слабость подчёркивают друг друга, выгода и ущерб перетекают друг в друга, это надо усвоить всем игрокам. Поэтому играть надо спокойно и крепко, но не небрежно, если у вас преимущество, не нужно гордиться. Если вы играете спокойно, но небрежно, то попадёте в опасность. Если вы возгордились, получив преимущество, то проиграете. В “Книге перемен” сказано: “Благородный муж в мирное и спокойное время не забывает об опасности, и пока он живёт, всегда помнит о смерти”.

 

Драгош Баженару
В школе Го Чо Чикуна (1997-1998), перевод с английского

Об авторе: Драгош Баженару, 6 любительский дан из Румынии, в течение одного года он изучал Го в Японии, позднее став одним из сильнейших мастеров Го в своей стране.
Школа располагалась через дорогу от дома, в котором жил Чо Чикун. В школе была комната, в которой жили инсеи — их было не так много. Раньше многие профессионалы держали учеников у себя дома, но эта традиция постепенно уходит в прошлое.

[522106]work-030-jsfwsamНа фото: Чо Чикун, 9-дан
По выходным школа Го превращалась в Го клуб и открывала свои двери для посетителей, плативших за входной билет. В обязанности учеников входило играть с ними, но самой приятной обязанностью считался выгул собаки Чо Чикуна во время обеденного перерыва.
Расписание занятий было строгим, за исключением перерывов на обед и ужин ученики занимались Го с 9 утра до 9 вечера. Мы играли в клубной лиге и изучали партии профессионалов. Кроме этого у нас был доступ к огромной библиотеке с литературой по Го.
Контроль времени в клубной лиге может показаться странным. У нас были длинные партии с контролем 1 минута на ход и блиц с 10 секундами на ход. Бёёми начиналось сразу, без какого-либо основного времени. С таким контролем можно было успеть сыграть целых десять партий за день.

cropped-dragos-oberhof-1На фото: Драгош Баженару
В клубе была собственная рейтинг система, опиравшаяся на процент выигранных в лиге партий.
Партии с длинным контролем игрались с интересной форой. Разница в одном разряде означала, что у сильной стороны отнимали 10 секунд из отведенной минуты, кроме того использовалась система с обратным коми (-3, -5, -8 очков). И только при слишком большой разнице в разрядах на доску выставлялись форовые камни. Чо Чикун сам принимал участие в клубной лиге, но играл только с сильнейшими учениками и исключительно с быстрым контролем. Он неизменно занимал первую ступень в клубном рейтинге.
Одним из учеников Чо Чикуна был кореец Ким Квансик (в настоящее время 7-дан про), но к моменту моего появления в клубе он уже вернулся на родину. Из действующих профессионалов клуб посещали Ким Сучун и Матсумото Такехиса. Также присутствовал Тсуруяма Атсуси, инсей №1 в Японии. Ему лишь немного не хватало везения для получения 1-дана, хотя он мог на равных бороться с другими про.
Примерно в мою силу играли два других ученика — Миямото-кун и Мураками-кун. В то время в Нихон Киин было две группы инсеев — 20 человек играло в группе А , а все остальные (их число могло достигать 60) в группе Б. У меня были похожие результаты с Миямото и Мураками — вместе мы падали в группу Б и снова возвращались в первый эшелон. Однажды я проиграл решающую партию Миямото, упустив свой шанс сыграть в финальном турнире на получение 1-го дана про.

Чо Чикун обычно приходил в школу после обеда. Он наблюдал за партиями и тем, как мы разбирали игры профессионалов, но сам он обычно не играл с нами и даже не разбирал наши игры. Накопившиеся вопросы мы всегда могли задать старшим ученикам в нашей школе.

 

Руслан Холодов

Новейшая теория фусэки. Классификация правильных (востребованных игровых начал)

Русско- и англоязычная переводная литература по Го не содержит удовлетворительной классификации теории начал игры (фусэки). Дебютная теория Го слабо освещена и в открытых источниках, в частности, в Википедии (см. китайскую и японскую статьи о фусэки). Фусэки-боты в этом плане ничем не лучше. Особенно слабой выглядит разработка дебютной тематики в Го по сравнению с шахматами, где начала игры обобщены и систематизированы с математической точностью.

video-2-4
Для тех, кто не владеет ни одним из трёх «основных» языков Го (китайский, корейский и японский), данная ситуация представляет собой проблему. Эклектичное изучение фусэки по базам или устаревшим книгам японских мастеров ХХ века в эпоху бурной «ботизации» игры – не самый удобный способ.
В целях упрощения работы с множеством вариантов фусэки предпринимается попытка классификации теории начал в Го по образцу международных шахмат. Т.е. так, как это уже сделано в сянци, более известных у нас как китайские шахматы. Для этого будет применён научный подход.

Продолжение статьи с таблицами и диаграммами – в PDF файле, доступном для скачивания.

 

 

Александр Динерштейн
Ошибки в задачниках

У А.Р.Битмана есть такое стихотворение:
Не стареют лишь книги по ёсе
И задачи на жизнь и смерть.
А в фусеки – сплошные вопросы.
А в тюбане – страстей круговерть…

Оно было написано до появления AlphaGo, и с частью про фусеки нельзя не согласиться. Все мы знаем, как сильно изменилась теория дебютов с появлением сильных программ. Но вот с задачками Александр Рафаилович был не прав.
Вы сильно удивитесь, но программы находят ошибки не только в книгах по фусеки и джосеки. В задачниках ошибок хоть отбавляй! А поскольку они защищены авторским правом только на территории Японии, то эти задачки кочуют из книги в книгу – конечно же,  вместе с неправильными решениями.
Пойдет ли речь о таких задачках, как супер-сложная 177-ходовая задача от Inoue Dosetsu Inseki (1646-1719)? Её решали почти что 300 лет, но даже в наши дни нельзя утверждать, что решение найдено и его нельзя как-то изменить или улучшить.
Всё гораздо хуже. Даже задачки, в которых надо просчитать вариант на 10-20 ходов вперед, очень часто приводятся с ошибками в ответе.  Отметим, что это исследование было проведено в 2007 году, а компьютерные программы тех лет были гораздо слабее тех, с которыми мы имеем дело сегодня. В исследовании была использована программа под названием ScanLD, специально заточенная под решение задачек. Для самых сложных примеров она считала почти миллиард вариантов на глубину до 100 ходов вперёд. Посмотрим статистику:

Из 500 задачек, собранных из Го книг:
176 задачек или 35.2% оказались для программы слишком сложными — их она решить не смогла, а значит не смогла подтвердить или опровергнуть ответ, приведенный в книге.
235 задачек (49%) по мнению программы были решены правильно
20 задачек (4%) -приводились в книге с ошибочными ответами, еще в 10 задачках (2%) была пропущена возможность организовать ко борьбу, 42 задачки (8.4%) можно было решить чуть лучше, а в 7 задачках (1.4%) нашлось второе правильное решение, которое почему-то забыли привести авторы книг.
Итого имеем минимум 15.8% брака.

В виде примера:

Ход черных. Нужно убить группу белых

Снимок

В книге приводится такое решение, которые ведёт к ко-борьбе:

Снимок

А программа находит вариант, в котором белые погибают без ко:

Снимок

 

Александр Динерштейн
Человек, который порезал бамбу

Ли Сокхонг, 3-дан про (1898-1975) был известным мастером бан-неги. В 1955 году вместе с 13 другими мастерами Го он получил звание 1-го профессионального дана в Корейской Федерации Го, став одним из первых корейских профи.

6KsXZPzAyCc

На фото: Кубок Куксу, первый корейский профессиональный турнир, 1956 год

С одним из соперников в Го клубе Ли Сокхонгу пришлось играть два дня подряд. Ведь согласно корейской традиции игра не прекращается до тех пор, пока в кошельке у проигравшего остаются деньги, которыми он может оплатить поражение с максимальным счетом (манбан или 100+ очков) в следующей партии. Ли Сокхонг давал большую фору и игра шла тяжело — соперник был весьма серьезным. В одной из партий у белых умерла большая группа, и дело шло к разгрому. Перепробовав все возможные способы переломить ход борьбы, Ли решил пойти на хитрость. Он попытался порезать бамбу соперника, а в случае успеха это могло оживить его мертвую группу. Самое интересное было в том, что Ли Сокхонг сделал это камнем чужого цвета, выставив на доску один из пленников. Дело было утром, и это можно было объяснить усталостью. Соперник заметил ошибку, но, не подав вида, решил бесплатно заработать несколько дополнительных очков территории. Как ни в чем не бывало он продолжал играть йосе.

DSC01000
Ли Сокхонг (обращаясь к зрителям, следящим за партией): Куда я до этого сыграл?
Зрители: Вы сыграли в центре, поставив камень чужого цвета
Ли Сокхонг: Да, точно, я перепутал камень. Прошу меня извинить, уже так давно играем, что внимание притупилось
Ли поменял камень соперника на свой собственный и своим следующим ходом порезал бамбу, спасая мертвую белую группу.

www.pdf24.org    Send article as PDF