Дорогие ценители игры Го!

Александр Динерштейн и Российская Федерация Го представляют вам 22-й выпуск журнала Ого.

Сегодня в номере:

Проблема читерства в Го – методы решения

Самая короткая партия в мире

Как стать сильнее – советы от Такагавы

14 шагов для получения удовольствия от игры

Как “учить” играть в Го?

Поездка в Японию с Ясудой Ясутоси

Памяти Ясуды

 

Александр Динерштейн

Проблема читерства в Го – методы решения.

Раньше считалось, что подсказки возможны только при откладывании партий. Здесь можно вспомнить мастерский тесудзи, найденный Маэдой Нобуаки в партии своего учителя Хонинбо Шусаи (в игре с Го Сейгеном). Благодаря этому ходу Шусаи одержал победу, хотя, если верить современным программам, его позиция и без того была выигранной. Партии с откладыванием сохранились лишь в Японии. В Корее и Китае они никогда не были популярными, а в последнее время в этих странах можно наблюдать массовое сокращение контроля на партию, так что даже главные титулы разыгрываются с контролем 10 минут + бёёми. Кроме откладывания партий на следующий день во многих турнирах пропали и обеденные перерывы.

Скандалов с компьютерными подсказками в профессиональном Го мы пока не встречали. Думаю, что здесь всё впереди. В любительских турнирах подобные случаи уже были. Так в одном из недавних крупных турниров в Китае организаторы вынесли запрет на хранение телефона в нагрудном кармане, что сразу же привело к снижениям результатов одного из участников, который смог до этого одолеть Ху Юйцина, многократного чемпиона мира среди любителей. Позднее нарушитель спокойствия снялся с турнира, а анализ его партий выявил 100% совпадение с ходами, предложенными Leela Zero.

za96-fztkpin3177327

В конце 2017 года Китайская Ассоциация Го огласила новые правила, согласно которым игрокам запрещено иметь при себе мобильные телефоны. Даже наличие в кармане выключенного телефона грозит техническим поражением в партии. Также игрокам запрещено посещать свой номер в отеле во время обеденного перерыва. В случае крайней необходимости вместе с игроком в номер должен пройти судья, который обязан исключить возможность компьютерных подсказок.
Так, к примеру, выглядит судейский столик во время одного из профессиональных турниров в Китае.

8l0jL-MqCa0

Из мер, которые активно применяют шахматисты, можно выделить задержку в трансляции партий. В Го я такого пока не встречал, но, думаю, что и нам надо брать эту идею на вооружение. Ведь если трансляция ведется без задержки, то для подсказок достаточно приобрести мини-наушник телесного цвета (цена вопроса – несколько сотен долларов). И тогда подсказывать становится совсем просто – помощнику читера достаточно будет просто открыть КГС, запустить Leela Zero, ELF OpenGo или другую программу и просто диктовать по телефону координаты следующего хода. Но и задержка трансляции не может дать 100% гарантию. Ведь читер может попробовать снимать доску на скрытую камеру, расположенную, к примеру, в бейсболке, очках или пуговице на рубашке. Бороться с таким читерством практически невозможно. Ведь сложно предположить, что организаторы турниров будут ставить в помещении глушилки сотовой связи.

hd-mini-spy-cameras-hat-baseball-cap-hidden

Еще в 2014 году в Корее произошел случай, который попал на первые полосы газет. В клубе, где играли в Го на деньги, был пойман дуэт из игрока уровня кю и 5-го любительского дана, в прошлом победителя одного из турниров. Партия транслировалась через встроенную в бейсболку камеру , а 5-дан подсказывал, куда сделать следующий ход. Подобным образом парочка смогла обогатиться на 45 тысяч долларов США.

В интернет турнирах проблема стоит еще острее. В командном чемпионате Европы на Панданет сомнения в честной игре привели к дисквалификации Карло Метта (4д, Италия) сроком на 2 года и аннулированию его результатов (А Карло смог одолеть нескольких 6-х данов). Позднее это решение было отменено, что привело к протесту от команды Румынии, не попавшей в главный этап соревнования (из-за матча с Италией, сыгранного вничью). На момент написания статьи этот протест еще рассматривается апелляционным комитетом.

У нас в командном чемпионате России можно вспомнить партию Игоря Немлия с Анастасией Стеценко, проиграв которую Игорь подал протест. Апелляционная комиссия турнира пришла к выводу, что факт использования компьютерных подсказок доказать нереально. Прежде всего потому, что в партии встречались грубые ошибки со стороны Анастасии, которые не возникли бы, если бы все без исключения ходы были рекомендованы сильной программой.

Если использовать подсказки разумно, не копируя каждый ход, иногда выбирая ход №2 или №3 в порядке приоритетов, расставленных программой, то обнаружение такие читеров становится затруднительным. Единственное решение, которое, я надеюсь, скоро будет реализовано, это компьютерный анализ всех партий отдельного игрока. У шахматистов на сервере chess.com это реализовано так: все партии, сыгранные на сервере, автоматически анализируются на процент совпадений с лучшими ходами программ, и если этот процент становится слишком высоким, то специальная комиссия рассматривает вопрос и принимает решение о блокировке игрока. Таким образом, с сервера были выгнаны тысячи читеров.  Думаю, что это единственное, что можно сделать. Обязательное наличии вебкамеры, которую предлагают ввести некоторые эксперты (к примеру, Сергей Павлов) затруднит использование подсказок, но не может гарантировать их отсутствие. Читеру просто будет нужен помощник или наличие дополнительного компьютера.

Компьютерный анализ большого количества партий отдельного игрока может быть полезен против “умных читеров” – тех, кто не копируют все ходы подряд, а лишь иногда поглядывают на предложения программы – так, чтобы процент всегда был выше 50 и в игре не было грубых ошибок. Именно отсутствие грубых ошибок является главным признаком игры “в обнимку” с компьютером.

“Ни один адекватный читер не будет делать все ходы по первой линии сильнейшего движка: это и крайне подозрительно, и абсолютно ненужно. Наиболее подозрительным, на мой взгляд, является отсутствие грубых ошибок и отсутствие плохих, математически проигранных позиций. Даже на очень высоком уровне количество грубых ошибок является довольно высоким, как и количество переломов по ходу партии. А вот стабильная, ровная, сильная игра – огромная редкость”
Гроссмейстер Даниил Дубов

Стоит заметить, что не только в шахматах, но и в сёги имели место случаи наказания тех, кто кричал: «Держите вора!». К примеру, в прошлом году на основании домыслов один из топ игроков сёги был обвинен в мошенничестве, лишен матча за титул и исключен из профессионалов. Обвинявшие опирались лишь на факт, что этот мастер интересовался технической возможностью с помощью телефона удаленно подключаться к компьютеру. 4 месяца разбирательств не смогли доказать его вину и в итоге привели к отставке всей верхушки японской ассоциации сёги.

Конкретные рекомендации для турниров, проводимых под эгидой РФГ:

  1. Запрет на запись партии на любые электронные устройства. Во многих программах одним нажатием кнопки можно узнать баланс территорий в партии, что уже само по себе является важной подсказкой. Эту возможность надо предотвращать.
  2. Введение задержки ходов во время трансляций партий на серверах. Здесь можно просто попросить транслятора не выставлять сделанный ход до того, как в партии не будет сыгран ответный.
  3. Для интернет турниров я пока не вижу ничего лучшего, чем сокращение контроля времени на игру. Здесь нам остается только дожидаться появления системы автоматического сравнения ходов с предложениями компьютера.

 

 

Александр Динерштейн

Самая короткая партия в мире

В 1990 году в Корее был основан турнир под названием Кисонг или Кисей, как говорят в Японии. Первым обладателем титула был Чо Хунхен, затем им долгое время владел Ли Чангхо, а в 2008 году турнир прекратил своё существование. В сентябре 1990 года Чо Хунхену предстояло защищать титул, играя матч с претендентом – молодым Ю Чангхеком (в то время 4-дан про). Вторую партию матча было решено сыграть на горе Пэктусан.

vulkan_pehktusan_sverkhu

Историческая справка: Пэктусан – священная гора для корейцев, она упоминается в гимнах обеих корейских государств. Согласно древней легенде корейская нация зародилась именно в окрестностях Пэктусана. Расположена гора на самом севере Кореи – на границе между Северной Кореей (провинция Янгандо) и Китаем (провинция Цзилинь). Китайцы внесли её в число десяти самых известных гор Китая. Большой заповедник в окрестностях горы создали сначала северные корейцы со своей стороны в 1959 году, а потом и китайцы – в 1960 году. В 1979 году обе эти охраняемые территории были объединены в совместный международный заповедник. Особое очарование и красоту Пэктусану придает озеро Чхончжи, что в переводе означает «небесное озеро». Дело в том, что Пэктусан – потухший вулкан. А озеро расположилось как раз в его кратере. Оно занесено в книгу рекордов Гиннеса как самое высокогорное в мире вулканическое озеро. Из-за раздела Корейского полуострова на Южную и Северную Корею граждане Юга могут попасть к озеру и на Пэктусан только через Китай. Раньше верили, что в озере Пэктусан живет дракон, и он не хочет, чтобы люди видели его жилище и нарушали его покой. Для таких поверий о драконе были серьезные основания – вблизи озера иногда слышался гул из-под земли, а по мере приближения к вершине поднимался сильный ветер. Правда наука позднее легко объяснила это – все дело в вулканической активности. Северные корейцы также утверждают, что лидер КНДР Ким Ченир родился в окрестностях этой священной горы Пэктусан, как раз возле озера Чхончжи. Но независимые источники говорят несколько иное – он родился в селе Вятское Хабаровского края, когда его отец Ким Ирсен был офицером Советской Армии. Попытка сменить место рождения руководителя страны на Пэктусан лишний раз показывает то, с каким трепетом и уважением относятся корейцы к этой горе. Кстати, совсем недавно во время встречи президентов Южной и Северной Кореи Мун Чжэин выразил желание побывать на горе Пэктусан. При этом Мун подчеркнул, что хотел бы побывать со стороны Севера, заехав через Пхеньян. Ким Ченын пообещал организовать поездку и сделать все возможное, чтобы она была максимально комфортной.

1_60a75fd8

 

Возвращаясь к партии. Корейская делегация включала в себя также Ким Ина, Чанг Суенга, Ли Чангхо и Джимми Ча. Стартовав в 6:30 утра и потратив много часов на дорогу, корейцы достигли священной горы, расположились в отеле, переоделись в ханбок (традиционную корейскую одежду) и приступили к игре. Однако уже через несколько минут их потревожил китайский полицейский, утверждавший, что на этой территории запрещены публичные мероприятия, демонстрация корейского флага и видеосъемка. Не помогло даже официальное разрешение от Китайской Федерации Го. Корейцам было приказано покинуть место игры и удалить сделанные фотографии. К счастью, несколько снимков уцелели благодаря хитрому Ким Ину, 9-дан про, спрятавшему фотоплёнку в носках.

2015110301000121100007663

Чо Хунхен и Ю Чангхёк успели сделать только 8 ходов. Партию решили не доигрывать и считать завершившейся вничью. С тех пор эта фотография украшает музей Го в Корейской Го Федерации.

 

Как стать сильнее – советы от Такагавы (перевод с японского)

Примечание: Такагава Каку, 9-дан, заслуженный Хонинбо, один из сильнейших мастеров Го Японии середины 20-го века.

1216e12a50bg215

Есть два пути. Первый – разбор собственных партий. Второй – изучение задачек на жизнь и смерть. Для разбора желательно выбирать проигранные игры и пытаться найти причины поражения. Когда вы разбираете свои победы, вам сложнее сохранять объективность. Даже для профессионалов порой бывает очень болезненно и неприятно изучать свои поражения, но только тщательный разбор подобных партий позволит вам отыскать слабости в своей игре.

Многие из любителей Го не умеют расставлять сыгранные партии по памяти. Поэтому надо тренироваться. Пытаться вспомнить 10 ходов, 20, 50, 100. И так до тех пор, пока вы не в состоянии будете воспроизвести всю партию от начала до конца. Если вы играли серьезно, то это не так сложно, как кажется.

Многие думают, что если играть мирно, то счёт вариантов в Го не нужен вовсе. Это заблуждение. Агрессивный соперник всегда найдет способ для того, чтобы обострить игру. А здесь без умения считать варианты не обойтись. Решение задач помогает нам «нарастить мускулатуру». Так, чтобы чувствовать себя увереннее в любой борьбе.

У любителей Го я часто встречаю шаблонное мышление, подчинение стереотипам. «В этой форме – это единственный ход». Это обедняет игру. Да, все мы помним пословицы Го, но не надо путать их с правилами, требующими неукоснительного исполнения. «Не прилипай к слабому камню», «Распространяйся через два пункта от одного камня», «На прилипание играй хане» – это всего лишь рекомендации.

Снимок

Позвольте мне привести пример. Предположим, что белые только что прилипли ходом 1. Пословица советует нам играть хане в А, но бывают случаи, когда выгоднее сыграть вклинивание, удлиниться в С или же вытянуться в Д, не укрепляя соперника. Плюс всегда надо рассматривать возможность тенуки.

Снимок

А здесь мы видим красивое прилипание в джосеки – лучший ход белых в данной позиции.  Если слепо следовать джосеки и играть хане на прилипание, то белые получают плохой результат.

Снимок

Еще один пример, когда шаблонное хане в ответ на прилипание будет ошибкой:

Снимок

Вместо хане стоило сыграть вклинивание (если лестница работает) или же просто удлиниться и комфортно выжить в углу.

Снимок

Эти примеры показывают нам, что одинаковые ходы могут быть плохими или хорошими в зависимости от окружающей позиции. Поэтому не играйте импульсивно, полагаясь на шаблоны. Старайтесь рассматривать даже те способы игры, которые не бросаются в глаза при первом рассмотрении.

 

Такагава Каку, 9-дан

14 шагов для получения удовольствия от игры (перевод с японского)

Существуют всевозможные способы насладиться любимым хобби.

1. Найдите друга, который тоже играет Го. А еще лучше несколько друзей, с которыми вы будете делиться новостями, обсуждать партии профессионалов, вместе участвовать в турнирах.

2. Найдите наставника. Не обязательно это должен быть кто-то, кто намного сильнее. Не обязательно профессиональный игрок Го. Главное, чтобы он был заинтересован в вашем прогрессе, хотел помочь вам усилиться в игре.

3. Найдите соперника. Плохо, если соперник слишком силен или слишком слаб. В идеале это должен быть человек чуть-чуть сильнее вас. Попробуйте догнать его и перегнать.

4. Смотрите телевизионные передачи по Го (там, где транслируются блиц-партии, например, Кубок NHK). Читайте газеты, которые публикуют ежедневные Го колонки. Выписывайте Го журналы и покупайте книги. Это приятный и одновременно полезный способ стать сильнее.

5. Научите членов вашей семьи играть в Го (мечта о том, что ваш сын однажды станет Мейдзином или Хонинбо,  расширяет рамки вашего воображения и богатства вашего духа).

6. Участвуйте в турнирах. Приходите на семинары и лекции.

7. Записывайте свои мысли в Го-дневнике. Это могут быть размышления о ваших ошибках в партиях, гордость за выигранные игры или хорошие ходы, заметки о сопернике с перечислением его сильных и слабых мест.

8. Создайте коллекцию своих игр. Не забудьте добавлять туда проигранные вами партии, как бы это не было болезненно.

9. Играйте в рэнго и парное Го с друзьями.

10. Попробуйте сыграть в Го по переписке. Примечание от А.Д.: Сегодня этот совет потерял актуальность, но даже в наши дни можно найти любителей играть медленные партии на серверах DGS или OGS.

11. В метро или автобусах, принимая ванну или находясь в туалете, используйте время продуктивно. Всегда можно взять с собой новую книгу по Го.

12. Не забывайте, что в Го можно сыграть во время обеденного перерыва.

13. Заведите тетрадь с вырезками из журналов и книг. Там можно хранить позиции, которые вас удивляют, новые джосеки, задачки на жизнь и смерть.

14. Один раз в год отправляйтесь в путешествие со своими друзьями для того, чтобы сыграть в турнире в другом городе или даже другой стране. А еще вы можете провести домашний турнир, придумав призы и пригласив для участия своих друзей.

Следуя этим советам, вы не только будете получать удовольствие от игры, но и сами того не замечая, станете играть всё сильнее с каждым днем.

14441085_1831353350442810_7180639358392216685_n

 

 

Как “учить” играть в Го? (перевод с англ. Евгении Соколовой)

Оригинал статьи: http://bengozen.com/teach-go/

Принцип #1: Не учите играть в Го!

Подождите, что? Разве не вся статья должна быть как раз о том, как правильно “учить”? В некотором смысле это действительно так, но Вы также могли заметить, что слово “учить” специально помещено в кавычки, так как оно подталкивает к совершенно неправильному образу мышления.

Когда кто-то пытается именно учить, он склонен немедленно исправлять любые ошибки. Как только кто-то чувствует себя “учителем”, у него возникает чувство превосходства и желание вырастить “идеального ученика”.

Что имеется в виду под “идеальным учеником”? Какова идеальная ситуация знакомства нового человека с игрой? Он становится одержимым игрой, как и многие из нас. Но в реальности не все новички обладают подобным рвением. Так что многие забывают, что для большинства людей это всего лишь игра. Как шашки, шахматы или компьютерные игры – это не более чем еще один способ приятно провести время. Эти люди не помешаны на игре и не пытаются постоянно повысить свой уровень. В результате, образ мышления при общении с такими людьми должен быть совершенно другим.

“Учить” можно тогда, когда цель – набрать один камень в силе. Это не то, чем вы занимаетесь. Вы просто пытаетесь объяснить человеку правила, чтобы он мог играть самостоятельно. Совершенно не важно, насколько хороши ходы и есть ли ошибки. Если он сможет играть без вашей помощи – цель достигнута.

Представьте, что настольные игры – рестораны в фудкорте, а аппетиты потенциальных клиентов – время и энергия. Когда кто-нибудь заглядывает в фудкорт, решая, чем бы перекусить, он не будет заказывать три порции мяса во всех ресторанах! Для такого просто не хватит размеров желудка.

Так какое же решение? Пробный кусочек! Вы предлагаете потенциальным клиентам попробовать продукт, так как все, что вам на самом деле нужно – это их время, потраченное на дегустацию. Если им понравится, они закажут все интересующие позиции из меню. А если у них нет свободного времени, то они обязательно вернутся еще раз, когда оно появится. В худшем случае их это просто не зацепит, но тогда они хотя бы будут знать, какова на вкус ваша еда, и смогут сказать об этом другим.

Таким образом, ваша цель – не “учить” Го, а в некотором смысле представить его как можно большему количеству людей, которые способны дать вам свое время и внимание. Вы не учитель. Вы любитель Го, который хочется поделиться со всем миром, почему Го – замечательная игра, в которую должен играть каждый. И единственный способ сделать это – не “учить” Го, а познакомить с правилами в легкой и веселой манере.

11277[522191]IMG_5280

Принцип #2: Не усложняйте

Когда человек учится чему-нибудь новому, самое важное – практиковаться, практиковаться и еще раз практиковаться. Не пытайтесь втолкнуть новые продвинутые концепции, когда человек едва только понял, в чем смысл игры. Представьте, что вы только что закончили объяснять, как захватить камень. Спросили, все ли понятно, и ученик кивает в ответ. Вам нестерпимо захочется пуститься в рассказы о жизни и смерти и о том, как работает ко, но не делайте этого! Это худший из всех возможных вариантов.

Необходимо осознавать, что понимание концепции и ее применение – абсолютно разные вещи. Сложно пересчитать случаи, когда идея ясна, но использовать ее в игре почему-то не получается. Например, однажды я разыгрывал с учеником первый захват группы, и позиция на доске стала слегка сложнее. Когда я спросил, какую группу можно съесть одним ходом, ученик не нашел ответа! Разумеется, это не его вина, но это хорошо иллюстрирует то, что я пытаюсь сказать – даже если человек думает, что все понял, на практике это не так.

Вот несколько тем, которые нужно избегать, объясняя игру новичку:

  • Самоубийственный ход

  • Ко

  • Жизнь и смерть

  • Тесудзи

  • Коми

  • Эффективность формы (например, почему пустой треугольник – это плохо)

Это может прозвучать дико для опытного игрока, но я встречал бесконечное число новичков, которые неоднократно играли партии на доске 9×9, даже не интересуясь такими вопросами. Им было просто приятно играть и применять только что полученные знание. В конце концов, разве не проще играть в игру, в которой нет кучи исключений из правил? Набор правил в Го – один из самых простых, так зачем же усложнять?

Кроме того, особенности (как самоубийство или ко) гораздо легче запомнить и понять, когда они открыты игроком самостоятельно. Я неоднократно сталкивался с учениками, которые останавливали игру с вопросом “Подождите-ка… А это что такое?” В таком случае непременно объясните то, о чем они спрашивают. Если человек уже думает на подобном уровне, то он точно освоил все предыдущие уроки и это отлично! В противном случае просто позвольте им играть с элементарными правилами так долго, как им угодно. В конце концов, все, что нужно, – помнить на следующий день, как играть, верно?

Принцип #3: Дайте как можно больше возможностей для успеха

Когда у меня был шанс сделать перерыв в преподавании в прошлую субботу, я заметил классический сценарий на одном из столов: новичок был разгромлен “учителем”, который получил кучу пленных камней. Мой разум кричал в агонии: “Ты хочешь отбить у него все желание играть?!” Я понимаю, что некоторые игроки, которые воспринимают поражение как вызов. но я гарантирую – большинство новичков не такие. Как правило, даже непонимание правил – достаточная причина для того, чтобы отвернуться от игры. А теперь представьте, что вы просто пытаетесь освоить правила, но получаете сокрушительное поражение. Не знаю, как вы, а я бы точно не стал бы пробовать еще раз. И это как раз то, чего мы не хотим получить.

Если вы немного задумаетесь об успешных играх и приложениях, у них все есть одна общая деталь в функционале – обучение интуитивно понятно, и никому не составляет труда его пройти, так как достижение следующего уровня обычно не больше, чем проведение пальцем по тачскрину или клик мышки. Такие приложения стараются сделать процесс обучения веселым и ненавязчивым, и после освоения базовых правил пользователь готов перейти к более продвинутым вещам.

Я совершенно убежден, что в Го все должно быть точно также. Люди отзываются положительно, когда чувствуют, что они завершили что-то и что они успешны в этом. В итоге, абсолютно необходимо давать им как можно больше возможностей для успеха, чтобы они могли это почувствовать. Если вы будете следовать этому совету, то весьма велика вероятность, что ученик будет помнить правила на следующий день и даже поделится этой игрой с кем-нибудь другим.

План обучения для новичков

Конечно, некоторые из вас интересуются, как я знакомлю новичков с игрой. Пока я работаю над подробным описанием, вот некоторый общий план:

  • Начинаю с самых основ. Использую другие игры, с которыми большинство уже знакомы, чтобы проиллюстрировать отличия правил Го. Например, в шахматах или шашках фигура ставится в саму клетку, в Го – на пересечение линий.

  • Объясняю концепцию дамэ (дыхание, степень свободы) и даю им возможность попрактиковаться, считая степени свободы у камней. Это очень простой способ дать им возможность понять что-то и почувствовать, что они делают успехи.

  • Если время позволяет, даю попрактиковаться в захвате камней – это подготовка к идее захвата групп. Вы можете выложить на доске форму и окружить ее полностью, за исключением одного камня, а затем дать ученику угадать правильный ход для захвата всей формы.

  • Играю несколько игр с первым захватом на доске 9×9. (1) Я воздерживаюсь от каких-либо тесудзи и намеренно оставляю слабости, которые можно атаковать. (2) Я постоянно разрешаю (даже поощряю) брать ход назад. (3) Моя цель – не победить, а дать ученикам постоянную возможность практиковаться и применить то, что уже было выучено.

  • Если они все еще заинтересованы в следующем шаге, то только тогда я объясняю концепцию территории и важность того, как это определяет победителя в игре. Обычно людям сложно понять этот момент, но я использую аналогию с войной, когда две противоборствующие стороны заключают мирный договор по разделу территории. Чаще всего этого достаточно.

  • Наконец, я даю им 6-9 камней форы (на доске 9х9) в зависимости от того, как быстро они усвоили все предыдущие концепции, и играю с ними. Да, фора смешная, но помните, что я не пытаюсь победить. Я просто хочу, чтобы они играли. И если они играют и проводят больше времени за игрой, моя цель достигнута.

Напоминаю, старайтесь избегать всех исключений (ко, самоубийство и т.д.) и нюансов, пока человек сам не спросит о них или пока они не возникнут в игре естественным образом. В большинстве случаев я не позволяю ко образоваться на доске, так как я хочу дать ученику как можно больше времени для освоения базовых принципов Го.

Некоторые советы из моего опыта

  • Не убивайте большие группы. Если вы играете на доске 9×9 и видите, что группа имеет только один глаз, не пытайтесь убить ее. Наоборот, постарайтесь играть таким образом, чтобы новичок построил два глаза, даже не понимая этого.

  • Если счет вот-вот станет разгромным, вам лучше быть проигравшем стороной. Как более опытный игрок, вы не должны испытывать удовольствия от разрушительной победы над новичком. Более того, если ситуация сложилась таким образом, вам должно быть стыдно. Если кто-то и проигрывает, то это должны быть вы.

  • Если у группы только один глаз в конце игры (9×9), не снимайте ее с доски и просто посчитайте очки. Это, вероятно, сложно для большинства игроков в Го, но я, честно говоря, не вижу, зачем подчеркивать статус мертвой группы. Новичок не узнает, что вы спустили все на тормозах, и не будет чувствовать себя унизительно разбитым. Как только вы закончили играть и очки подсчитаны, вы обычно переходите к новой игре. Так в чем смысл?

Подводя черту, вы должны помнить следующее: люди не обязаны учиться, играть и даже помнить о существовании Го. Совершенно не важно, если они никогда не получат ранга или никогда не сыграют на доске 19х19. Если человек узнал от вас об игре и приблизительно знает, как играть, вы уже внесли огромный вклад в Го-сообщество. И возможно, просто возможно, однажды люди перестанут приходить ко мне и спрашивать, играю ли я в реверси.

35726209_1714003288720363_3120475340351209472_n

 

Jean DeMaiffe (перевод с англ. Дарьи Кошкиной)

Поездка в Японию с Ясудой Ясутоси

Примечание А.Д.: Недавно к нам пришла печальная новость из Японии. В возрасте 54 лет ушел из жизни Ясуда Ясутоси, 9-дан. Человек, который посвятил себя популяризации Го. Он обучал игре в детских садах, домах престарелых. Ясуда написал несколько книжек, которые были изданы на английском языке: Go As Communication – The Educational and Therapeutic Value of the Game of Go и Let’s Play Go! Ясуда никогда не боролся за крупные титулы, но мне нравился его подход к игре. Он играл в своем собственном, неповторимом стиле. Без шаблонов. Часто начиная партию с хода в центр доски.

В память о мастера предлагаем вашему вниманию две статьи, первая – Jean DeMaiffe (США)  и вторая – Виктора Богданова.

z_9c2f2bb6

“Я посетил разные учебные заведения, в том числе дошкольные, начальные школы и младшие классы средних школ, а также учреждения для умственно отсталых детей. Игра, которую я продвигаю – это атари-го с несложными правилами. Фактически, кто угодно может насладиться игрой, узнавая одно, простое правило… Я получил удивительные результаты. Я видел, как у детей и взрослых вновь загорелись глаза… Во время общения с людьми возле доски, когда группа отдельных игроков становится одной командой во время игры, мы вдруг наслаждаемся взаимодействием с другими, забывая о своем социальном статусе. В процессе обдумывания следующего хода и нахождения правильного ответа самостоятельно, мы реализуем свой собственный великий потенциал.” Ясуда Ясутоси (из книги Go As Communication, Slate and Shell Press, Richmond, VA, 2002.)

Cimg0018

Занятия в детских садах Ясуда-сэнсей всегда начинал с подготовительных вопросов. Кого из детей все еще держали на грудном кормлении, когда их укладывают спать, кому сколько лет и прочее. Затем он мог внезапно спросить, кто из детей ест свои козявки. Это вызывало бурный смех, и все конечно же отрицали это. Затем он рассказывал, что некоторые из его учеников их едят и спрашивал, каковы они на вкус. Какой-то ребенок ответил: «Вкусно, как чипсы». К этому моменту дети влюблялись в Ясуду-сэнсея и жаждали узнать, что он дальше им расскажет. Со школьниками подход был иным. Он просил поднять руки тех, кому нравятся тесты. Обычно таких было один или два или вовсе не было. Тогда он заявлял, что если бы было больше рук, он бы рассказал им, как заработать в тесте на 10 баллов больше, а затем переходил к уроку. Еще одним вопросом, убиравшим барьер между ним и учениками, был: «Кто любит (или не любит) учиться?», и сам он говорил, что в детстве ему это не совсем нравилось. У старшеклассников он спрашивал, у кого есть девушка или парень, и говорил, что научит их тому, как найти себе пару, а затем показывал, как нужно ставить камень на доску. После он спрашивал, кого из парней больше всего ненавидят в классе, а у кого лучшие оценки по математике, и делал их капитанами команд. В команды набирали девочек, после партии Ясуда-сэнсей говорил первому мальчику: «Уверен, что в будущем ты будешь нравиться девушкам». Он мог спросить у учеников про будущее, кем они хотят стать, а затем рассказать, как в три года он хотел стать водителем мусоровоза, потом певцом, затем бейсболистом, но в 10 лет он получил травму ноги, и тогда ему пришлось учиться играть в Го.

«Если вы думаете, что вы можете что-то сделать, вы можете это сделать. Но если вы не верите в это или только лишь надеетесь, вы не сможете это сделать. Иногда вы бьетесь об стену. Не сдавайтесь.
Постарайтесь преодолеть ее. Затем вы встречаете другую стену, преодолеваете ее, и это повторяется вновь и вновь. Иногда я был настолько разочарован тем, что у меня плохо получалось, что я плакал. Одно время я так сильно плакал, что наполнил свою подушку кровавыми слезами».

Иногда уроки начинались с рисования иероглифов кандзи, например, бегущей лошади. Ясуда спрашивал, в какую сторону бежит лошадь, а затем переходил к иероглифу, обозначающему «Го». На демонстрационной доске он показывал постановку камня, затем просил учеников подойти и поставить камень на доску, а в случае ошибки поправлял их. Далее он рассказывал про захват камня и также просил учеников поставить камни, осуществляющие захват, на доску. Часто ученики сначала ставили не 4, а 8 камней, тогда Ясуда подсказывал им, позволял подумать и поставить камни по-другому. Затем он устраивал командный матч в атари-го — девочки против мальчиков, ученики против учителей… Он обучал обязательному этикету и приветствию перед партией с пожеланием удачной игры. Если кто-то уходил от захвата камня, он показывал, что было бы, если бы этот ход не был бы сделан. Если кто-то долго думал, он притворялся спящим и громко храпел. После каждого хода он говорил: «здорово» или «хорошо» и звал следующего ученика. Таким образом, больше людей вовлекалось в игру. Иногда дети начинали кричать «Опасность! Осторожно!» Стоит отметить, что Ясуда никогда не употреблял слово «атари».
Ясуда всегда улыбался и подбадривал медлительных, стесняющихся или нервных учеников. Он наклонялся, чтобы быть их роста и смотрел им в глаза. Когда ученик сдавался, Ясуда все равно хвалил его за хорошую игру. После окончания партии он также учил детей благодарить друг друга за игру. Он обращал внимание только на игру и её участников. Дети, которые занимались другими делами, были вне его зоны внимания.
Иногда он привлекал к игре учителей или других взрослых. Он инструктировал их и просил следить за тем, чтобы дети не сделали два хода подряд. Он старался сделать так, чтобы у каждого учителя и ученика была возможность поучаствовать. Если кому-то не удалось сделать ход в командной игре, после партии Ясуда звал этого ученика сыграть уже с ним. Он мог сказать детям, что он 9 дан и настолько силен, что может играть с ними во сне, но для этого надо вести себя тихо.
После того, как он рассказывал о координатах на доске, он играл против учеников вслепую — они делали ход и называли цифры, он отвечал, сидя спиной к доске и с повязкой на глазах. Во время партий он мог корчить рожи, изображать камни, находящиеся в опасности и дрожащие от страха, или, наоборот, ликование после хорошего хода. Во время хорошей погоды, если занятие проходило в детском саду, он мог выйти с детьми на улицу, и там в роли камней были уже они. Ясуда и еще трое детей брались за руки и становились вокруг четвертого ученика. Таким образом, он показывал захват камня. После этого начиналась командная игра, где часть детей была «захватчиками», а часть – «камнями».
Ясуда всегда поддерживал детей. Он мог сказать им, что это всего лишь игра, если видел, что ученик слишком сильно переживал. Если ученик сомневался, он мог сказать: «Поставь камень туда, куда хочется». Если ребенок сбивался из-за подсказок других детей, Ясуда говорил: «Не доверяй другим, доверься себе».
На одном из детских фестивалей Ясуда рассказал своим ассистентам о том, как он начал преподавать Го детям. Он увидел по телевизору передачу о 14-летнем подростке, который покончил жизнь самоубийством. Дети в Японии, как и в других странах, могли страдать от насилия, плохого образования, мыслей о самоубийстве… Ясуда задумался о том, как он мог бы изменить жизни детей. Он был сертифицированным профессионалом, но не хотел использовать подход к обучению, практиковавшийся Нихон Киин. Он думал о том, что Го может помогать, в особенности, он желал помочь трудным детям и подросткам. Ясуда прочитал предсмертную записку того 14-летнего подростка. В конце погибший написал своим родителям: «Простите меня». Ясуда задумался, почему дети не могут просто поговорить с родителями или друзьями. Они находятся где-то внутри себя, они много думают, но не могут сказать все это вслух. Может быть, им нужен иной способ разговора? Ясуда решил, что таким способом может стать Го.
Началось с детского сада в Сёнае. Все знают, что Го полезно для процесса обучения, контроля над разумом, воспитания, но никто до этого не преподавал Го в школах. Было важно узнать мнение обычных учителей из того детского сада (не связанных с Го), а они чаще всего говорили: «Ну и что?» или «Я слишком занят(а)». Ясуда не сдавался. Он решил обучить учителей атари-го. Игра была несложной и не занимала много времени. И им понравилось. На следующий день один из учителей принес в детский сад комплект игры 9х9. Детям играть тоже понравилось, но полюбили они не само Го, а игру с учителем. Вначале они просто перебирали и ставили камни, и «выигрывали», и «проигрывали» без обучения правилам Го и атари-го. Ясуде это даже понравилось, потому что педагог позволил детям учиться самостоятельно.

Cimg0020
Ясуда рассказал об ученике, который был изгоем, и у него всегда были сопли на лице. Спустя месяц обучения Го, где он проявил себя хорошо, у него больше никогда не было соплей. Раньше он всегда был один, и никто не предлагал ему платок. Он был один, потому что мог привлечь внимание только подлыми способами. Но вдруг он начал приходить в садик рано утром и просил директора поиграть с ним в Го. Они играли каждый день, и неожиданно ему стали интересны различные совместные занятия, вскоре это поняли и другие дети, и они стали играть и заниматься вместе. Мальчик изменился изнутри. У него появились друзья, которые стали давать ему носовой платок. Спустя полгода учителя сказали, что у того мальчика были успехи не только в Го, но и в рисовании и изготовлении различных поделок.
В одной из школ учителя спросили Ясуду: «Зачем нам учиться играть в Го?», но после одного занятия заметили изменения на лицах детей. Дети были счастливы. Одна учительница заявила, что впервые в жизни увидела, как улыбается ее ученик, страдающий аутизмом. Это был первый опыт Ясуды в работе с детьми с ограниченными возможностями, с тех пор он начал преподавать Го детям с различными проблемами со здоровьем. Он отправился в школу для глухих детей. Некоторые из них не очень хорошо говорили, но во время командного матча и атари все кричали: «Опасность! Опасность!» Дети, которые плохо ходили, во время партий хотели встать. Все хотели участвовать в игре. Ясуда говорил, что дети с ограниченными возможностями многому его научили. Часто они одиноки и изолированы, но каждый из них — особенный. Однажды Ясуда решил организовать матч между учениками с умственной отсталостью и обычными детьми. Сначала дети из первой группы просто кричали и бегали. Но, когда все сели играть, появился контакт — дети стали разговаривать друг с другом. У воспитателей ушло три года, чтобы научить детей с умственной отсталостью здороваться по утрам, но во время матча другие дети научили их этому за несколько минут.

Однажды Ясуда с детьми отправились в больницу для людей с ограниченными возможностями здоровья. Одна пациентка могла только лежать. Шестилетняя девочка стала играть с ней в Го, она по очереди делала свои ходы и держала женщину за руку, прикладывала к ее пальцам камень и ставила его на доску. Девочка комментировала все ходы и после одного из «ходов» женщины сказала: «О, хороший ход!». После этого пациентка начала улыбаться. Ясуда заплакал. Он думал, что женщина не была по настоящему живой, но ее оживила маленькая девочка. Сколько людей относились к этой женщине как к человеку? Ее родственники, врачи и прочие обращаются с ней как не с живым человеком, но маленькая девочка не обратила внимание на ее состояние — ей просто хотелось сыграть в Го. Возможно, когда эта девочка вырастет и заведет своих детей, она расскажет им о той самой улыбке.
В одной из школ для людей с ограниченными возможностями ученики и учителя подготовили костюмы и декорации в стиле традиционной Японии. Под музыку и обряды этикета Ясуда-сэнсэй начал объяснять, как правильно поставить и захватить камень, а затем прошли те же традиционные командные игры. Однако процедура, проведенная в иной обстановке, помогла взглянуть на это по-другому. Увиденные вновь приемы не были скучными, а присутствие на уроке не было мучительным и тягостным. На уроках Ясуды можно было увидеть людей различных возрастов и особенностей развития, но все они легко обучались основам Го при помощи простых педагогических приемов.

i4FT34bpK_U
Однажды Ясуда получил письмо от жителя Гвинеи. Этот человек увидел Го в Париже. Он писал, что в его стране проживает множество враждующих племен, говорящих на разных языках. «Го может помочь моей стране. Если мы будем обучать игре маленьких детей, возможно, они не станут убивать друг друга, когда вырастут. У них будет способ общения.» Ясуда понял, что Го может быть языком общения без слов. Тогда он решил в ближайшие годы посетить Конго и Гвинею.
В 2000 году после очередных вопросов детям о парнях/девушках и любят ли они тесты, Ясуда спросил детей, зачем они ходят в школу, если там у них нет пары и они не любят тесты. Все засмеялись. Затем он вновь рассказал про свой путь к своей мечте, и они заплакали. Он легко мог заставить детей плакать, а затем вновь смеяться.
После дети попросили его рассказать, как получить хорошие оценки за тесты. Ясуда написал на доске два иероглифа – «учить» (что-то) и «учиться», спросил, что им больше нравится и чем одно отличается от другого. Он пояснил, что часть первого иероглифа обозначает обязанность, что-то, что приходится делать, а другая – «строго», «тяжело». А часть второго иероглифа обозначает «подражать». Когда вы хотите чему-то научиться, вы копируете то, что делали другие до вас, те кто знал, как это правильно делается. Другие части этого иероглифа обозначают «крыло» и «солнце», все вместе можно понять как «птенец должен многократно взмахнуть крыльями, чтобы взлететь к солнцу». Ясуда продолжил объяснение рассказом о себе. В школе ему не нравилось ничего учить, и педагог обозвал его глупцом. Ясуда считал, что в учебе он сильнее своего одноклассника. Но Ясуда тратил время дома на изучение Го, а его одноклассник на уроки, потому что это требовали от него родители. Ясуда решил, что тот тоже играет в игру, но другую, и он мог превзойти этого мальчика, если бы воспринимал учебу и уроки как игру. Он сказал детям: «Если вы ненавидите учебу, она будет для вас очень сложной. Но если вы решите для себя, что это игра, где я могу победить, вам начнет нравиться и вы добьетесь успехов».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
В другой раз ученики спросили, что важнее всего в браке. Одна из девочек ответила: «Заботиться о детях», и все зааплодировали. После Ясуда спросил у учительницы, что самое важное в отношениях до брака. Она ответила, что раньше она полагала, что важно иметь общую философию, но потом поняла, что важно быть счастливыми друг с другом, при этом «философия» может быть разной. Затем Ясуда спросил у директора школы, что было самым важным, когда он был помолвлен. Директор ответил: «Ее красивая улыбка». На тот же вопрос другая учительница ответила: «Мне было важно, чтобы он был добрым, но он не был, и мы развелись». После всех историй Ясуда раздал детям наборы для Го. В тот день у него было еще несколько уроков. После ассистенты спросили у него, просят ли ученики устроить продолжение этих вводных бесед и что вообще стоит спрашивать. Ясуда ответил, что на самом деле суть Го не в территории, как учат обычно, а в контактных боях, атаке и защите. Множество ходов делается лишь для того, чтобы понять, как думает противник.
Основные принципы, которые можно усвоить из деятельности Ясуды:
– научите самому малому, далее ученики будут учиться самостоятельно;
– вступайте в личный контакт с публикой; рассказывайте о концепции просто и ясно;
– где возможно, сопровождайте обучение подходящими движениями;
– вовлекайте в процесс всех;
– включайте командный дух.

 

Виктор Богданов

Памяти Ясуды

Первый раз я встретил Ясуду во время Чемпионата мира 1996 года в городе Омачи. Городок маленький и не примечательный, а вот Чемпионат оказался очень запоминающимся. Во-первых – я занял последнее призовое восьмое место в Чемпионате Мира и сыграл со всеми корейцами: северным, южным и американским! Во-вторых – нас принимали просто классно и по-олимпийски. Все жители города принимали участие в этом празднике. Я предположил, что все это случилось в свете предстоящей через год Олимпиады в столице префектуры Нагано. На нас просто учились общаться с дикими иностранцами, которые даже не умеют пользоваться нормальными японскими палочками. Мы принимали участие в разных мероприятиях, конкурсах и в развлекухах с детьми, играли в Го 9 на 9, сидя на асфальте с десятками пацанов и тд и тп. По большому счету, дети в Го играли не здорово, а тогда я еще стремился всех победить. Поэтому решил, что атари-го – это не наш путь!

Честно говоря, я не обратил особого внимания на Ясуду. Прослушал лекцию профессионала 8 дана по обучению детей в детских садах и в начальных классах школы. А моя практика уже показала, что играли дети еще не блестяще! Запомнил только вопрос от матери Майкла Редмонда (сейчас он про 9 дан, США) к Ясуде: какого уровня в Го должен быть учитель или воспитатель в детском саду. Ответ: лучше бы они вообще не умели играть! Чтобы учителя и ученики учились параллельно вместе. Вот и все, что я вынес с первой встречи с Ясудой.

В конце 1998 года после Чемпионата мира в парах мне предложили задержаться на несколько дней в частном токийском го-клубе в и чуть-чуть подзаработать (то есть поиграть с посетителями), а потом переехать поближе к аэропорту Нарита в город Сакура-сити. Там я познакомился с любителем Го господином Ао, который после общения с Ясудой начал распространять атари-го в родном городе. Мы вместе с ним ходили по детским садам, и я постоянно чувствовал себя новогодней елкой: каких только гирлянд на меня не навесили, а в руки еще всунули глобус, на котором мы постоянно искали мой родной Петрозаводск! Но в целом, я надеюсь, что кто-то из маленьких японцев заинтересовался игрой Го…

После Чемпионата мира 1999 года, который проходил в Ойте, на самом южном острове Кюсю, примерно треть участников Чемпионата, в соответствии с планом организаторов, задержалась в Японии на несколько дней. Вот тут-то я и попал в заботливые руки господина Ясуды! Мы все вместе стали посещать детские сады и начальные школы. Хоть я эту процедуру уже и проходил на полгода раньше, но она дополнялась вечерними общениями и обсуждениями дневных приключений с Ясудой.

Стало понятно, что он уже распространил свой метод обучения не только в одном маленьком городке Омачи! Оказалось, что несколько лет назад он заинтересовал муниципалитет города Омачи во всеобщем обучении игры Го и проведении Чемпионата мира 1996 года. Основная его идея была – распространение самой элементарной игры атари-го. Кто первый съест камень – тот выиграл. Если игра окажется слишком простой, то возможны любые усложнения. Например, кто первым съест 5 камней. В принципе атари-го подходит для очень маленьких детей 3-6 лет, для ветеранов крепко за 60 лет и для людей с проблемами здоровья и развития. А дома простые детишки могли учить хоть чуть-чуть своих родителей древней японской игре. Дешево и сердито! По-сути – наш Нью-Васюки по-японски!

И вот уже через несколько лет он ездит по всей Японии и подталкивает всех японцев к игре Го и к общению через игру Го. Он проводит семинары с учителями в разных префектурах раз в месяц. Он обсуждает с ними результаты детей, планирует, что надо объяснить детям в ближайшем будущем. Спрашивает, какие вопросы возникают у детей. Подсказывает, как на них надо отвечать. А потом исчезает на следующий месяц. В принципе, получается, что один единственный человек обучает сотни и тысячи детей, а через них еще и их родителей! И это действительно становится реальным фактом. Конечно, в Японии есть традиции в Го. Конечно, самые маленькие дети медленно осваивают атари-го. Естественно, атари-го – игра очень простая и ограниченная, но если кому-то она понравилась, то в Японии он сразу может перейти на стадию нормального Го. Но важен сам факт – один человек сумел поднять такую огромную толпу людей!

Раньше я уже видел основную современную проблему японского Го – резкое уменьшение интереса к игре, особенно среди молодежи. Старое поколение игроков постепенно умирает, а на смену ему приходить некому! Примерно два поколения выросло в Японии почти без Го. Го – слишком умная игра для очень умных стариков. Бейсбол, гольф и тому подобное – это понятнее и важнее для молодежи и для современных бизнесменов. Закрываются частные го-клубы, финансирование турниров сильно сокращается. Трудно поверить, что когда-то Чемпионаты Мира по Го просто купались в деньгах! Участники Чемпионатов мира получали бесплатные билеты в бизнес-класс очаровательной японской авиакомпании JAL. К тому же, можно было выбирать маршрут с пересадками и с парой остановок по всему миру! Единственная наша неприятность – въездные визы и транзитные визы для граждан СССР. К сожалению, я только слышал об этом от иностранцев, но не поучаствовал в этом празднике жизни…

В Японии есть специальные центры, совмещающие детский сад и дневной стационар для престарелых. Там старики помогают детям узнавать мир, а дети заполняют смыслом жизнь ветеранов. Одни еще слишком маленькие, а вторые уже не могут заниматься чем-то более важным. Как то раз мы с Ясудой были в таком заведении, и я там играл в атари-го. После меня черные сразу делали два хода подряд. Ведь оба хотели попробовать сделать ход – и ребенок, и старик. Как тут им откажешь? Тем более, у каждого было по камню. Ясуда очень профессионально хвалил обоих за хорошие и удачные ходы не со стороны игрока, а со стороны педагога и психолога. Смешно, но сдуру один раз я даже выиграл! Видимо, всем понятна разнополярная сообразительность детей и стариков? Но при этом сам Ясуда в таких ситуациях всегда оставлял им шанс выигрывать…

В ноябре 2001 года я побывал в доме Ясуды. Вместе с ним посетил начальную школу, в которую ходил его сын. В школе Ясуда спросил учеников, кто уже смотрел Хикару-но-го? – Практически все! Кто пробовал играть в Го? – Только два-три пацана примерно из сотни второклассников. И это в Японии, где везде есть го-клубы! По моим понятиям, пользы от распространения атари-го в Японии от Ясуды на порядок больше, чем от мультфильма!

Ясуда пригласил госпожу Юки Шигено (бывший секретарь Международной Федерации Го) и меня вместе посетить разрекламированное в 80-ые годы в Японии место – Немуноки. Высококлассный госпиталь для проживания в нем 100 или 300 (сейчас я точнее не могу оценить количество мест) для неизлечимых врожденных инвалидов. Знаменитая японская актриса 70-80-х годов госпожа Мияги Марико потратила все свои гонорары и пожертвования самых разных японцев на строительство и на обслуживание этого комплекса. Ясуда  всегда был желанным гостем в Немуноки. Он всегда прекрасно общался с инвалидами на почве атари-го! А врожденные инвалиды там были либо очень, либо крайне тяжелые и с самыми разными заболеваниями. Для всех он находил правильные слова. Вечером мы смотрели балет, частично в исполнении людей, передвигающихся по жизни только в инвалидных колясках. Я слышал, что госпожа Марико хотела оставить комплекс под руководством Ясуды.

В последние годы Ясуда стал часто ездить по миру и рекламировать атари-го во всех странах. В отличии от остальных профессионалов, он получал поддержку от Министерства Культуры Японии, а не от Нихон Ки-ин. Потому что Го – это часть японской культуры.

В октябре 2010 года во время Чемпионата Мира по парному го Ясуда расспрашивал меня о развитии игры Го в России и неожиданно спросил о возможности посещения России в январе следующего года. Оказалось, что он уже вот-вот собирался вылетать во Францию и Швейцарию, а оттуда перебраться в Северную Африку. Одной из африканских точек планировался Кот-д‘Ивуар, но Министерство культуры и МИД Японии сильно рекомендовали заменить Кот-д‘Ивуар на любую другую страну. – Слишком опасно! Тогда почему бы и не Россия? Повезло нам – повезло и ему! Ему пришлось заменить только одну Африканскую страну, а не весь список. Все остальные североафриканские страны превратились в факел на пару месяцев позже его турне!

В результате 3 января 2011 года я встретил Ясуду в  аэропорту Пулково. Мы погуляли по Питеру, договорились с местными ребятами о нескольких встречах в го-клубах в середине января и переехали в Москву. Прямо с поезда отправились в город Жуковский, чтобы пообщаться с участниками Первенства России до 12 лет 8-9 января.

y_04e6499b

В Петрозаводске 14 января 2011 года посетили школу для детей с проблемами зрения. Несколько ребят с интересом научились играть в атари-го и получили специальные комплекты для слепых.

За годы нашего знакомства Ясуда вырос от 8 до 9 дана. Иногда я начинал сомневаться, а так ли он силен в Го? Возможно, его специально повышали чисто для представительства атари-го внутри Японии? Только один раз в Петрозаводске мы разыграли начало партии на равных только для телекамеры и партию не закончили. Но накануне в Москве Олег Межов очень уверенно проиграл Ясуде партию на трех камнях. Для меня – это достаточно убедительно! Больше серьезных партий в исполнении Ясуды я не видел и, к сожалению, уже никогда не увижу…

y_0541092e

PDF24    Send article as PDF