Дорогие ценители игры Го!

Александр Динерштейн и Российская Федерация Го представляют вам 20-й выпуск журнала Ого.

Сегодня в номере:

Как сделать Го популярнее?

Шахматист, который играл в Го

В чем секрет популярности Го? (часть вторая)

Джимми Ча – профессионал Го и покера

Игра Го и “Хагакурэ”

Учимся у AlphaGo

Как не попасться в хамете?

Женщина, играющая в Го

Гобан (рассказ в стиле хоррор)

 

Александр Динерштейн

Как сделать Го популярнее?

Попробуем сравнить популярность шахмат, Го, покера и компьютерных игр.

Естественно, шахматы и Го проигрывают в популярности, потому что популярность – это именно количество любителей, а не профессионалов. Возьмем, к примеру, покер. Людей, понимающих психологию и умеющих считать вероятности на высоком уровне единицы, в то время как обычных ценителей покера, играющих просто для своего удовольствия, процентов 90-95. И таких ценителей игры миллионы.

Так почему же популярность покера и компьютерных игр растет? Всё дело в шансах на победу. Даже если я играю хуже своего друга, рано или поздно я соберу фул-хауз, а от этого увеличивается азарт и желание продолжать игру. Представьте, что в шахматах на 5 ходу случайно появлялся бы второй ферзь, или вам выпадает шанс сыграть 2 хода подряд в Го. Но к счастью (или к сожалению), Го и шахматы это игры, где нужна постоянная работа мысли, где нельзя отвлечься ни на секунду, а разница в умении играть имеет решающее значение. “Расклад, батенька, расклад”, – вы никогда не услышите эти слова из уст победителя турнира по Го.

10k Main Event World Championship Final Table
Дальше мотивация. Чем должен быть мотивирован человек, чтобы заниматься шахматами? В покере – это деньги. Победа в крупном турнире может принести более 10 миллионов долларов. В компьютерных играх – это признание сверстников. А умением хорошо играть в шахматы современную молодежь не удивить, потому что битва происходит в умах. Огромная работа мысли, результатом которой будет Rh7+ всегда будет проигрывать в зрелищности красивой компьютерной графике или фотографии победителя покерного турнира на фоне пачек с деньгами (и не важно, что 10.000 человек оказались в проигрыше, заплатив при этом немаленький взнос за участие).

Если рассматривать нашу любимую игру Го, то шансы перегнать по популярности покер или компьютерные игры , к сожалению, близки к нулю. Но если мы с вами постараемся, то нам вполне по силам составить конкуренцию шахматам. Эта та цель, над которой надо работать!

Мы должны тщательно анализировать подходы к популяризации Го и шахмат, перенимать идеи шахматистов. Ведь эта та игра, которая вполне сравнима с Го по зрелищности, точнее её не зрелищности, если рассматривать трансляцию турнира по Го на ТВ.

Попробуем перечислить то, что есть в шахматах, но отсутствует в Го.

1. В этом году шахматисты впервые провели европейский чемпионат корпораций. Первое место заняла РЖД, второе – Сбербанк.

2. Ежегодно проводится европейский командный турнир среди общеобразовательных школ.

3. Проводятся блиц-турниры с участием vip-персон (депутаты, артисты), где гроссмейстеры дают фору по времени (Александр Морозевич, к примеру, рассказывал о том, как тяжело ему далась партия со Станиславом Говорухиным). А совсем недавно политики и представители творческих профессий приняли участие в первом шахматном турнире в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. Этот турнир планируется сделать ежегодным.

image_12

4. Проводятся личные и командные чемпионаты мира среди ветеранов.

5. С 1927 года проводится шахматная олимпиада – турнир, на который съезжаются команды со всего мира. В прошлом году здесь были представлены аж 182(!) страны.

6. В России мы можем наблюдать традиционный матч блондинок против брюнеток, который всегда привлекает внимание СМИ.

IMG_8454

7. Существуют отдельные мировые рейтинги по рапиду и блицу – в этих дисциплинах проводятся официальные чемпионаты. А ускорение контроля – это то, что притягивает зрителей и даже дает шанс на прямую ТВ трансляцию.

Мы можем заметить попытку шахматистов продвинуть свою игру в школьную программу – сделать её обязательным предметом. Этому сложно воспрепятствовать, но нужно попробовать сделать шаги в сторону замены этого предмета на общий курс настольных игр. Так, к примеру, Александр Щетитин, мастер ФИДЕ и тренер по шахматам предлагает такой подход:

“1-2-3 классы: крестики-нолики, волки и овцы, домино, морской бой и другие простейшие игры
4-5-6 классы: шашки, рендзю, отелло, нарды, эрудит, судоку
И только потом, в старших классах знакомить детей со сложными играми, объясняя Го, шахматы, бридж и «Что? Где? Когда?»”

Александр Щетинин уверен, что в таком случае реально привить ребёнку любовь к игре, а не отвращение из-за дополнительно навязанного скучного предмета. А уже сам ребенок в будущем сделает выбор:  какие игры навсегда забыть, а в какие продолжать играть.

Я считаю, что ценители всех перечисленных здесь игр должны сделать общие шаги в этом направлении или даже объявить сбор подписей за замену урока шахмат на урок настольных игр.

 

Александр Динерштейн

Шахматист, который играл в Го

Перед нами есть пример Александра Морозевича, одного из сильнейших шахматистов мира, который смог достичь 1-дана в Го. А сегодня я хотел бы рассказать вам историю об одном шахматном мастере, который был близок к тому, чтобы выиграть чемпионат Европы по Го.

220px-Hiong_Liong_Tan_1962
Тан Хионг Лионг (1938 – 2009) был индонезийским шахматистом. Он научился играть в шахматы у себя на родине, но полное погружение в игру произошло в 1956 году, когда Тан переехал в Нидерланды со своими родителями и поступил в Амстердамский университет.
В 1960 году он выиграл золотую медаль на шахматной Олимпиаде в Лейпциге, где играл в составе команды из Индонезии на 4 доске (с результатом 14 побед, 1 поражение, 5 ничьих). В 1962 году Тан разделил первое место на шахматном турнире IBM в Амстердаме, а годом позже получил звание международного мастера по шахматам (в то время это было очень престижное звание). В его короткой шахматной карьере можно вспомнить победу над Авербахом, ничьи со Смысловым, Бронштейном, Глигоричем, О’Келли.

В начале 60-х в шахматном кафе в Амстердаме собирались лучшие шахматисты города. Компанию им составляли ценители карточных игр и первые в Голландии почитатели Го. Группа опытных шахматистов, включая Тана, Langeweg, Van Wijngaarden, Rebattu и Krabbe увлеклись этой игрой и буквально через несколько недель после знакомства с правилами Го решили бросить вызов команде Амстердамского Го клуба. Шахматисты победили с разгромным счетом 9:1. Тан Хионг Лионг был единственным, кто проиграл свою партию, но это происходило на первой доске, а его соперником был чемпион Голландии по Го Альберт Шильп (Albert Schilp). Примечательно, что в 1957 году Альберт Шильп был близок к тому, чтобы стать чемпионом Европы по Го, но тот Европейский Го Конгресс (а это был первый Го Конгресс в истории) игрался на форе, а потому его победителя Альберта Шильпа не стали считать официальным чемпионом Европы.
Позднее Тан с Альбертом еще не раз встречались за доской, и Тан регулярно выигрывал. Официальных разрядов и рейтингов в то время еще не существовало, но считалось, что Тан был первым мастером в Голландии, который достиг 1-дана в Го. Альберт Шильп играл чуть-чуть слабее, хотя и получил позднее диплом 1-дана Нихон Киин. Но скорее не за силу игры, а за заслуги в популяризации Го: он был основателем Голландской Го Федерации и даже президентом Европейской Федерации Го в 60-70х годах. В то время сильнейшие мастера Европы играли примерно в силу 1-2 любительского дана. По мнению многих  Тан вполне мог побороться за этот титул, но …

В 1963 году у Тана возникли серьезные проблемы со здоровьем. У него обнаружили шизофрению, и он был помещен в психиатрическую клинику.
В конце 1963 года родители Тана приехали в Нидерланды, чтобы отвезти его обратно в Индонезию. После лечения на родине Тану стало лучше, но врачи категорически запретили ему играть в настольные игры, будь то Го или шахматы. С тех пор он больше не играл в турнирах из-за большой нагрузки на психику.

Тан умер в сентябре 2009 года в возрасте 71 года, поперхнувшись во время приема пищи. Заметим, что он был далеко не единственным шахматистом, которому был поставлен диагноз шизофрения. Достаточно вспомнить сильнейших шахматистов мира: Стейница, Морфи и Рубинштейна. Известно также, что несколько шахматистов свели счеты с жизнью: 33-летний эстонский гроссмейстер Лембит Олль (страдал манией преследования и проходил лечение у психиатра), 42-летний Карен Григорян, неоднократный победитель чемпионатов Армении, 50-летний Алвис Витолиньш, девятикратный чемпион Латвии.

Стоит заметить, что один из друзей Тана и тоже сильный шахматист Макс Ребатту (Max Rebattu) также увлекся Го и позднее достиг 5-дана. Он 6 раз выигрывал чемпионат Голландии по Го и был близок к победе в чемпионате Европы. Бросив играть в Го, Макс Ребатту перешел на бридж, где достиг огромных успехов, считаясь одним из лучших бриджистов в мире.

MaxRebattu

На фото: Макс Ребатту (слева)

 

Евгения Соколова

В чем секрет популярности Го?

В предыдущем номере журнала Ого рассматривались характеристики, которыми можно измерить привлекательность игры и ее интерес для потенциального игрока. Тем не менее, ее качество нельзя всецело оценивать только лишь по голым критериям, поэтому сегодня мы обратимся к эстетической составляющей вопроса. В восточной эстетической традиции понятия формы и содержания зачастую объединяются в целостную философию, один из аспектов которой называется сибуи.

Сибуи(англ. shibui, яп. 渋い) – непереводимый термин для обозначения японского эстетического идеала, «высшей формы красоты». Примечание: Термин «сибуи» является прилагательным, описывающим общую концепцию. Понятия «сибуми» и «сибуса» – существительные, относящиеся к конкретным проявлениям данной идеи. Так, если предмет или явление обладает «сибуи», то он является «сибуми» с определенной степенью «сибуса».

Предметы и явления, обладающие «дыханием» сибуи (далее – сибуми), непринужденно балансируют между полюсами простоты и сложности. При первом знакомстве они могут казаться обманчиво легкими, раскрывая свою тайную глубину лишь тем, кто достаточно долго обращает на них пытливый и внимательный взгляд. Характерными принципами сибуми являются отсутствие очевидной сложности, скрытая глубина, скромность и сдержанность в своих проявлениях, а также утонченная изящность и абстрактность. Чтобы донести до западного человека всю полноту этого емкого японского понятия, необходимо прибегнуть к различным описаниям – от элегантной простоты до утаенной, невысказанной прямо (а только лишь намеками) красоты с терпким вкусом. Не следует также путать сибуса с чистой элегантностью – в то время как элегантность относится больше к поверхностным аспектам, сибуи – более сложная концепция, исходящая из самой сути предмета. Практически любой объект, обладающий сибуи, будет элегантным, но не всякий элегантный объект будет сибуми.

1641.max

В романе «Шибуми» (примечание: Шибуми – в официальном переводе российского издательства; правильнее – Сибуми) американского писателя Родни Уильяма Уитакера, публикующегося под псевдонимом Треваньян, постижение главным героем японской культуры и концепции сибуи в частности тесно переплетается с игрой в Го. Генерал Кикисава описывает это понятие следующим образом: «…“шибуми” – это нечто тонкое, неуловимое, то, что таится под внешней, видимой сущностью вещей. Это понятие настолько точное, что оно не нуждается в изяществе, настолько истинное, что ему не нужно быть реальным. Шибуми  это понимание, более глубокое, чем знание. Красноречивое молчание. В поведении – это сдержанность без стыдливости. В искусстве, где дух шибуми принимает форму “саби”, – это утонченная простота, выразительная краткость. В философии, где шибуми возникает в виде “уаби”, это спокойствие духа, которое далеко от пассивности; это бытие без жажды становления». «Го пробуждает в человеке философа» замечательная мысль, которую автор вкладывает в уста своего героя спустя несколько страниц.

Несложно провести параллель между принципами сибуи и Го – игрой, очарование которой происходит из гармоничного сочетания простоты формы и глубины содержания. За один вечер любой в состоянии постигнуть основы правил и идею игры. Но при всей внешней простоте и минимализме стратегическая глубина Го настолько необъятна, что даже самым одаренным людям приходится посвятить целую жизнь для того, чтобы достичь в игре определенного мастерства. Начинающий игрок в Го может положиться на простейший расчет и интуицию, но для того, чтобы достичь высот, нужно чувствовать сибуса – то, что лежит в самой сути этой игры, – охватывать своим умом все тонкие и едва уловимые взаимосвязи и выражать свои эмоции и намерения одним лишь жестом помещения камня на гобан.  В каждой партии человек получает сложный вызов и до самого конца вынужден принимать непростые решения – не зря самураи считали игру в Го хорошим способом освоить тактические и стратегические приемы, которые позже приносили пользу на поле боя. На гобане проявляется характер человека. Старая японская легенда хранит память о том, как два повздоривших мечника условились решить свои разногласия с помощью поединка, но по дороге к назначенному месту проголодались и зашли в трактир перекусить. В ожидании заказа один из них предложил другому скоротать время за гобаном. Спустя половину партии исход битвы был предрешен, и в молчаливом согласии решился вопрос о том, кто победил. Оба показали на гобане все, на что были способны, и это позволило избежать кровопролития.

Являясь игрой, пропитанной сибуи, Го позволяет провести аналогии не только с боевыми действиями или политическими интригами, но также и с искусством, например, с музыкой. Условимся считать единичный камень нотой, а расстояние до края доски – высотой тона. Тогда сочетания камней образуют аккорды, наслаждение от звучания которых определяется красотой формы. При образовании крупных групп приобретает очертания основная «гармония» партии. Несмотря на то, что оппоненты ставят камни на доску по очереди, ритм и темп меняются в течение партии – некоторые ходы требуют больше раздумий, и игра в одной части доски задерживается, если игроки перемещаются в другое место (например, при локальном пропуске хода или ко-борьбе). Одинаковые формы, возникающие в различных частях доски в течение одной партии, соответствуют повторяющимся мотивам в одном музыкальном фрагменте. С самого начала игры начинает звучать мелодия, и, если уровень игроков достаточно хорош, они берут ее всецело под свой контроль, уподобляясь композиторам, работающим сообща в импровизации.

Таким образом, именно сочетание внешней строгости с внутренней изящностью, идеальный баланс простоты и сложности делают Го едва ли не лучшим произведением человеческого ума в области настольных игр. К счастью, игра открывает потаенные уголки своей души всем, кто согласен смотреть. И все же кажется, что жизни не хватит, чтобы постичь все тайны Го и дойти до самых глубин ее сути.

678a5cd18539513e33fb07425df1596f--buddhist-temple-old-men

 

Перевод с английского Ю.Тужилина

Джимми Ча – профессионал Го и покера

Кто он? Профессиональный игрок или профессионал Го, и уместно ли сравнивать азарт­ные игры и древнее искусство? Покер, боевые искусства, класси­ческая музыка, Го. Он достиг мастерства во всех этих занятиях. Наверное, правильно назвать его просто Профессионал. В Корее на­шего героя зовут Ча Минсу, а за пределами страны он известен как Джимми Ча.

dSLpe82

Если в Вашей жизни было хотя бы одно из перечисленных собы­тий, пожалуйста, поднимите руку. Вы заработали $370 000 за день. Накопили $20 000 000 за карьеру игрока в покер. Выходили в чет­верть-финал главного междуна­родного турнира по Го два года подряд. Летаете самолетом 120 раз в год. Участвовали в уличной драке против тридцати бандитов, которые пришли по вашу душу… И, наконец, у Вас положительный ба­ланс побед над 9-ми данами, вклю­чая Чо Чикуна. Хорошо, это не Вы.

Официальный титул Джимми Ча – профессиональный игрок. В Лас Вегасе его считают одним из тройки лучших игроков в компании с Чипом Ризом (Chip Reese) и Дой­ли Брансоном ( Doyle Brunson). Ча  выиграл свой первый миллион дол­ларов в 1986 и сделал эту сум­му доброй ежегодной традицией. До 1996 он терроризи­ровал противни­ков во всех ви­дах покера. 120 полетов в год по всей стра­не, чтобы снять солидный куш. С 1996 года он играет реже и больше време­ни проводит в Корее рядом с больной мате­рью, страдаю­щей от болезни Альцгеймера.

А на вопросы о причинах дли­тельных отлу­чек, он отвечает с хитрой усмеш­кой: «Ну вы же знаете! Я должен зарабатывать на жизнь…»

Мать Ча сделала очень мно­го для своего сына. Она была бе­ременна, когда отец Ча, прави­тельственный служащий среднего уровня был похищен агентами с Севера. Потеря мужа не сломила госпожу Ча. Будучи сильной жен­щиной со здравым смыслом и на­выками бизнеса, она сумела обеспечить достойную жизнь себе и сыну, мудро вкладывая капитал в перспективное кинопроизводство, которое переживало настоящий бум после Корейской войны.

Семья жила в достатке, и маль­чик чему только не обучался: фор­тепиано, скрипка, плавание, на­стольный теннис, бильярд… Список можно продолжать очень долго. Скрипкой он и сейчас может обес­печить себе вполне безбедную жизнь. Среди детских увлечений Ча была и игра Го, с которой маль­чик познакомился в 8 лет. Понача­лу особых успехов в игре у него не было, и настоящий интерес появил­ся, когда Джимми пошел в среднюю школу. К 11-му классу он достиг 5­-го любительского дана и был готов пройти тест на профессионала. В это время юноша поступил в кол­ледж на экономическое факультет и был, возможно, сильнейшим лю­бителем страны. Выиграл несколь­ко любительских турниров и пред­ставлял Корею в международных любительских чемпионатах. Самое время воспользоваться моментом и стать профессионалом. Не упус­тить свой шанс …

10081301

Но судьба распорядилась ина­че, и Ча со своим псевдолюбительским статусом оказался втянут в закулисную историю. Как раз в это время Корея устанавливала дипломатические отношения с Народной Республикой Китай, и Корейская Ассоциация Бадук (КАБ) оказа­лась в щекотливом положении. Ки­тайская Ассоциация Вейчи и КАБ согласились организовать серию дружественных матчей на уровне любителей в честь китайского наци­онального праздника. Однако боль­шинство сильных любителей в Ко­рее уже стало профи. Беспокоясь, что любительские «остатки» будут попросту раздавлены превосходя­щими силами китайцев, КАБ, по слухам, не допускал Ча до тестовых партий на звание профессионала. Ча уступил желанию руководства, оставаясь любителем до окончания матчей. И только в 1974, на третьем году учебы в колледже, он был допу­щен до экзаменов на высокое зва­ние и легко прошел этот тест.

После завершения обязатель­ной военной службы мать отпра­вила сына в Америку, надеясь, что ее непутевый мальчик лучше изу­чит жизнь, если поживет без изли­шеств. Когда тот прибыл в Лос-Анджелес, азиатские землячества приняли его как первого американца-профессионала. Оглядываясь назад, можно сказать, что он был одним из пионеров в распростране­нии и популяризации игры Го в Калифорнии в конце 70-ых.

Чтобы прилично жить, одних уроков на тему жизни и смерти явно недостаточно. Молодой человек поступил рабочим на автозаправ­ку. Наблюдая за подозрительны­ми клиентами, ему показалось, что три бандита собираются улизнуть, не заплатив за бензин. Его подоз­рения оправдались. Словесная пе­репалка быстро перешла в полный физический контакт, в котором, совсем по-киношному, скромный мастер Кун-фу (еще один продукт интенсивного обучения корейца) убедительно отметелил всю трои­цу. Они заплатили.

Неделей позже на бензоколон­ку явилась группа уже из тридца­ти бандитов вместе с побитыми, явно выискивая своего обидчика. Выбрав удобную позицию, коре­ец сбил с ног двоих непрошенных гостей. Ча хорошо осознавал серь­езность ситуации и понимал, что в этой задаче на выживание глав­ное сохранить выдержку и уверен­ность. Вид бесстрашного азиатского воина произвел впечатление на главаря. «Ты <…> азиат, счита­ешь себя Брюсом Ли? Хм… Если б струсил, мы б тебя уже убили…» На этом разборка закончилась, и бандиты уехали.

Ча решил не искушать судь­бу и работу на бензоколонке оста­вил. Вместо этого он провел много времени с Чипом Джонсоном (Chip Johnson), известным теоретиком покера в Южной Калифорнии, что­бы понять, как играть в покер про­фессионально. Комбинация теории игр и интуиции профессионала Го создала монстра игрока в по­кер. В течение 80-ых Ча заслужил репутацию одного из самых успеш­ных профи в стране.

Несмотря на успехи в поке­ре, его истинная любовь, конечно, Го. Как североамериканский представитель, он принял участие во 2-м Чемпионате Мира Фудзицу в 1989 и выиграл у двоих 9 данов из Японии, достиг четверть-фина­ла, где проиграл своему другу Чо Хунхену 9 дан. Это была очень неожиданная победа для Чо, и Кобаяси Койчи 9 дан в приватной беседе утверждал, что Ча проиграл умыш­ленно. Ча на выдвинутые обвине­ния простодушно отвечал: «Да, у меня был приличный перевес, но когда я начал думать, что выигры­ваю  у самого Чо Хунхена, я поте­рял концентрацию и начал делать ошибки. Правда, я просто зады­хался…» Несмотря на пересуды, он вновь появился на следующий год и снова дошел до четвертьфина­ла, выиграв боевую партию у Чо Чикуна, сильнейшего игрока Японии на тот момент. У Ча очень почетный счет против японских игроков: 8-1.

Посмотрите на партию Джимми Ча с Чо Хунхеном: http://gokifu.com/final.php?kid=2rda

После неудачного фусеки белых, которое привело к отставанию по очкам (одной из причин этого мы можем считать белое прилипание №8 – полученная стенка полностью нейтрализована черным симари), Чо Хунхен проигрывал всю игру, и только медленные ходы черных 165 и 167 позволили Чо Хунхену провести тесудзи 168-170, который решил судьбу партии.

Снимок

Его неве­роятная история стала сюжетом романа и телевизионного сери­ала в Корее под названием “Ва-банк“. Этот сериал 2003 года имел грандиозные рейтинги в Корее. Улицы городов становились пустынными, когда по телевизору транслировали новую серию. Прототипом главного героя был Джимми Ча. К сожалению, в этом сериале почти не показана игра Го. Есть сцена в Го клубе, где приходилось прятаться от бандитов, и сцена в тюрьме, где камни используются вместо денег. Зато в фильме хорошо показаны профессионалы покера и мастера других азартных игр. Актеры, сыгравшие в этом фильме, все еще в строю, их популярность с тех пор только выросла. Так, к примеру, Ли Бёнхон, сыгравший главного героя в фильме «Ва-банк»,  дошел до Голливуда, снявшись в Терминаторе(2015) c Арнольдом Шварценеггером и в RED-2 вместе с Брюсом Виллисом.

01c68541613397b90542ce6c38367924--lee-byung-hun-korean-actors

Вероника Пальчикова

Игра Го и “Хагакурэ”

Почитывая на досуге “Хагакурэ”, мы обнаружили, что игра Го пробралась и туда. Упоминается она там в прелюбопытнейшем контексте, который, мы уверены, доставит вам массу наслаждения.”Хагакурэ” (“Сокрытое в листве”) – это практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо(1659—1719).

Тот образ самурая, который рисует современная массовая культура, сложился явно не без влияния этой вещи.
Однако, как вы понимаете, если бы все самураи вели себя так, как предписывало “Хагакурэ”, то сочинять его не имело бы никакого смысла. Почитать наиболее доступные источники, так может показаться, что кодекс “Бусидо” сводился преимущественно к “Хагакурэ”. Однако таким прославленным и авторитетным “Хагакурэ” было не всегда. Лишь в 20-м веке его удачно извлекли на свет божий, дабы пушечное мясо, ознакомившись, охотнее шло на бойню. Интерес современников к “Хагакурэ” был невелик в силу наличия многих других произведений, учивших самурая правильно жить и умирать. В подобных трудах было много общего, ибо все они в значительной степени опирались на конфуцианские идеи. Однако единого, универсального канона “Бусидо” не существовало. Так что следует помнить, что мы имеем дело с мировоззрением отдельной личности, в военных действиях не участвовавшей. В этой связи, например, интересен факт, что автор “Хагакурэ” осуждал действия 47-ми ронинов, которых вся Япония почитала как образец верности и чести. Словом, как вы поняли, произведение это чрезвычайно занятное и увлекательное.
Приводим обещанные эпизоды, подтверждающие, что самурай, непрестанно думая о смерти, не забывал и про Го:

Однажды в Эдо четыре или пять хатамото собрались для игры в Го. В какой-то момент игры один самурай вышел в уборную, а другие тем временем затеяли драку. В результате один человек был убит, погас свет и воцарился беспорядок. На шум прибежал отсутствовавший самурай.
— Успокойтесь! Ваша ссора ничего не стоит. Зажгите лампы и позвольте мне сказать свое слово! — воскликнул он.
Когда лампы были снова зажжены, и все успокоились, этот самурай выхватил меч и отрубил голову одному из повздоривших.
— Моя самурайская удача изменила мне, и я не участвовал в потасовке, — сказал он впоследствии. — Если это будет понято как малодушие с моей стороны, мне придется совершить сэппуку. Даже если этого не случится, мне нечего будет ответить людям, которые уличат меня в том, что я сбежал в туалет. В этом случае мне тоже останется только совершить сэппуку. Я зарубил человека потому, что желаю умереть как победитель врага, а не как подозреваемый в трусости.
Когда сёгун услышал об этом, он похвалил самурая.

Buy-Handmade-Japanese-Samurai-Functional-Sword-Katana-Folded-Steel-Blade-Crane-Tsuba-On-Sale-b7

Однажды поздним вечером несколько самураев из Карацу собрались вместе и играли в Го. Мастер Китабатакэ наблюдал за игрой, но когда он дал играющим совет, один из них бросился на него с мечом. Когда люди, которые были поблизости остановили распоясавшегося игрока, мастер Китабатакэ отщипнул кончик фитиля единственной горящей свечи и сказал:
— Прошу прощения, я поступил опрометчиво. Удар мечом пришелся по доске для игры в го. Я совсем не пострадал.
Свечу зажгли вновь и вспыльчивый игрок подошел к мастеру с чашей сакэ, желая помириться с ним. Тогда Китабатакэ отрубил ему голову одним ударом.
— У меня было разрублено бедро, — заявил он, — и поэтому мне было трудно оказать сопротивление. Однако в темноте мне удалось обвязать ногу накидкой и опереться на доску для игры в го. Так мне удалось сделать это. — Произнеся эти слова, он испустил последний вздох.

 

Александр Динерштейн

Учимся у AlphaGo

https://alphagoteach.deepmind.com/ – страница, на которой мы можем узнать мнение AlphaGo по стандартным фусеки и джосеки. Попробуем выделить основные принципы, которых придерживается программа.

  1. Лучшие ходы на доске это хоси и комоку. Играть в точки 5-3, 5-4, 5-5, 3-3 и тенген программа не любит, считая, что эти пункты сразу же понижают вероятность победы в партии.
  2. К камню хоси можно играть какари, но еще выгоднее вторгаться в сан-сан, при условии, что это одинокий камень. Преимущество вторжения в сан-сан над какари можно доказать при помощи тевари.Снимок

В этом стандартном джосеки AlphaGo играет кейму по второй линии ходом №8, вместо классического хане в А, считая, что таким образом не уничтожаются адзи одиночного камня на стороне. Похожую позицию можно получить после вторжения в сан-сан на пустой доске:

Снимок

Если считать, что позиция равная, то обмен Белые А – Черные Б невыгоден белым, так как сыгран слишком близко к плотности. Учитывая это, можем сделать вывод, что вторгаться в сан-сан напрямую выгоднее, чем вторгаться в сан-сан после стандартного какари и хасами.

3. Лучшее шимари от комоку – это прыжок через два пункта. Да, внутри остаются возможности для вторжения, но зато эту форму нельзя придавить сверху. Если выбирать классическое кейма-шимари, то лучшим ходом (его можно играть в самом начале партии) будет удар в плечо (катацуки)

Снимок

4. AlphaGo очень любит перехватывать сенте, не защищаясь в тех формах, в которых мы привыкли добавлять камни. Примеры:

Снимок

В книгах учат защищаться в А, но AlphaGo считает, что группу вполне можно бросить и сыграть жадное вторжение в сан-сан.

Снимок

 

В этом джосеки, требующем отдельного изучения,  AlphaGo не защищается в А или Б, считая, что целиком угол не убить, а значит эту форму вполне можно оставить без внимания, перехватив сенте.

5. AlphaGo старается не определять позицию раньше времени, если существует такая возможность. Правильнее – оставить на будущее возможность выбора хода.

Снимок

Мы привыкли завершать это джосеки при помощи икентоби в А, но AlphaGo предпочитает играть тенуки, так, чтобы в дальнейшем иметь возможность выбора из отмеченных треугольником точек.

СнимокДаже в таком стандартном фусеки, где напрашивается непростой выбор между блокированием в А или Б, AlphaGo бросает позицию и начинает со вторжения в сан-сан в левом нижнем углу. Главное – не определять позицию слишком рано!

6. AlphaGo любит играть проверочные ходы на вторую линию, но при этом не любит защищать свои группы путем пассивной игры по линии поражения.

Снимок

В справочниках джосеки рекомендуют соединяться в А, но AlphaGo считает этот план грубой ошибкой, предпочитая вариант с борьбой (точка Б). Да, у белых возникнут две слабые группы, но они вполне способны их защитить.

7. Если фусеки не предназначено для игры на влияние, то лучше играть максимально надежные ходы, не оставляя точек для вторжения

Снимок

Стандартным распространением от такой стенки является ход в точку А, но AlphaGo предпочитает играть поближе (в пункт Б), видимо, полагая, что на базе сан-сана большое мойо не построить и лучше не оставлять в своей позиции слабостей.

 

Александр Динерштейн

Как не попасться в хамете?

Самые сложные джосеки можно встретить, если пойти в основные варианты на базе точек 5-4 и 5-3. Сегодня мы рассмотрим пункт такамоку, и я дам вам несколько рекомендаций, выполняя которые, вы сможете избавить себя от штудирования справочников джосеки и хамете. Лучше потратить это время ,к примеру, на решение задачек.

Вторжения в А и Б являются самыми стандартными. Я не утверждаю, что они плохие. Но играть эти ходы нельзя без тщательной подготовки. Ведь отдельные варианты достигают здесь 50 ходов в длину.

Снимок

Чем же мы можем их заменить? Можно подумать над таким необычными какари. Казалось бы, это ошибка. Но ход создает точки миаи: А и Б.

Снимок

Если черные строят шимари, белые распространяются на сторону. Позиция равная.

Снимок

Хасами черных выглядит активным ответом, но работает плохо. Белые получают гигантский угол. Этот результат можно считать неудовлетворительным за черных.

Снимок

Здесь показан еще один способ. Можно сыграть какари с другой стороны. Позиция будет напоминать какари к камню в сан-сан.

Снимок

Прилипание к этому камню является хамете и легко наказывается при помощи эффектного контрприлипания в сан-сан. Точки А и Б – миаи.

Снимок

 

Черные могут надавать сверху, но тогда белые забирают угол приличных размеров. На пустой доске черные не могут быть довольны таким исходом.

Снимок

А теперь покажу вам уникальный, можно даже сказать сенсационный способ, про который нельзя прочитать в книгах. Под такамоку можно вторгаться по диагонали! Если черные блокируют ходом 2, то всё сводится к стандартному вторжению в сан-сан под камень хоси. Дальше белые продолжают ходами А, Б, С или Д. Позиция равная.

Снимок

Блокирование с другой стороны сильнее за черных. Но и здесь мы имеем равный результат.

Снимок

 

Кто-то считает, что у черных перевес, но эту же позицию мы можем получить в одном из вариантов, рекомендованных AlphaGo.  Вот он:

Снимок

Раньше считалось, что косуми белых 3 на прошлой диаграмме – это ошибка. Если предположить, что черные просто заблокируют справа, то с перестановкой ходов мы увидим знакомый нам вариант:

Снимок

В определенных случаях белые также могут подумать над фурикавари. Да, угол черные берут немаленький, но компенсация в виде поннуки вполне достойная.

Снимок

А еще, если вы боитесь сложных джосеки, всегда можно не вторгаться в углы в принципе, разрешая сопернику добавить там еще один камень, сыграв шимари. Ничего плохого в этой стратегии нет.

 

Вероника Пальчикова

Женщина, играющая в Го

Находка эта была обнаружена в 1972 году на северо-западе Китая при раскопках некрополя Астана неподалёку от древних городов Турфан и Гаочан (Синьцзян-Уйгурский автономный район).

Astana-Tombs-4

Некрополь находится в пустыне Гоби на территории примерно 8 кв. км. Датируются могилы периодом от III до VIII века. Здесь имеются захоронения как выходцев из знати, так и простолюдинов. Как показали раскопки, каждое захоронение представляет собой пещерный склеп, к которому с поверхности ведет наклонный подземный коридор. Во многих захоронениях стены украшены фресками, краски на которых хорошо сохранились. Также, благодаря сухому климату, сохранились погребальные предметы, одежда, утварь, документы, архивные материалы и многое другое. Сегодня всё это стало ценнейшим материалом для исследований.

Anonymous-Astana_Graves_Wei_Qi_Player

Интересующее нас изображение датируется примерно первой половиной VIII века. Это фрагмент шелковой ширмы, найденный в одной из гробниц. Расписные ширмы были широко распространены во времена династии Тан (VII–X век). Гробница принадлежала некому военному чиновнику округа Аньси, служившему при императрице У Цзэтянь.

В процессе извлечения ширма была повреждена. После реставрации можно смутно различить, что вокруг женщины стоят наблюдающие за игрой зрители, играют дети и прислуживают служанки. Полная композиция представляла собой подробную бытовую сцену из жизни знатных женщин.

Насколько можно разобрать, женщина играет на доске 17х17. Во всяком случае, такие доски были в ходу в эпоху Тан. Доски 19х19 в те времена тоже вполне вошли в употребление (если верить исследователям, во 2-м веке до н.э. они уже использовались), но, видимо, ещё не успели вытеснить формат 17х17.

На женщине красная блуза и зеленая юбка с узорами в виде цветов и птиц, поверх блузы накинута прозрачная шелковая шаль. Примерно так же одевались и знатные женщины в тогдашней столице, городе Чанъань. Из чего можно сделать вывод, что даже в те времена мода успешно преодолевала весьма значительные расстояния.

Прическа и макияж также вполне соответствуют моде того времени. Лоб женщины украшает цветочный узор – «хуадянь». По всей видимости, эта деталь макияжа имела преимущественно декоративную функцию и не несла какого-то глубокого сакрального смысла (в отличие, например, от индийской тилаки).

565889312aad9ad92adc52c3c575f9a3

Существует красивая легенда о том, как появился обычай наносить такой узор. У императора Лю Юя (У-ди) (363-422 гг.), основателя южной династии Лю Сун, была дочь – принцесса Шоуян. Однажды 7-го числа первого лунного месяца красавица Шоуян отдыхала в дворцовых покоях в окружении сливовых деревьев. Внезапно ветер подхватил лепесток сливы и уронил ей прямо на лоб. У принцессы никак не получалось смахнуть его, но все сочли, что так она выглядит ещё прелестнее. Придворные дамы были настолько восхищены, что с тех пор стали наносить на лоб украшение, напоминающее лепесток сливы: это мог быть нарисованный узор, жемчужина, перышко, блестки, перламутр и т.д. Пик популярности таких украшений пришелся на эпоху династии Тан (618–907) и Сун (960–1279).

Принцессу Шоуян в китайской культуре считают богиней цветущего сливового дерева. Слива издавна очень почитается в китайской культуре и имеет богатый символический смысл, в данном же контексте она олицетворяет юность, чистоту и нежную красоту молодой девушки. Неспроста девочкам часто дают имена в честь этого цветка.

Кстати, если внимательно присмотреться, как украшено лицо Падме Амидала в фильме «Звездные Войны», то можно заметить много общего с модой танской эпохи.

 

Анастасия Медведева

Гобан (рассказ в стиле хоррор)

Тошнотворный запах становится отчётливее день ото дня, но я до последнего оттягиваю решение избавиться от любимой вещи, которой словно коснулась смерть. Даже когда открываю дверь перед покупателем, на миг застываю – внутри словно потрескиваю, как промёрзшая ветка – но впускаю незнакомца в мой изменившийся мир…

Сначала запах тлена едва угадывается, как тень карманника – невольно улавливаешь краем глаза, но так и не понимаешь, что рядом кто-то был, пока не хватишься пропажи. Затем он начинает щекотать ноздри и казаться уже не призраком, но полноценным жителем дома – занимать пространство, льнуть к стенам, впитываться в одежду. В конце концов, он становится невыносимым и поглощает мои мысли…

Я посматриваю на гостя, который развалившись в кресле напротив, тоже как будто принюхивается. Мужчина оглядывается, трёт массивный нос, пытается даже фыркнуть в пальцы, но вовремя сдерживается и ухмыляется сам себе, словно говоря: вот это я чуть забавную штуку не отмочил. Потом морщится и снова пытливо оглядывает столик для игры в Го, стоящий между нами. Низенький – почти вровень с полом – и толстый, как куб на небольших изящных ножках, гобан вырезан цельно из почти уничтоженной породы дерева – торреи орехоносной, а потому невероятно ценен…

koma324-2 015

 

Именно он, этот гобан, источает запах смерти и отравляет мою жизнь.

Но даже желая избавиться от дорогой вещи, я закусываю губы, ведь визитёр – пусть бы и сто раз, по его словам, поклонник игры – наверняка не осознаёт истинной ценности покупки. И дело даже не в вопросе «за что такие деньжищи?», а в пренебрежительном щелчке ногтями по игральной поверхности, в надменном взгляде на меня, как продавца. Он не соображает ничего. Не слышит изумительный резонирующий звук, который издаёт столик, когда на него падают камни, не видит узор из колец редчайшего дерева, не знает, что из одного ствола получается только два подобных гобана. Ему нет дела до того, что дерево сначала должно умереть. И только затем возродиться в подобной цельности, как сжатая, гармоничная вселенная.

Я ёрзаю в кресле, уставившись на свои напряжённые пальцы. Они кажутся мне сухими и длинными, как обломки старых костей. Постоянно приходится мириться с чужим невежеством, держать себя в узде, мысленно переноситься в другие миры, читать мантры и заниматься ещё бог знает какой ерундой, только бы не постучать так же походя собеседнику по лбу. И хотя мои пальцы постепенно сжимаются в кулак и стягивают жёсткую ткань джинсов, я продолжаю слушать нытьё о том, что загибаю слишком высокую цену – хотя не прошу даже трети – а клиент пропитывается вонью, потеет сам и ухмыляется своим якобы остротам. Сейчас, настаивая на своей цене, он словно превращается в чёрный камень и перекрывает путь к отступлению моей группе камней, что хочет выжить. Какое странное чувство бессилия. Когда, казалось бы, игру строят  разумные стратегические ходы и обдуманные решения, наполненные мудростью, какие-то невежды вдруг утирают нос профессионалам. Нет, ну право, думать о справедливости, когда связаны руки, – разве есть смысл?

Я смотрю на цельность гобана, на его совершенность: ничего не выбивается из его ритма, из его формы, тогда как мои мысли обращаются в хаос и двигают кости в теле, будто поднимают тектонические плиты и разваливают меня на части.
Получая награды и титулы, понимая о стратегии и захвате территорий на гобане, я не могу отстоять собственную территорию? Это запах делает меня бессильным. Запах мертвого дерева отравляет мне кровь, шумит в голове смутной тревогой, желанием  схватить собеседника за шкирку и долбить его о столик, пока голова не размозжится в лепёшку.

koma324-2 032

Клиент напротив продолжает отстаивать свои жалкие копейки, а я не понимаю, почему не могу отдать ему хоть даром? Слишком несправедливо к этой бесценной, красивой вещи, на которой я играл бесконечные партии сам с собой и со своими детьми. Я помню их сосредоточенные взгляды, высунутые языки. У малышей такой гибкий ум, такая невероятная интуиция… И я учил их, как не быть бешеным полководцем, уничтожающим свои армии ради трона, но мудрым правителем, который договаривается с противником о территории. Не нападай, не огрызайся, не вступай в конфликты, будь спокоен, будь благоразумен и мудр. Совершенство монолитности древнего гобана, его незыблемость, гармония. Ничего не должно лежать на столе кроме камней.

Мужчина сипло выдыхает, пыхтит и бросает на гобан шарф, стянутый с взмокшей шеи.

Щека, в которую дети целовали меня после игры, зудит и ноет с того момента, как стол начал гнить и источать мертвецкий запах. Я невольно трогаю её, как рану, боясь показать, что меня тревожит. Сейчас раздражение на коже становится сильнее – я протягиваю руку к лицу, сильно надавливаю и массирую.
Мужик напротив разглагольствует о комбинациях, о том, как можно захватывать группы камней и каждый раз повторяет слово «атари», словно от этого становится профессионалом.

Я ощупываю лицо до тех пор, пока не обнаруживаю на щеке твёрдые линии, словно под кожу продеты тонкие прямые палочки. Они пересекаются крест-накрест, как разлинованная доска для игры. Звуки чужого агрессивного голоса отдаляются, гостиная разъезжается в стороны на многие километры, оставляя меня в одиночестве. Гобан становится частью меня, как этот запах, что исходит от него. Я сам обращаюсь в мёртвое дерево, что утопает корнями где-то под досками пола, там в подвале, где темно и холодно, где земля сочится влагой. Там я раскидываю свои мёртвые корни и прорастаю. Там, в темноте, я шепчу себе, что таковы правила, что надо быть сдержанным.

Таковы правила боя, неспешного сражения на гобане…

Я следую этим правилам, мысленно ставлю камни на пересечения линий, но руки-обломанные ветви продавливают поверхность игральной доски, сеть из клеток ползёт по коже вверх, до локтей, захватывает и сплетается с моими венами, образует симметричный узор решётки внутри меня. Жёсткие прутья врастают глубже в лицо, превращаются в клетку и в прочную сеть, в которых бьётся моя ярость. Я оседаю, прижимаюсь к полу, тону в тошнотворном запахе тлена, кисти рук скрючиваются, превращаются в ножки гобана…

Покрасневший, вытаращившийся мужик тычет в меня пальцами, что-то кричит, вызывая спазмы в моих мышцах, горящих, словно ошпаренных синильной кислотой.
Сквозь зубы я сиплю, чтобы он убирался к чертям, если не хочет, чтобы я разбил ему жирный нос, не вдавил так глубоко, чтобы он дышал только в собственный затылок, изнутри. Ярость клокочет внутри меня бешеным зверем, но гобан не даёт ей вырваться, раздирает кожу стальными лезвиями линий, которые на его поверхности прорезают катаной.

Толстый урод, забывая шарф, неуклюже вытаскивает тело из кресла, несёт его, трясясь и колыхаясь, до дверей. Наверное, оглядывается, но я смотрю в пол, сжимаю пальцы, упираюсь кровоточащим лицом во внутреннюю клеть.
Хлопок двери говорит о том, что недоносок сбежал – и я падаю на пол, вспотевший и измученный. Каждый нерв бьёт по коже изнутри, как плеть с крючками, поддевает на остриё, тянет за собой. Из глотки вырывается крик, и я понимаю, что выигрываю… только слишком поздно. Я выигрываю этот бой, но я уже проиграл войну. Потому что мой гнев – это чёрные камни, которые окружили меня и мою семью. И если вся группа становится мёртвой, то никто не может вырваться… Таковы правила. По щекам моим, изодранным волокнами вросшего в меня дерева, течёт кровь. Я провожу ладонью по лицу и вижу слёзы. Гобан побеждает меня сейчас, но позволяет вспомнить…

Я скулю и неуклюжими движениями отпихиваю в сторону столик. Поднимаю ковёр дрожащими, онемевшими пальцами. Под ковром – дверь в необустроенный подвал, в который я даже не успел провести свет, но тусклого свечения люстр под потолком гостиной достаточно, чтобы увидеть…

Под досками лежат мои жена и дети. Теперь их лица, как камни. Белые гладкие камни. Все они ссыпались с доски, когда я впервые проиграл сопернику ниже моего уровня и не смог вынести сочувствующих взглядов. Тогда я забыл, что мне необходимо сдерживать себя, контролировать свою ярость, забыл о мире тихой стабильности, что семья дарила мне, и я захотел обратно в свой мир, где мне не приходилось ни с чем мириться…

Я медленно опускаюсь в смрадную яму. Ложусь рядом с женой и детьми и обнимаю их. Здесь я снова обретаю утерянную целостность. Вы – тот совершенный гобан, безупречный, но уничтоженный моим хаосом мир. Я не убегаю, остаюсь здесь. Ведь теперь – только моя смерть доказывает вашу победу.

koma324-2 041

 

PDF24    Send article as PDF