Дорогие ценители игры Го!

Александр Динерштейн и Российская Федерация Го представляют вам 17-й выпуск журнала Ого.

 

Оглавление:

Долгожданная премьера

Как европейцы обучаются в китайской Академии Го

Глава из книги “Шкатулка загадок”

Джосеки, о котором можно размышлять бесконечно

Кубомацу Катсукиё, 9-дан и тенген

Ли Хаджин, приезжай к нам еще!

Играем как AlphaGo

Две идеи от AlphaGo в одной партии

Вредные советы

Стихи о Го

 

Дарья Кошкина

Долгожданная премьера
Тем, кто следит за проектом “Surrounding Game” (“Игра с окружением”), возможно, уже известно, что скоро Го можно будет увидеть на больших экранах. Для читателей, видящих это название впервые, стоит рассказать поподробнее.

17959534_300x300

Еще в далёком 2012 году двое энтузиастов – Уилл Локхарт и Коул Пруитт – запустили успешную краудфандинговую интернет-кампанию по сбору средств на съёмки документального фильма о Го. На проект откликнулись любители Го со всего мира, и набралось достаточно пожертвований на создание полноценного и разностороннего кинематографического продукта. Авторы фильма посетили Японию, Китай и Корею, где собрали уникальные интервью у ведущих игроков, историков, исследователей и почитателей игры. Результат работы съёмочной группы предстанет перед зрителями спустя пять лет – столько времени понадобилось на то, чтобы создать полнометражный фильм с анимацией, собственной музыкой и множеством героев. Основные съёмки прошли в 2012-13 годах, и за то время, пока фильм готовился к выходу в свет, мир Го пережил глобальные изменения, основным из которых стал прорыв искусственного интеллекта. Отчасти, это и добавляет фильму некую изюминку – мы можем окунуться в те времена, пережить ещё раз 2012 год и понять, действительно ли AlphaGo так сильно повлиял как на сознание и души игроков, так и на саму игру.

Создатели фильма – американцы, и для них именно этот год стал знаковым – тогда впервые в мире вне Азиатских стран появились сертифицированные профессиональные игроки в Го. Фильм охватывает этот переломный момент в истории AGA и западного Го в целом. Главными героями фильма стали претенденты за звание первых американских про – Энди Лю (известный нам как bigbadwolf и cloudnotes на КГС) и Бен Локхарт, неофициально считающийся сильнейшим из “белых” игроков в США.

2014_KPMC_Benjamin_Lockhart

 

На фото: Бен Локхарт

Кто-то может подумать: “Что нам до каких-то там американцев”, тем не менее, в сложных политических играх, возможно, именно Го и сблизит нас, и кто-то узнает в этих американцах себя. Бен решил пожертвовать образованием в колледже ради обучения Го в Корее, он осознаёт, что, возможно, никогда не сможет сделать себе карьеру, купить квартиру и прожить “хорошую жизнь” среднестатистического американца. Его близкий друг Энди, наоборот, вовсе не использует привычные для нас способы тренировки – решение задач, обучение, разборы. Его собственный путь – играть по 40 и более партий онлайн в день. Замкнутый, изобретательный и задумчивый герой исследует свой собственный разум в поисках ответов – как стать частью общества, как соединить мир го и жизнь в современном мире, и почему мир Го выглядит гораздо более глубоким, чем мирские заботы и потребительские ценности. Отчасти, эти ответы дадут азиатские профессионалы – в фильме мы увидим Ли Седоля, Ияму Юту, Отакэ Хидэо и других, а также Го Сэйгэна на трогательной импровизированной вечеринке в день его 99-летия.

Премьера фильма состоится уже 3 апреля на Американском Фестивале Документального Кино. Далее, помимо кинофестивалей, главными показами станут площадки Европейского и Американского Го-конгрессов. Для русских игроков стоит сообщить важную деталь: для фильма уже сделаны русские субтитры, которые войдут в DVD-версию! Быть может, стоит закрыть глаза на агрессивную политику и где-то перенять американский опыт, и создать свой собственный творческий продукт о Го – несомненно, что Го в России тоже может удивить.

Трейлер фильма

Примечание от А.Д.:  В конце апреля мы также ожидаем 90-минутный документальный фильм об AlphaGo. Детали.

 

Елена Суворова

Как европейцы обучаются в китайской Академии Го

(Примечание А.Д.: Елена Суворова – бабушка Славы Каймина)

Летом 2013 года Европейская федерация Го заключила спонсорский контракт с китайской группой инвесторов CEGO, чтобы создать европейскую профессиональную систему. Цель проекта – предложить европейской молодежи разностороннее и серьезное образование Го, которое до сих пор было доступно только в Азии. В рамках этого контракта каждый год группа сильных игроков из Европы в возрасте до 26 лет отправляется в Китай для интенсивной профессиональной подготовки, которая длится 5,5 месяцев.
Европейская группа
Для обучения в Китае по академической программе CEGO с сентября 2016 года по февраль 2017 года были отобраны шесть европейских игроков от 13 до 24 лет. Это Али Джабарин (Израиль) и Матеуш Сурма (Польша) – новые европейские профессионалы, Йонас Велтик (Германия) и Станислав Фрейлак (Польша) – игроки уровня 6 дан, Вячеслав Каймин 5 дан (город Жуковский Московской области) и Оскар Васкез – 4 дан (Испания).
Али и Матеуш уже обучались по программе CEGO год назад, но приехали снова. Главная мотивация у юношей – улучшить собственный уровень Го, играть сильнее, побеждать азиатов в турнирах.
Первые турниры: Урумчи и Хоаян
Турниры начались сразу же после приезда. Первый турнир состоялся 1-го сентября в городе Урумчи, где лучшим из европейской группы учащихся стал Али Джабарин, занявший 4-е место (первое место занял  игрок из России, Илья Шикшин). В выходной день участники посетили традиционную деревню в провинции Сяньцзин, горное озеро Тяньчи, которое находится на высоте 1500 метров. После турнира ребята на самолете вернулись в Пекин.
На следующий день после возвращения начинался второй турнир. Рано утром в 6.50 все собрались у школы, чтобы отправиться на автобусе в город Хоаян. Там учащиеся поселились в отеле с видом на горные хребты, c 3-х разовым питанием по системе «шведский стол», по два человека в номере. В турнире, который длился 5 дней, сильнейшим из европейцев стал Матеуш Сурма. Затем обучение продолжилось в Пекине.

SV28UsFO8pA

На фото: Матеуш Сурма

Высшая школа и Детский сад
Академия Го расположена  на юго-востоке Пекина в районе под названием Фэнтай и размещается в двух зданиях. Первое – High School или Big school, Высшая школа, второе —Kindergarden, Детский сад. Оба названия неофициальны и были связаны с размером первого здания и большим количеством детей во втором. Ученики разделялись на группы по шесть человек и играли партии внутри них. По результатам таких малых циклов ученик мог попасть на группу выше или ниже, либо остаться в той же. Первые 10-12 групп, в зависимости от количества обучающихся в данный момент учеников, располагались в Высшей школе, остальные (обычно около восьми групп) — в Детском саду. По силе лучшими среди европейцев были, естественно, профессионалы — Али и Матеуш, которые всё время обучения и провели в Высшей школе. Уровень юных Вячеслава и Оскара оказался достаточным только для вершины Детского сада, а Йонас и Станислав играли то в Детском саду, то в Высшей школе.
Режим дня установился простой, но напряженный: занятия в школе с 8.30 до 21.00 с перерывами на обед и ужин. Кстати, поесть вне дома в Пекине не проблема. Выбор кафе, забегаловок и ресторанов огромный. В кафе с западной кухней обед обойдется в среднем юаней 30, с китайской кухней – дешевле, но вряд ли кто-то сможет питаться там каждый день. У европейцев были свои излюбленные места, которые они называли условно «Red place», «Yellow place», «White place»
В рамках малого цикла, который длится 2,5 дня (исключая выходные), ученики каждый день решали с утра задачи, потом играли по 2 партии, а вечером снова решали задачи и разбирали сыгранные партии. В перерыве между партиями ребята успевали пообедать и поиграть в настольный теннис, и только плотный смог становился для них помехой. Общаясь не только на занятиях, но и в свободное время, парни подружились, и это здорово.
В конце каждой недели подводились итоги цикла, в соответствии с которыми учащиеся могли перейти в более высокую или низкую группу. Каждый месяц проводился большой цикл – турнир для всех учеников школы, который, независимо от результатов малых циклов, распределяет игроков по группам в соответствии с занятыми в турнире местами.
В выходные распорядок дня в школе был несложным. Каждую субботу ребята участвовали в командных турнирах, потом самостоятельно решали задачи, играли в баскетбол или теннис. Несколько раз были организованы поездки в парк неподалеку для игры в футбол на очень неплохом поле.
Уроки китайского
По воскресеньям с 10 до 13 ч. европейцы посещали уроки китайского языка, которые проводила очень милая учительница. Обстановка была доброжелательной, и ребята занимались с удовольствием. Особенно успешно шли дела у Станислава, который начал изучать китайский задолго до поездки в Пекин. К сожалению, Йонас и Оскар досрочно завершили изучение китайского языка и полностью переключились на Го.

xNZwsjEUjhI

На фото: урок китайского языка
Турнир в Нинбо
В декабре состоялся турнир в портовом городе Нинбо, который расположен на восточном побережье Китая. Свежий морской воздух (особенно после пекинского смога), живописные горные пейзажи, комфортабельные номера были для европейцев приятным дополнением к соревнованиям. Совместные вечерние прогулки, беседы об обществе и политике, загадки, фокусы и игры укрепляли их дружеские отношения. По результатам турнира Али был самым успешным из европейцев.
Диплом
19 января европейцам выдали сертификаты об успешном окончании Китайской Академии Го. Сертификат выглядит как диплом, такая же скромная синяя книжка с лаконичной записью, но как много труда и волнений стоит за ней.

Турнир за право представлять CEGO в профессиональной квалификации EGF
Обе школы закрылись 20 января за неделю до китайского нового года. Теперь наши студенты стали свободны. Они допоздна играли в го и его разновидности, или в карточные интеллектуальные игры, которыми делились друг с другом. В конце января был организован еще один турнир, чтобы решить, кто из европейцев получит право на участие в Pro Qualification — турнире, победитель которого станет европейским профессионалом. Играли в приятном клубе недалеко от площади Тяньаньмэнь. Победителем неожиданно стал Оскар, самый младший из европейцев.
Обучение в Китае не прошло бесследно: после возвращения из Пекина Станислав Фрейлак выиграл международный турнир в Оломоуце, а Вячеслав Каймин и Оскар Васкез стали победителями Юношеского Чемпионата Европы-2017 (Гренобль, Франция) в возрастной категории до 20 и до 16 лет соответственно.

rAJf1QavR_s

На фото: Оскар Васкез

Плюсы и минусы программы
К отрицательным моментам программы, пожалуй, можно отнести недостаток экскурсий для осмотра достопримечательностей, а также пекинский смог, из-за которого часто отменялись игры в теннис и баскетбол, а также необходимость ходить в специальных масках. Но проблему смога пытаются решить власти Китая. Возможно, когда-нибудь жители Пекина будут вдыхать свежий воздух полной грудью.
Плюсов, безусловно, больше. Ребята получили бесценный опыт, играя с сильными китайскими игроками, побывали в других городах, познакомились с новыми людьми, китайским языком, а самое главное – они подружились.
Организаторы проекта сумели создать непринужденную и дружественную атмосферу на занятиях, делающую наших детей такими счастливыми, что они снова хотят поехать учиться в Китай.

 

 

Накаяма Нориюки, 7-дан про
Глава из книги “Шкатулка загадок” в переводе Алексея Рыбакова
Тяжесть белого ракушечника или один день, чтобы сыграть девять ходов.
Странная атмосфера окружала игру, которая, начавшись в 9
утра 6 Апреля 1960 года, была близка к откладыванию вечером
того же дня.
Это был первый раунд игр Восьмого турнира Оза. Два гобана
были выстроены в ряд в арендованном зале отеля. За дальним
от дверей Фудзисава Хосаи играл с Тайнака Син. За ближним
Хасимото Сёдзи боролся с Кадзиварой Такэо. Около тридцати
камней были сыграны в партии Фудзисава-Таинака, и пока игра
была медленной, время от времени можно было услышать звук
выставленного камня, которым сопровождается развитие игры.
Нечто слегка странное – или скорее очень странное
– происходило с партией Хасимото-Кадзивара. Достаточно
взглянуть на приведенную диаграмму. С начала игры прошло
девять часов, на протяжении которых на гобан было поставлено
только пять черных и четыре белых камня.

noname_1
Я вел запись этой партии. Рядом со мной сидел Куруми Масаки,
репортер, комментировавший игру.
Он присутствовал для ведения заметок, но так и не открыл свой
блокнот.
Два игрока, сидящих за доской с утра, не обронив ни слова, – о чем они могли думать? Что происходило?

Хасимото Сёдзи был признанным всеми гением: тогда
двадцатипятилетний, он был девятым даном Кансай Ки-ин. С тех
пор, как он получил первый профессиональный дан в возрасте
двенадцати лет, он установил рекорд в скорости продвижения.
В предыдущем году он добавил титул Оза к своей коллекции.

hashimotoshoji2

На фото: Хасимото Сёдзи

Кадзивара Такэо, седьмой дан Нихон Ки-ин, был вознагражден
за талант, став профессионалом в четырнадцать, и считался
непревзойденным в понимании позиционной тактики. К тому
времени ему было тридцать семь.
«Мой оппонент- не человек по другую сторону гобана. Мой
оппонент – камни на гобане.»
Кадзивара мог быть очень резок, но он был настоящим
знатоком. Он был одним из романтиков мира Го. «Я не играю для
того, чтобы выиграть. Я играю в Го». Незначительность выигрыша
или проигрыша в сравнении с поиском истины на игровом поле
было его кредо. Честно следуя своему правилу, он временами
проигрывал игры, которые мог бы легко выиграть. Возможно, по
этой причине он все еще не достиг высшего титула. Его репутация
непревзойденного тактика была ему не по вкусу.

kajiwaratakeo1

 

На фото: Кадзивара Такэо

Со своей стороны Хасимото Сёдзи прославился своим
длительным обдумыванием начала партии. Он проводил
большую часть отведенного времени, обдумывая первые несколько
ходов. К примеру, один час на первый ход Черных 1, один на
Черные 3, два на Черные 5…
Такая аномальная расточительность по отношению к его
времени начала проявляться примерно со времен этой партии.
Даже Кадзивара был ошеломлен. Как ведущий запись я провел
день, вглядываясь в лица игроков со смесью изумления и
восхищения. Для меня это был захватывающий день. Причиной,
заставившей меня взяться за перо, является желание показать
психологию игроков на протяжении первого десятка ходов этой
партии.
На тот момент прошло еще не так много времени после
отделения Кансай Ки-ин от Нихон Ки-ин, и чувство обостренного
соперничества еще не исчезло. К тому времени для членов
соперничающих организаций все еще было немыслимым свободно
играть друг с другом.
Позвольте привести пример. Осенью 1960 восходящая звезда
Рин Кайхо был представлен к шестому дану. Чтобы отпраздновать
это событие, журнал Нихон Ки-ин «Иго Курабу» спонсировал
матч из трех игр с мастером девятого дана Хасимото Сёдзи. После
преодоления различных препятствий матч был организован.
Он получил огромную популярность среди поклонников Го по
всей стране. Это показывает, насколько необычным было играть
совместно для игроков с запада и востока. Если им случалось
играть друг против друга в каком-либо из газетных турниров,
считалось само собой разумеющимся, что каждый будет играть
на пределе возможностей, поскольку на карту оказывалась
поставлена честь его го-ассоциации.
Сам факт, что партии в этот день разыгрывались не в Нихон
Ки-ин, а в отеле Тиода-кан, был, вероятно, знаком уважения
спонсоров к чувствам Хасимото и Тайнаки, проделавшими долгий
путь из Осака.
«Он мне нравится.»
На часах было девять, но Хасимото Сёдзи, игравший Черными,
не показывал никаких признаков намерения поставить камень. О
чем он думал? Я пытался представить, но, наверняка,  даже гений
Хасимото Сёдзи не располагал достаточным материалом для
анализа перед первым ходом. Возможно, ему был нужен час для
того, чтобы прийти в соответствующее настроение или для того,
чтобы разжечь внутренний огонь борьбы, как это делают борцы
Сумо перед схваткой?

3989139431_abdfe184db_b
Казалось, что от камня, с суровой решимостью вбитого в доску,
полетят искры.
Кадзивара, 7-й дан, ответил немедленно. Легким жестом он
поставил камень на гобан. Я запомнил, что он использовал на
обдумывание неполные пять минут. Это выглядело, как если бы он
встал на ноги, отреагировав на крик молодого борца, бросившегося
на соперника после долгой изготовки.
Хасимото снова ушел глубокое  обдумывание. Позже, при случае,
он объяснил, что ему доставляет удовольствие прокручивать
стратегии фусеки в голове. Ведь когда камень уже поставлен,
переиграть его уже невозможно. Но если он лишь доставлял себе
удовольствие, почему на его лице отражалось страдание? Пот
потоками стекал по его лицу к необитаемому гобану. Три или
четыре раза он вытирал лицо платком. Мне кажется, что внутри
себя он с жадностью прокручивал варианты,
которые позволили бы повернуть игру в выгодном для него
направлении.
Постепенно атмосфера становилась напряженной. Для 7го
дана Кадзивары восходящий молодой 9й дан из Кансай Ки-ин
был действительно достойным оппонентом. Тем более, что его вызов
был исполнен  проявлением  бойцовского духа. «Он
мне нравится»,- говорило выражение лица Кадзивары. «Хорошо. Я
составлю тебе компанию в игре в таком стиле».
В ожидании третьего хода Кадзивара укрепился в принятом
решении. После хода №3 он погрузился в глубокие раздумья в
поисках сильного ответа.
Действия двух игроков великолепно сочетались. В ярком
противостоянии воли двух мастеров рождалось беспрецедентное
соревнование в способности держать удар.

27-3-22-1 027
«О, ракушечник тяжелый сегодня»
Незадолго до шести вечера Кадзивара, который пристально
всматривался в доску, достаточно долго, чтобы протереть в ней
дыру, резко вскинул голову и обвел затуманенным взглядом
окружающее пространство. Неудивительно, что он начинал
показывать признаки объяснимого утомления.
Записывающий игру подал голос, –” Время на сегодня
исчерпано”. “Кадзивара-сенсей, пожалуйста, позвольте запечатать
следующий ход”. Кадзивара глубоко кивнул, соглашаясь, и
перевел пристальный взгляд на гобан. Прошло около пяти минут.
Неожиданно он с энтузиазмом воскликнул, –” Как? Следующий
ход – запечатывающий ход?” Его взгляд был прикован к доске.
Будучи полностью сконцентрированным на ситуации на доске,
Кадзивара уловил только часть слов ведущего запись.
” Да. Следующий ход – запечатываемый ход”.  Ведущий запись
повторил фразу, медленно и отчетливо выговаривая слова.
Кадзивара наконец осознал, что следующий ход будет
запечатан. Он глубоко вздохнул.
“О, запечатываемый ход?”
Через некоторое время он вздохнул снова. –” Я устал”, – тихо
произнес он.
Будучи занятым своей игрой, Тайнака все же случайно услышал
эту реплику. Взглянув на соседний гобан, он саркастично
прокомментировал: –” Почему? Вы сыграли только четыре камня”.
Ответ Кадзивары был шедевром. Глядя на доску с выражением
полного истощения на лице, он произнес: –” Ракушечник очень
тяжёл сегодня.”
Я вгляделся в лица четырех игроков. Они были полностью
поглощены обдумыванием своих стратегий и не показывали
никакой реакции. Их концентрация была абсолютна. Они слушали,
не слыша, и говорили, не отдавая отчета в своих словах.
«Ракушечник очень тяжёл сегодня». Эти слова были полны
утонченности. В момент, когда он произносил их, Кадзивара-игрок
уступил место Кадзиваре-поэту. И единственным, услышавшим
их тонкую музыку, был я – ведущий запись.
Я попрошу моих читателей внимательно посмотреть на
диаграмму. Представьте себе кого-то, сидящего перед лицом
такой позиции, и произносящего такие слова… Наверное, это
будет сцена из другого века.
В этот день черные сланцевые камни Хасимото Сёдзи были
тяжелы, но белые камни из ракушечника КадзиварыТакэо были
еще тяжелее. Целый день потребовался, чтобы поставить девять
камней на доску.
Долог был день,
Проведенный за измерением
Веса кусочков ракушечника.

it_is_always_a_good_time_for_a_game

После того, как Кадзивара назвал запечатываемый ход, игроки
переглянулись и улыбнулись. «Посмотри, тут целых девять
камней на доске. Как далеко нам удалось продвинуться сегодня»,
– так я интерпретировал их улыбки.

 

Александр Динерштейн

Джосеки, о котором можно размышлять бесконечно

Если мы вернемся к теме длительного обдумывания ходов, можно вспомнить ход, который с большим отрывом находится на первом месте по затраченному времени. Речь идет о ходе №45 в титульном матче Хонинбо 1988 года. Такемия Масаки, 9-дан потратил на него 5 часов и 7 минут.

otake_1

В комментариях к подборке “longest time spent” в библиотеке сенсеев написано, что “Такемия потратил столько времени из-за того, что не знал джосеки”. Думаю, что в этом определении кроется ошибка. Да, варианты большого надаре джосеки крайне сложны, но в 1988 году их уже применяли, и я уверен, что Такемия эти варианты помнил. Думать можно было прежде всего о том, как повлияют на позицию отмеченные камни.

Как известно, любые джосеки дают более-менее равную позицию лишь на пустой доске. Если в этом же районе находятся дополнительные камни, то профессионалы часто отказываются от бездумного применения стандартов.

То, что в итоге было сыграно- нельзя считать классическим джосеки. 55-ый ход обычно играют в А или В, но мы можем быть уверенными в том, что Такемия сыграл этот ход не от незнания других ответов. Мастера такого уровня  не нуждаются в справочниках. Они могут создавать джосеки самостоятельно!

otake_1

Похоже на то, что потратив 5 часов на свой 45-ый ход, Такемия досчитал в уме позицию до хода № 67 и смог оценить её.

otake_1

Да, черные отдали всю верхнюю сторону, но получили взамен плотность и возможность атаки отмеченных камней. А на атаке появляется возможность закрытия мойо снизу. Я подозреваю, что результат наверху можно оценить как равный или даже слегка выгодный белым, но позиция целиком к ходу 67 выглядит многообещающей за черных.

Сам я никогда не играл партии с контролем 8-9 часов на игру, как принято в японских титульных матчах. Не знаю, как это – думать 5 часов над ходом. Но понять Такемию я могу. Он не транжирил время впустую, в отличии от мастеров, которых описывал Накаяма в своём рассказе.

take

На фото: Такемия, 9-дан

В завершении темы добавим, что и Такемия, и Отаке никогда больше не играли большое надаре джосеки. Такемия, наверное, помнил, как тяжело было считать варианты. А Отаке, который всегда любил быструю игру и не тратил большую часть своего времени даже в титульных матчах, боялся, что может попасть на соперника, который решит побить рекорд Такемии.

 

Александр Динерштейн

Кубомацу Катсукиё и тенген

В 2009 году, 68 лет спустя после смерти, Кубомацу был присвоен почетный 9-дан. В Японии принято присваивать дополнительный дан после смерти мастера (или после выхода его в отставку). Очень редко присваивают сразу два дана, к примеру, Хансу Пичу (4д->6д) после его трагической смерти в 2003 году. Но это был единственный случай в истории японского Го, когда присвоение было произведено дважды – в 1941 году Кубомацу был ранее присвоен 8-дан про.

В 2009 году диплом 9-го дана за своего учителя получал Кубоучи, 9-дан, старейший из учеников Кубомацу.

Чем же так знаменит Кубомацу? За что его любят и ценят японцы? Ведь он никогда не считался сильнейшим в стране, никогда не выигрывал крупные титулы или матчи.

Прежде всего Кубомацу известен своей школой Го. Он воспитал два десятка профессионалов, включая  Китани Минору, Маэда Нобуаки и Хасимото Утаро. Что примечательно, Кубомацу не считал себя сильным учителем Го и передавал своих учеников дальше по цепочке. Так 13-летний Хасимото был отправлен к Сегоэ Кенсаку, а 12-летний Китани – к Сузуки Тамедзиро. Этот подход вызывает большое уважение к мастеру.

kubomНа фото: Кубомацу в окружении своих учеников

Когда в 30-х годах прошлого века Го Сейген и Китани Минору стали использовать термин “синфусеки” или “новое фусеки”, именно Кубомацу был первым, кто отошел от стандартных ходов, на протяжении нескольких лет играя тенген в своих партиях.

Впервые в турнирной партии Кубомацу сыграл тенген в 1929 году, а годом позже написал развернутую статью об этом ходе в журнале Кидо.

В виде примеров посмотрим, как развивались некоторые партии Кубомацу тех лет:

go-se_1

Кубомацу (черные) vs Го Сейген, 1934. Эта игра сенсационно завершилась победой Кубомацу

onoda_1

Кубомацу (черные) vs Онода, 1934

kub_1

Кубомацу (черные) vs Китани, 1935

Обратите внимание на прилипание №13.

kubom_1

Кубомацу (белые) vs Мурасима, 1936

В последней игре обратите внимание на шимари через 2 пункта, так часто применяемое в наши дни AlphaGo. На ходы 10 и 14, которые тоже вполне можно ожидать от ведущих компьютерных программ наших дней.

Вот то, что писал Кубомацу про ход в тенген: “Я не могу с уверенностью заявлять о том, что первый ход в центр доски является неправильным. Его отличие от ходов в углах в своей безграничности. В углах можно выучить джосеки и предвидеть какой-то результат, а, играя в центр, вы не знаете, как будет выглядеть позиция уже через несколько ходов. Может быть, поэтому его и не применяют?” Кубомацу считал, что камень в тенген делает игру необычайно сложной, полной приключений и борьбы. В своих статьях Кубомацу рассказывает о двух способах использования этого камня:

1. Для построения мойо

2. Для борьбы – прежде всего атаки бегущих в центр групп соперника.

Сам Кубомацу считал второй способ более правильным.

Может быть это был тот мастер, который опередил время? Да, компьютерные программы пока еще не играют в центр доски, но многие их идеи напоминают ходы, используемые в “синфусеки” 30-х годов прошлого века. Вспомним, к примеру, это прилипание японской программы DeepZenGo в партии против Парк Чунгхвана. DeepZenGo эту партию проиграл, но по словам Парка, игра была крайне тяжелой, и он уже задумывался было о сдаче.

__go4go_20170322_Park-Junghwan_DeepZenGo_1

Примечательно, что Ли Седоль, 9-дан, разбиравший эту партию в прямом эфире, объявил прилипание ходом, “который никогда не сделал бы человек”. В Корее учатся на партиях Го Сейгена и Фудзисавы Шуко, но других авторитетов японского Го не признают. Не удивлюсь, если Ли Седоль никогда не слышал о Кубомацу, не смотрел его партий.

lll

А ведь всё новое – это хорошо забытое старое!

 

Александр Динерштейн

Ли Хаджин, приезжай к нам еще!

Кубок Полиметалла по рапиду завершился уверенной победой Ли Хаджин, 4-дан про, известной по своим Го-стримам с сервера Тайджем. Кореянка легко выиграла все 8 партий.

33274943861_99c3c0d85f_z

После турнира в Го клубе Звезда состоялась её лекция, в которой Ли Хаджин разобрала несколько сыгранных в кубке партий.

Я,конечно же, с интересом посмотрел разбор своей игры (ссылка). Обычно в быстрых партиях (а турнир игрался с контролем 30 минут без бееми) я стараюсь ловить соперников в сложные варианты джосеки. По принципу, что даже если не поймаются, то хотя бы ценные минуты израсходуют.

Метод этот исправно работает. Неплохо работал и на этом турнире. Так, к примеру, в партии со Славой Кайминым мы разыграли весьма сложный вариант тайша-джосеки, показанный на этой диаграмме

noname_1

Я знаю его в деталях, неоднократно показывал на своих лекциях. Слава же видел его лишь мельком, позднее перепутал порядок ходов и довел дело до проигранного семиая. Странно, конечно, что мастера наших 5-6 данов идут на подобные варианты, не зная всех тонкостей. Ведь всегда можно упростить позицию, сэкономив время и обезопасив себя от сложных хамете. К примеру, вот так:

noname_1

 

Я собирался поймать в джосеки и Ли Хаджин, применив свой коронный вариант, который верой и правдой служил мне долгие годы. Я даже писал о нём в книге New Moves, изданной в 2010 году в соавторстве с Ан Йонгилем, 8-дан про.

Вот как развивалась партия с Ли Хаджин. Я играл белыми.

noname_1

 

Дальше у черных есть два пути. Сыграть в А и выжить в углу, или же порезать в Б и пожертвовать угол. На мой взгляд, ход в Б гораздо сильнее. Именно так Ли Хаджин и сыграла в партии, подумав всего лишь несколько секунд. Она, к сожалению, видела этот вариант раньше. Хоть и “прибеднялась” в разборе, утверждая, что толком это джосеки не знает и в следующий раз планирует сыграть в А, спасая угол. Неужели придется с ней и в следующий раз этот вариант применить?

Не обманет? :) Сыграет в А?

Наша партия продолжалась так:

noname_1

На мой взгляд, позиция черных поприятнее. Да, белые съели угол, но очков тут немного. Еще несколько ходов в йосе придется добавить внутрь, добивая черный треугольник.

Это же джосеки (уж не знаю, правильно ли называть его так, или это все таки хамете) я применял в чемпионате Европы среди профессионалов против Али Джабарина. Партия игралась за месяц до встречи с Ли Хаджин. Вот как она протекала: http://www.go4go.net/go/games/sgfview/62577

Али потратил два хода для того, чтобы выжить в углу, получив несчастные 6 очков, и попал под атаку снаружи. Я был очень доволен этим результатом. Надеялся, что и Ли Хаджин так сыграет.

Ну, ничего, подождем до следующей партии. Она обещала спасать угол!

 

Александр Динерштейн и Иван Колегов

Играем как AlphaGo

Самый быстрый рост, который я когда-либо встречал в Го, показал Иван Колегов, достигший первого дана примерно за год с момента знакомства с правилами (ник на КГС songokuss3)
Он продолжает заниматься в Го по много часов в день. Турнирные успехи не заставляют себя ждать. Так на днях Иван вышел победителем Томского Го фестиваля.
Проанализировав все партии, сыгранные AlphaGo (матч с Фаном, матч с Ли Седолем и 60 партий с Го серверов),Иван зафиксировал 6 правил, которых придерживается программа.
Возможно, они пригодятся тем, кто планирует научиться играть в стиле машины:
1. В версиях альфы времен матча с Ли Седолем, альфа ни разу не сыграла далекое шимари и играла более человечно.
2. AlphaGo играет далекое шимари по четвертой линии в 99% случаев по одной причине, – если напротив комоку стоит камень в хоси противника. А так же играет далекое шимари по третьей линии в 100% случаев, если напротив комоку стоит вражеское комоку.
3. Недавно разбирал партии альфы в клубе с приятелем, он высказал интересную идею: “Альфа играет в фусеки удар в плечо для того, чтобы гасить влияние противника и развивать собственное влияние от своего далекого шимари. Будучи 20к, я играл точно так же.”
4. Играя белыми, альфа в 100% случаев играет два хоси, если у противника два комоку.
5. За белых альфа никогда не играет хасами после какари на камень хоси. 95% играла кейму по 3 линии и только в 1-2 партиях играла икентоби.
6. По собственной воле альфа никогда не играет диагональные фусеки и ограничивается исключительно комоку и хоси, совсем не применяя такие угловые точки как 5-4, 5-3 или 3-3.

C16q3nnWEAAHSh5

Но можем ли мы утверждать, что сама AlphaGo считает эти ходы сильнейшими?

Andrew Simons, 4-дан из Англии, поговорил с Demis Hassabis (создателем программы)  и узнал некоторые моменты, связанные с AlphaGo, о которых было ранее неизвестно: http://www.lifein19x19.com/viewtopic.php?f=18&t=14041

Из интересного:
60 партий, выигранных AlphaGo на Го серверах, игрались с обычного компьютера с одним GPU (в отличии от 280 GPU, используемых в матче против Ли Седоля).
Необычные решения в фусеки связаны с тем, что в настройках программы ей разрешили выбирать ходы-кандидаты №2-5, если они, по оценкам программы, лишь чуть-чуть хуже хода, который AlphaGo ставит на первое место. Фактически, можно даже сказать, что программа поддавалась, не играя ходы, которые считала сильнейшими на доске.

Я не удивлюсь, если в следующем матче с Ke Jie (неизвестно, правда, состоится ли он), мы увидим совсем другую AlphaGo, не играющую никен-шимари и ход на плечо. Мы не можем утверждать, что AlphaGo считает их лучшими на доске.

 

Александр Динерштейн

Две идеи от AlphaGo в одной партии

Если раньше новые ходы и идеи в фусеки  придумывали в основном топ-мастера, а остальные подхватывали их изобретения, то в последнее время наметилась тенденция – брать пример с AlphaGo. Так, в партии наших дней вошло шимари через два пункта, раннее вторжение в сан-сан и так далее. Мало того, любые новые ходы комментаторы с Бадук ТВ начинают со слов об AlphaGo, даже если сама программа их никогда не применяла.

Хитрее всех оказался Парк Енгхун, 9-дан, применивший аж две разные идеи от AlphaGo в одной из своих недавних партий:

http://www.go4go.net/go/games/sgfview/63284

Давайте разберем эту игру детальнее, но сначала пару слов о Парке. Многие считают его номером один в мире по йосе. В свое время, когда Ли Чангхо еще являлся сильнейшим в Корее, такие мастера как Ли Седоль или Чой Челхан пытались обыграть Ли Чангхо, навязывая ему жесткую борьбу с первых же ходов, понимая, что шансов победить Ли Чангхо в мирной игре у них нет. И только Парк Енхун, как ни в чем не бывало, играл с Ли Чангхо в своём любимом, аккуратном стиле. Парк был первым, кто доказал, что Ли Чангхо можно обыграть и в таком ключе, не обостряя позицию.

То фусеки, которое получилось в партии с китаянкой Ю (одной из сильнейших девушек в мире), на мой взгляд, идеально соответствует стилю Парка.  У черных перевес по очкам, всё вполне крепко и можно надеяться на ранний перевод партии в йосе.

20170327-mlily2r-parkyh_1

В этой игре Парк применил сразу два плана от AlphaGo – теннуки после хода №9 и раннее вторжение в сан-сан №11. Первую идею мы помним по матчу AlphaGo с Ли Седолем (вторая партия матча):

2ipv-gokifu-20160310-Lee_Sedol-AlphaGo_1

Ход №13 удивил экспертов, но позднее эта идея быстро стала популярной. Группа черных внизу легкая. Даже если белые попробуют проатаковать её ходом в А, черные не обязаны выбегать в центр. В ответ они могут сыграть еще одно теннуки (к примеру, ход Б).

Раннее вторжение в сан-сан встретилось в партии между AlphaGo и корейцем Ким Чонгхёном в одной из 60 игр, сыгранных AlphaGo на Го серверах:

weiqi_1

Кроме весьма необычного времени для вторжения, этот вариант примечателен тем, что черные не доиграли джосеки ходом в А, что позднее позволило им обращаться со стенкой белых снаружи как со слабой группой. Уже очень скоро позиция белых стала безнадежной.

Вернемся к партии Парк Енхуна.

20170327-mlily2r-parkyh_1

Если белые блокируют с этой стороны, то черные выживают в сенте и играют великолепное двухплановое распространение на сторону. Это и построение базы, и нейтрализация стенки белых. Очевидно, что этот вариант не может устроить белых.

20170327-mlily2r-parkyh_1

На месте белых я бы предпочел вариант с перехватом сенте.  Для этого можно использовать кейму №14.  В этом случае белые успевают занять важную точку №16,- строя мойо и одновременно атакуя черную группу в верхнем углу. Мне кажется, что этот результат можно считать равным.

20170327-mlily2r-parkyh_1

Также заслуживает внимания джосеки с двойным хане. В справочниках черным рекомендуется отвечать на атари №22, соединяясь в 16, но уж очень важным кажется распространение на сторону. Думаю, что черные не будут соединяться и сами сыграют хираки в А. После этого последует ко-борьба снизу. И этот вариант за белых мне нравится больше того, что было в реальной партии.

20170327-mlily2r-parkyh_1

Есть такая пословица: “Не знаешь, как отвечать, играй теннуки”. Да, можно вообще не реагировать на вторжение в угол, но непонятно, смогут ли белые использовать своё влияние. Теннуки – это все таки сомнительное решение в данной позиции.

Мне кажется, эта схема с вторжением в сан-сан имеет все шансы стать популярной. Посмотрим, встретится ли она в партиях ближайших дней. Лично я планирую попробовать её на практике.

 

 

Владимир Медведев

Вредные советы

 

Если партию закончил,

А очков-то не хватает,

Ты смешай скорее камни

И гобан переверни.

А противнику не вздумай

За игру сказать спасибо –

Расскажи ему ты лучше

Всё, что думаешь о нем.

 

Снимок

Когда увидел ты “бамбук”,

скорей его разрежь,

поставив гордо камень свой,

а лучше с двух сторон.

И если сделаешь ты так

раз десять за игру,

то сразу вырастет твой ранг

на столько же камней.

 

Только тот играть умеет,

у кого гобан из кайи,

из базальта и ракушек

у кого комплект камней.

Не смотри ты партий профи,

не играй в турнирах, клубах –

накопи побольше денег,

и постигнешь Мудрость Го!

4ehlE3oIPdU

 

 

Когда однажды с АльфаГо

ты сядешь поиграть,

забудь фусеки и тюбан,

тесудзи и тенген.

Старайся взором боковым

рубильник отыскать.

Кусачки, ломик, молоток –

набор для плана “Б”.

 

Если ты на серверах

выбираешь имя,

назовись “Десятый Дан”,

или “Сай Хонинбо”.

И когда перед тобой

затрепещут даны,

так и быть уж – согласись,

предложи им фору.

CSE36O1UEAAR-Mx

Когда устанешь от игры,

разборов и задач,

прочти последний наш совет,

лишь доля шутки в нём.

Садись, и молча наблюдай

течение камней –

и вскоре мимо проплывёт,

конечно же, топор!

 

Александр Витер

Стихи о Го

Словно снегом укрылся гобан,
Всё бело, нет намёка на черных.
Ставит камни очень проворно
Азиатский девятый про дан.

12568984_165566900484669_325904402_n

Рисунок: Мария Чаплина

А годы шли. Росло и мастерство.
Наград скопилась целая стена.
Но обыграть тебя мне не дано,
Хоть мне уже исполнилось сто два.

Сражались мы чуть больше сотни раз –
Ушел непобежденным. Уважаю.
Мы встретимся с тобой на небесах.
Поверь, соперник, я не проиграю.

Но вот пришел и мой посмертный час.
Лишь перед смертью понял я всю суть.
Ту, что скрывает Го от нас:
Победа не важна, а важен – Путь.

s-l1600 (7)

Совершенно случайно в атари
Угодил мой пустой треугольник.
Я не бросил его по запаре
И от этого стало мне больно.

Отвалилась немалая группа,
Не успев построить два глаза.
Ну зачем тебе столько трупов?
Слишком сильный соперник, зараза.

Поклонив голову – сдался.
Враг ушёл победной походкой.
Я один за гобаном остался.
Всё же партия – просто находка.

Оценив все свои недочеты,
Не приложенные старания,
Я однажды сведу с тобой счеты.
Дорогой мой партнер, до свидания.

rrr

PDF24 Tools    Send article as PDF