Дорогие ценители игры Го!

Александр Динерштейн и Российская Федерация Го представляют вам 16-й выпуск журнала Ого.

 

Оглавление:

Возникновение профессионального Го на Тайване

Доска из коряги

Книги по Го нас обманывают! Часть первая

Гениальный план Дмитрия Сурина сокрушает программу Zen!

Курьезы в партиях профессионалов

Секреты форового Го. Схема Сузуки Етсуо

Из истории издевательств над гобанами в Японии.Часть первая

Из истории издевательств над гобанами в Японии.Часть вторая

Лакированные японские гобаны

 

Возникновение профессионального Го на Тайване

В 2014 году в Европе была запущена профессиональная система. На сегодняшний день 5 человек прошли сито отбора и получили статус про в ЕГФ. Пока в Европе существует всего один турнир, полностью закрытый для любителей – Чемпионат Европы среди профессионалов. В других турнирах, к примеру, Grand Slam в Берлине, профессионалы имеют некоторое преимущество при жеребьевке, но и любители могут принимать там участие.

Система еще только формируется и в ней пока отсутствуют многие необходимые процедуры, к примеру, продвижение по данам.

В виде наглядного примера того, как может происходить развитие профессиональной лиги, мы решили перевести статью из журнала Go World, изданную в 1979 году.

В феврале 1979 года на Тайване дан старт проекту под названием «Профессиональная лига Го». Таким образом Тайвань стала третьей страной в мире после Японии и Кореи, в которой появились профессиональные игроки. Примечание А.Д.: В Китае это событие произошло на 3 года позже, когда одновременно 10 человек среди сильнейших любителей были назначены профессионалами. В их числе были  мастера  Ни Вейпинг и Чен Зьюде, которые уже через несколько лет после запуска проекта успешно обыгрывали японских 9-ых данов в ежегодных матчах Китай-Япония. Трое сильнейших китайцев сразу же получили статус 9-го дана, минуя все предыдущие ступеньки.

Ассоциация Го существовала в континентальной части Китая с 1942 года и продолжала работу на Тайване вместе с Чан Кайши после войны.  600 тысяч человек из 17 миллионого населения Тайваня умеют играть в Го. 174 человека играют в силу любительского дана, но 1-дан на Тайване примерно равен пятому или даже шестому дану в других странах. Самый сильный любительский дан – шестой. Разница между разрядами составляет примерно пол камня.

Присвоение данов происходит по результатам рейтинговых турниров. Ассоциация Го помогает газетам спонсировать турниры по Го, выделяя до половины призового фонда. Это создает большой контраст с Японией, где крупные газеты не только спонсируют турниры с немалыми призовыми, но еще и платят Нихон Киин за право публикации сыгранных партий.

Успех Тайваньской Ассоциации Го во многом связан с деятельностью Инг Чанг-ки. Этот миллиардер не только выделяет деньги на проведение турниров, но еще и работает над созданием собственных столиков для игры, комплектов камней, часов и даже новых правил Го (А.Д. смотрите  http://senseis.xmp.net/?IngChangKi )

st060

На фото: Чаши, разработанные Инг Чанг-ки.

Ассоциация Го огласила 3 главных принципа, которым обязаны соответствовать все кандидаты на получение профессионального статуса. Кандидаты должны быть до 30 лет, не иметь другой работы и показывать хорошие результаты в любительских турнирах, спонсируемых газетами. Три человека подали заявки и были приняты в профессионалы без какого-либо отбора: Chou Shen-han, 4-дан, Chen Yung-an, 5-дан и Chen Chu-lung, 3-dan. Примечание от А.Д.: Это напоминает мне первый отборочный турнир на получение профессионального дана в Корее в 1954 году, где в связи с отсутствием желающих, профессионалом был назначен Ким Тэхён (позднее 4-дан про) – единственный человек, записавшийся и пришедший на турнир.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

На фото: Ким Тэхён, 4-дан (Корея)

Всем новым профессионалам было по 27-28 лет. По японским стандартам этот возраст получения первого дана является весьма поздним, но стоит отметить, что двое из них прошли обучение в университете, а все трое служили в армии.

Обязанность новых профессионалов: играть не менее 100 партий в год. По результатам этих партий им будет присвоена категория: 60% побед и выше – класс А, 40-60% – класс Б, менее 40% – класс С. Также они обязаны заниматься обучением Го. Ассоциация Го гарантирует им должный уровень доходов, вполне достаточный для безбедного существования.

А.Д.: Стоит отметить, что в наши дни профессионалы из Тайваня успешно соперничают с японцами и даже имеют в своем зачете победу в чемпионате мире среди профессионалов (Zhou Junxun, 9-дан выиграл кубок LG-2007).

085-fxvqqsk4736368

На фото: финалисты кубка LG

 

Джон Фэрбэрн (перевод с английского Дарьи Кошкиной)

Доска из коряги

Небольшое отступление, относящееся к совершенно иной истории – 17й глава дома Хонъимбо – Сюэй (1852 – 1907), суровый высокопринципиальный человек, решил уступить главенство в семье, которое он занимал по праву, лучшему игроку, Мурасэ Сюхо (1838 – 1886, на то время – главе Хоэнся). Когда пришло время для передачи титула, Сюэй отдал с ним последнюю из реликвий Хонъимбо как символ преемственности. Это история той самой реликвии – доски из коряги.

syueiНа фото: Хонъимбо Сюэй
Ода Нобунага, воинственный авантюрист, в конце 16-го века в свободное от разрубания в капусту буддийских монахов время был занят объединением Японии. Именно он проложил путь правлению сегуната Токугава (если немного упростить историю). Во время его недолго длившейся гегемонии до его сведения дошло, что население в глубинке Ямато пугает белый дракон, который периодически появляется и исчезает в заливе воды под некоим водопадом. Нобунага, ощутивши чувство долга перед обществом, послал туда своего подчиненного, чтобы тот исследовал эту японскую версию Лох-Несского чудовища, и вскоре бесстрашному рыцарю удалось раскрыть тайну дракона. Им оказался огромный пень с тяжелыми корнями; воды, несущиеся вниз прямо на него, раздробили кору и отмыли дерево добела. Чтобы доказать свою пригодность, посланник извлек пень из воды и доставил его Нобунаге в Киото. Совершенно случайно, пень оказался остатком от дерева кая, и Нобунага, заядлый игрок в го, приказал, чтобы из него сделали доски для игры. Было изготовлено две доски, ставшие известными как “доски из коряги”.
Одну из них Нобунага подарил своему учителю – монаху Хонъимбо Санса. Странно, но Санса исповедовал учение Нитирэна, к которому Нобунага, казалось бы, испытывал маниакальную ненависть. Тем не менее, Санса был сильнейшим игроком в го в округе и имел свой подход к псевдо-сегуну, который был способен противостоять ему лишь с пятью камнями форы.

saНа фото: Хонъимбо Санса
По прошествии времени доска Сансы стала одной из реликвий дома Хонъимбо. Когда все беспорядки, связанные с реставрацией Мэйдзи, навалились на страну во второй половине 19-го века, как и множество бесценных реликвий, эта доска из коряги исчезла.
Сюэй передал доску Сюхо (18-й Хонъимбо) в июле 1886 года. Говорят, что после праздничной вечеринки в доме Сюхо, когда все гости уже ушли и Сюхо остался один, он начал танцевать по комнате с доской на голове. Так или иначе, после этого местонахождение доски остается загадкой. Далее изложена наиболее последовательная версия того, что произошло с ней дальше.
Сюхо вскоре умер в результате внутримозгового кровоизлияния (!). Отдавая дань уважения, Сюэй выждал определенный период времени, соблюдая траур, и решил вернуть себе титул главы дома Хонъимбо (как 19-й глава), и отправил письмо вдове Сюхо с просьбой вернуть доску.
Доску прислали, но это была очевидная подделка. Поднялся шум, и вдову Таки начали таскать на допросы. Выяснилось, что Сюхо оставил ее в очень бедственном положении, и она отдала реликвию под залог. Сюэй дал ей немного денег и потребовал, чтобы она вернула доску.
Усложняло историю то, что Таки владела небольшой миленькой линией производства, где новые доски для го мгновенно превращались в антиквариат; на них ставилась печать Мурасэ (фамилия Сюхо), далее доски шли под залог или в продажу. Как мне кажется, вдова все же вернула Сюэю настоящую доску.
В те времена у Сюэя был хороший друг, Ким Оккюн, ссыльный политик из Кореи. Поскольку Сюэй тогда проживал в дешевой низкосортной гостинице, он отдал доску Киму на хранение, но тот был убит во время поездки в Шанхай в 1894 году. Когда Сюэй услышал эту новость, он тут же бросился к дому Кима, но лишь узнал, что владельцы, узнав новости первыми, распродали всю мебель. И так все и закончилось – мебельная компания была шарлатанской, и доска была утеряна.
Но это лишь одна из версий. Некие ученики Сюхо и Сюэя утверждали, что видели эту доску, когда они были молоды, и не могли поверить в такую историю. Хонъимбо Сюсаи, например, заявлял, что это была абсолютно обычная доска, потертая и низкокачественная, совершенно не стоящая всей той шумихи вокруг нее. Кита Фумико говорила, что это была доска, выполненная в корейском стиле (т.е. в виде полой коробки), в то время как Кариганэ Дзюнъити поведал, что это была черная, а не белая доска (хотя, возможно, стоит учитывать его почтенный возраст на момент сказанного).
Еще одна версия гласит, что Хонъимбо Сюгэн, младший брат Сюэя, вынес доску на песчаный берег реки Сумида, пытаясь спасти ее от сильного пожара, охватившего Токио в 1881 году, вода поднялась и смыла доску. Однако Сюэй, действуя согласно каким-то собственным понятиям, притворился, что эта традиция жива и передал какую-то другую старинную доску под видом доски из коряги.
Тайна остается тайной. С тех пор были найдены другие реликвии старейшин дома Хонъимбо, но их самое большое сокровище остается столь же неуловимым, как и Несси.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

На фото: Современная версия гобана из коряги. Производство фирмы 6 brothers, Ю.Корея

 

Александр Динерштейн

Книги по Го нас обманывают! Часть первая

Сегодня мы начинаем серию статей, в которой будем опровергать знания, полученные нами из книг по Го.

Начнем с книги “Improve Fast in Go“, написанной Милтоном Бредли(1928-2010) в 2008 году. Эта книга доступна для бесплатного изучения на сайте автора. Целиком я её не рассматривал, комментировать не буду. Остановимся лишь на небольшом фрагменте:

 

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

Автор утверждает, что после двойного какари черные должны играть косуми в центр “B1 as shown is usually best, but sometimes the attachment at either “a” or “b” is preferable.” Эта первая ошибка. Многие считают, что правило: “Лучший ход в центре симметрии” работает для этой формы, но на самом деле у черных нет хороших продолжений после вторжения белых в сан-сан:

noname_1
Если черные достраивают форму, как на картинке выше, то белые успевают сыграть распространение ходом №8. Теперь конструкция черных представляет из себя что-то среднее между стенкой и слабой группой. Очков у черных нет вообще. В дальнейшем, сыграв А-В-С-Д,  белые могут еще сильнее утяжелить форму соперника.

noname_1

Как мы видим на этой диаграмме, у черных нет времени играть распространение в точку 5. Их форма рассыпается.

noname_1

Здесь показан самый достойный вариант за черных. Его иногда можно встретить в партиях Такемии Масаки. Плотность, конечно, неплохая, но Белые получают отличный угол в сенте и без каких-либо адзи внутри.

noname_1

Косуми разумно применять лишь в тех случаях, где белым очень нужно получить сенте. К примеру, в таком фусеки, где белые успевают забрать два свободных угла. Самое правильное за белых – забросить эти два камня. Не пытаться их спасти и просто играть в другом месте.

Во всех остальных случаях рекомендуют играть прилипание к одному из камней. Можно, к примеру, пойти на такой модный вариант:

noname_1

Дальше автор справедливо утверждает, что двойное какари и последующие накрытие кеймой лучше не допускать:

If Black doesn’t respond to the double attack and allows White to play the marked enclosing move on his key point before answering, he can still (just barely) achieve life in gote as shown, but with even a slight inaccuracy he will almost surely die! And even if he does live, White’s advantage is considerable. So, on balance, Black would be well advised not to allow himself to be forced into this kind of situation!

Этот способ выживания встречается и во многих других книгах. Но вы не поверите, и здесь автор допустил ошибку.

noname_1

Да, черные живут в углу, но белые имеют множество ко-угроз, сокращающих угол аж до 3 очков территории:

noname_1В партиях профессионалов этот вариант встретить невозможно! Как же выживают они?

noname_1

Здесь показан правильный способ выживания. Территория черных больше, чем в прошлом варианте, а в форме белых остались слабости. Иногда черные пропускают обмен 5-6 и сразу блокируют в 7.

Посмотрим другие возможности атаки угла:

noname_1

Ход белых №4 – только укрепляет форму. Черные комфортно живут.

noname_1

Кажется, что вторжение в сан-сан возможно, но угол не убивается.

noname_1

Этот вариант сложнее, но и здесь черные живут.

Какой же вывод? Выживание ходом в 3-3, которое показывает Милтон Бредли и многие другие авторы – это распространенная ошибка. Да, выжить таким образом проще всего, но желательно выбирать такую жизнь, которая приносит больше территории в углу.

 

Александр Динерштейн

Гениальный план Дмитрия Сурина сокрушает программу Zen!

В первом номере нашего журнала мы рассказывали про джосеки, которое изобрел наш мастер – Дмитрий Сурин из Иваново. Вот эта статья

К большому удивлению сегодня я увидел этот же план в партии между программой Zen и игроком под ником ZenKiller2 на сервере КГС.

Партию можно посмотреть по ссылке: http://gokifu.com/share/2mek . Игра завершилась победой человека. Если я не ошибаюсь, это было первое поражение этой версии Zen (13.4) от рук человека в партии без форы. Многие другие топ-даны КГС, включая европейских профессионалов Илью Шикшина и Павла Лисего, одолеть компьютер не смогли.

Поищем отличия между вариантом с КГСа и планом Дмития Сурина, который он неоднократно демонстрировал в наших турнирах:

zen19l-zenkiller2_1

ZenKiller2 продолжал ходом в А. Дмитрий Сурин предпочитает здесь ход в Б.

В чем же разница?

zen19l-zenkiller2_1

В варианте у Дмитрия  белые успевают укрепить группу справа, сыграв икен-тоби №24. Так, к примеру, развивалась одна из моих партий с Дмитрием. Кто-то из его соперников заглатывал приманку и забирал камень снизу:

zen19l-zenkiller2_1

Белых убить нельзя. После жертвы и сдавливания черные должны вернуться и защитить свой угол. Дмитрий Сурин считает этот результат выгодным за черных, так как угол остается предельно крепким – без скрытых адзи внутри.

В партии на КГС у черных остался нестабильный угол, но Zen не смог найти способ его атаки. Как мы уже отмечали в прошлом выпуске нашего журнала, Zen очень хорошо разбирается в стратегии, но тактика иногда хромает.  В партии черным удалось спасти угол и убить группу компьютера:

zen19l-zenkiller2_1

На мой взгляд, ошибкой был ход белых №26 и затем №28

Кстати, даже после хода №28  остается возможность атаки угловой формы. Подробнее про нее вы можете прочитать здесь.

zen19l-zenkiller2_1

Вместо хода №26 в партии можно было подумать над таким прилипанием. Умереть белая группа не должна.

zen19l-zenkiller2_1

А самое интересное, на мой взгляд, это варианты, связанные с атакой угла ходом №26. Как черные отвечали бы на этот ход?

zen19l-zenkiller2_1

Сложно предположить, чем могла бы завершиться эта борьба.

zen19l-zenkiller2_1

Ход черных №27 в точку 2-2 приводит к форсированному ко, при этом белые имеют местные ко-угрозы на выбегание группы. В таком раскладе шансов убить белую группу у черных нет.

Не могу утверждать на 100%, но у меня есть сомнения в том, что план, выбранный человеком в этой партии, был корректным. Скорее всего мы были свидетелями очень сложного и необычного хамете. Может быть, именно так и надо обыгрывать компьютер?

 

Александр Динерштейн (перевод с корейского)

Курьезы в партиях профессионалов

120515ri-05

Ким Сучанг (на фото), корейский мастер 9-го дана выпустил книгу под названием: “Ах, какой хороший ход”. В ней собраны смешные эпизоды из профессиональных партий – грубые ошибки и блестящие тесудзи. Я покажу вам самые яркие примеры.

lee_1

 

 

Позиция из партии Ким Сучанг, 7-дан – Ли Донгю, 7-дан, 1990. Ким ,игравший черным, построил большое мойо и собирался отрезать камни белых ходом 1. Какой ответ приходит в голову? Мы всегда пробиваем подобные камни! Так Ли Донгю и сыграл. В итоге черные отрезали хвост.

lee_1

Белые не стали играть ходы 64-68 – здесь демонстрация того, что могло бы произойти.

Тесудзи существует! Но в глаза, конечно, не бросается:

lee_1

Играя сагари на первую линию, белые могли спасти все свои камни и быстро завершить партию.

Еще одна партия автора (белые), в этот раз против Пэк Сангхо (6-дан про), 1984.

paek_1

Белые много проигрывают, но черные расслабились к концу партии и допустили тесудзи в своей территории:

paek_1

Кто бы мог подумать, что наверху строится секи!

В партии черные организовали ко, но и это не спасло их от поражения:

paek_1

Партия автора против Ли Чангхо, 1992 год. Ким был уверен, что поймал эту группу (глаза А и Б – ложные). Какой возможности он не учел?

kimll_1

Ли Чангхо не прошел мимо этого хода! Если черные пробивают камень, то возникает ко, при этом у белых есть масса местных ко-угроз

kimll_1

В партии Ким не стал играть ко, отдав два камня в ответ на атари. В результате белые спасли свою группу и выиграли эту партию.

 

Секреты форового Го. Схема Сузуки Етсуо

Сузуки Етсуо (1915-1985) – 9-дан про из Кансай Киин. Он никогда не выигрывал крупных титулов, но вошел в историю Го как человек, однажды обыгравший легендарного Го Сейгена. Вот начало той партии (Сузуки играл черными):

suz_1

 

В одной из своих статей Сузуки предложил очень необычную стратегию игры на 5 камнях форы.

Ключевая идея – занятие пунктов А и В черными:

noname_1

Пример того, как это можно сделать:

noname_1

Форма чем-то напоминает сан-рен-сей, но содержит в себе больше влияния на центр. Белым, естественно, хочется совершить вторжение. Не отдавать же сопернику территорию по пятой линии? Вот к чему это может привести:

noname_1

Белые, конечно, выживут, но попадут под жесткую атаку. Обратите внимание на то, что камни черных №2 и №6 расположены просто идеально. Еще один вариант возможного вторжения:

noname_1

И здесь группа белых не должна умереть, но проатакуют ее основательно.  Если же совсем не вторгаться на сторону, то она может со временем превратиться в огромную территорию. Сузуки рассматривает такой вариант:

noname_1

 

Если белые попытаются испортить этот план и сами займут точку  икен-тоби по 5-й линии, то сразу же попадут под атаку:

noname_1

Сам автор идеи 5 камней форы у соперников, естественно,  не брал, но однажды решил проверить эту конструкцию в партии на равных – против одного из сильнейших мастеров Кансай Киин Хасимото Утаро. Вот эта партия: http://gokifu.com/share/2mem

weiqi_1

Черные проиграли, но чего не сделаешь ради читателей новой книги!

 

Вероника Пальчикова

Из истории издевательств над Гобанами в Японии. Часть 1.

Глядя на японские гравюры укиё-э, не перестаешь удивляться: чего только не вытворяли японцы с гобанами, разве что на зиму не солили.  Для начала рассмотрим пример пока что еще довольно деликатного обращения.

sharaku_-_daidozan_bungoro_showing_his_strength

Автор его – Тосюсай Сяраку, живший в период Эдо (Чего ржете? Вы с детства должны были знать это великое имя!)

Сяраку прославился портретами борцов сумо и актеров театра кабуки.

Поэтому вас, наверное, не слишком удивит, если мы скажем, что и на этой гравюре изображен знаменитый борец сумо Дайдодзан Бунгоро (годы жизни: 1788 – 1823)… в возрасте без малого 7 лет!

Как вы наверняка сразу догадались, борец занят тем, что элегантным взмахом гобана гасит свечу, демонстрируя таким образом свою силу. Такое зрелище было популярно в эпоху Эдо.

А без зрелищности и эстетства в сумо никуда (как и во всём у японцев). Известно, например, что, вступая на арену для поединка, борцы  разбрасывают перед собой соль как символ очищения и изгнания злых духов. И даже этот маленький ритуал каждый борец стремится выполнить красиво и оригинально, в своей фирменной манере.

Начать карьеру в столь юном возрасте было весьма необычно, что и снискало Дайдодзану широкую популярность. Как написано справа на фоне, в 7 лет он был ростом 120 см и весил 71 кг. Не только Сяраку, но и многие другие известные художники охотно изображали его на своих гравюрах.

Однако, достигнув зрелости, Дайдодзан ни ростом ни весом совершенно не выделялся среди других борцов, и  большие надежды поклонников оправдал не вполне. Карьера его, судя по всему, была отмечена взлетами и падениями (впрочем, увы, сведений об этом дошло мало). Есть сведения, что в лучшие годы он достигал ранга «маэгасира 5» (как бы это по-русски… крутой борец, но не сильнейший)

В 1812 г. Дайдодзан ушел на пенсию и стал торговцем при храме.  Говорят, в торговле тоже преуспел.

«Дайдодзан» можно перевести как «ребенок-гора». Это не настоящее имя, а профессиональное прозвище, или «сикона» , принятое у борцов сумо с целью отвести от себя злых духов, привлечь удачу или отдать дань уважения своей школе, наставнику и тому подобное.

Впрочем, псевдонимы распространены не только в сумо. Например, у художников укиё-э тоже. Тот же Сяраку ухитрился так зашифроваться, что ни его настоящее имя, ни годы жизни никому не известны. Известно только, что его творческая деятельность длилась не больше года (с 1794 по 1795), и за это время он успел создать около ста пятидесяти выдающихся гравюр. Напоследок предлагаем полюбоваться портретами актеров в его исполнении.

sharaku_-_sawamura_sojuro_iii_as_ogishi_kurando671px-the_actor_otani_oniji_ii_as_yakko_edobei_-_sharaku_-_tnm

 

 

Вероника Пальчикова

Из истории издевательств над гобанами в Японии.

Часть 2.

Возможно, вам доводилось слышать историю о 47 ронинах. Эти события столь знамениты как в Японии, так и за ее пределами, что даже легли в основу одноименного голливудского фильма с Киану Ривзом (надеемся, вам повезло его не увидеть).

Всё началось с того, что в 1701 году влиятельный феодал Асано Наганори был приговорён к сэппуку за нападение на высокопоставленного чиновника в ответ на оскорбления и издевательства со стороны последнего. Все самураи, служившие Наганори, в результате этого приговора лишались источника существования и превращались в ронинов – вассалов без хозяина.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

Вот они, два красавца – слева Асано, справа Кира.

Художник Утагава Куниёси

 

Потеряв своего господина, сорок семь ронинов во главе со старшим вассалом Оиси Кураносукэ, дали клятву отомстить тому самому чиновнику (звали его Кира Ёсинака), несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор.

Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами, Оиси же переехал в Киото и начал вести разгульный образ жизни. Со временем, узнав о том, что ронины разбрелись кто куда, а Оиси пьянствует, Кира ослабил свою охрану и стал более беспечным. Между тем ронины тайно собирали оружие, входили в доверие к домочадцам Киры, следили за его особняком, изучали систему охраны и распорядок жизни.

Через год и девять месяцев невероятно дерзкий план мести был осуществлен. Правда, едва не провалился из-за того, что хитрый Кира в последний момент ловко спрятался, почти с концами.

Власти оказались в затруднительном положении: с одной стороны ронины поступили согласно букве и духу бусидо, отомстив за своего сюзерена; с другой стороны, они ослушались приказа сёгуна, проникли в Эдо с оружием и напали на придворного чиновника. Из-за растущей в народе популярности сорока семи ронинов, сёгун получал множество прошений за них, но, как и ожидалось, приговорил заговорщиков к смерти. Однако им было позволено провести благородный обряд ритуального самоубийства, как надлежало настоящим самураям, вместо того, чтобы быть казнёнными как преступники.

Подробно об этом. Еще более подробно здесь.

Вы наверно спросите, разве может эта история иметь отношение к Го. Ну а как же!

Популярность этого предания породила множество литературных и художественных произведений. Такие произведения получили название «Тюсингура» (“Сокровищница самурайской верности”)

Сюжет «Сорока семи ронинов» стал популярным среди японских художников, работавших в технике укиё-э (гравюры на дереве). Самой популярной считается серия работ художника Утагава Куниёси “Жизнеописание преданных вассалов” (1847-1848). С одной гравюрой из этой серии мы вас и познакомим.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

Перед вами Онодэра Тоэмон Хидэтомэ перевязывает шнурок сандалии, опираясь ногой на опрокинутый гобан.

Запечатлен момент сразу после вторжения ронинов в особняк Киры. Обнаженный меч, разбросанные в беспорядке камни, напряженное лицо воина как бы намекают, что всё это неспроста, и страсти тут кипят нешуточные.

Онодэра Тоэмон Хидэтомэ ворвался в особняк в первых рядах, нейтрализовал попавшихся под руку охранников и обезвредил найденные им луки. В общем, вел себя смело и достойно будущего героя преданий.

Он был усыновлен одним из вассалов лишь незадолго до гибели их господина и не успел получить от последнего никаких благ. Приемный отец полагал, что Хидэтомэ не обязан жертвовать своей жизнью в такой ситуации, однако тот сам настоял на своем участии.

Далее приводим перевод текста на гравюре, выполненный М.В. Успенским. Отметим, что некоторые реальные имена в тексте изменены (если вдруг их кто-то случайно запомнил):

“Хидэтомэ был приемным сыном Онодэра Хидэкадзу. Он пришел в дом Онодэра из другого клана и только занял положение приемного сына, как через малое время лишился и своего статуса наследника, и годового дохода. И все же, разделяя стремления своего приемного отца, он остался верен своему прежнему господину. Отец и сын вместе примкнули к заговору Обоси. Они переехали в область Канто. Стремясь отплатить врагу их умершего господина, они приняли облик торговцев и следили за Коно, выискивая его уязвимые места. Претерпев бесконечные невзгоды и лишения, в конце концов, они достигли заветной цели. Слава о них как о преданных вассалах останется в веках.

Был разработан план, по которому в 14-й день 12-го месяца 15 года эры Гэнроку все верные вассалы собрались в трех пунктах, и той же ночью в часы стражи Крысы  выступили для осуществления мести. По обычаю, накануне сражения они выпили на прощание и закусили сушеными каштанами и мелкими сушеными анчоусами. «Пусть нам повезет, добудем голову врага, стяжаем славу!» – такой они провозгласили тост. Разделав утку, они сами, добавив овощи, сварили из нее суп, угощались лапшой соба, радушно подливая друг другу сакэ. Затем легли спать. Вскоре подошло время, и все они, надев форму пожарных – кольчугу, нарукавники и наколенники, – в приподнятом настроении выступили. Выглядели они очень мужественно.

Если голова ясная, то ноги крепки и все дела удаются! Господина можно уподобить голове, вассалов – рукам и ногам. Если правитель просвещен, то и подданные благонравны. Если господин мудр и добродетелен, его вассалы преданны.

Ах, все надежно!
Ранним утром сегодня
Не найти особенных слов,
Скажу лишь: «За господина!» –
И стану росой
Эфемерной. ”

Доподлинно, конечно, неизвестно, завязывал ли кто-то шнурки на гобане Киры, но гобан у него, безусловно, имелся. Утверждают, что он любил поиграть в Го. Впрочем, кто ж не любил? Ронины тоже были не дураки. Почти два месяца пришлось им ждать исполнения приговора, и, по свидетельствам очевидцев, они частенько коротали это время за игрой в Го.

Возможно, с этим связано появление как минимум ещё одного произведения, где судьба ронинов тесно переплетается с Го. На сей раз речь пойдет о театре.

Первая пьеса о ронинах (для театров кабуки и бунраку) появилась уже через две недели после их гибели. Правда, так же быстро ее и запретили. Излишне достоверное изображение злободневных событий и конфликтов, как-то связанных с правительством, вовсе не приветствовалось, даже скорее наоборот, каралось.

Поэтому исторической достоверности в пьесах поубавилось, зато стало больше драматизма и зрелищности. В частности, действие переносилось в прошлое, вместо настоящих имен использовались имена всяких литературных персонажей (на гравюрах имена тоже частично изменены). Однако общая канва сюжета сохранялась, так что зрителям было нетрудно догадаться, о ком на самом деле речь.

 

Особое место в этом ряду занимает пьеса «Гобан Тайхэйки». Ее написал в 1710 г. для кукольного театра Тикамацу Мондзаэмон – известнейший драматург и близкий друг одного из помощников ронинов – а уж тот-то знал историю из первых уст.

«Гобан» попал в название неслучайно. В пьесе есть интереснейшая сцена. Один из слуг оказывается двойным агентом. Якобы шпионя для Киры, он доносил тому ложные сведения, а сам целиком был на стороне заговорщиков. Увы, ронины не сразу сообразили о его благих намерениях и успели по недоразумению проткнуть мечом. Но даже на пороге смерти слуга изо всех сил старается подтвердить свою преданность. Он сообщает добытые им важные сведения, но язык почти уже его не слушается. Тогда главный вассал Оиси достает гобан, и они восстанавливают план особняка Киры с помощью камней на гобане. Эта ценная информация помогает героям успешно завершить задуманное. Вот здесь можно посмотреть эту сцену, адаптированную для детского театра кабуки:

Пьеса «Гобан Тайхэйки» является старейшей сохранившейся пьесой о 47 ронинах и стала источников вдохновения для многих других популярнейших пьес. Особенно когда лет 40 спустя события стали уже не очень злободневными, цензура подобрела, и на эту историю начался настоящий бум.

 

Лакированные японские гобаны

Продолжаем знакомить наших читателей с шедеврами японских мастеров.

Обычно гобаны в Японии покрываются черным лаком со всех сторон. Реже – с двух сторон, оставляя две другие стороны не раскрашенными, чтобы показать годичные кольца дерева. Сложно сказать, что красивее.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%bakk

8888888888

 

600x397-2016042000014

kanazawakatsumi-img600x400-1463904090kd3cfa2185

 

lkkk

wu7u6t518fyhx-img600x402-1461062067u0nvnj7479

wu7u6t518fyhx-img599x442-14777217035ezazv2295

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

flowerr

fukutomi_syouten-img600x398-14772112736cj8tg11273

fushiki33-img600x400-1478100193hvnt5b25938

inakanokura-img600x450-14658821270jhmcp12853

makie01

why7fsbld642n

600x450-2016121400032

600x450-2015031800049

600x450-2015031800050

11165286_1604916236462210_5708211613343967368_n

kansukedou2010-img600x450-1424232827uvcrj711167

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

 

laque-11

И в Южной Корее можно встретить подобные гобаны, в том числе довольно старые, предназначенные для игры в Сунгчанг Бадук (игра здесь начинается не с пустого поля, а с уже выставленных на доску камней).

В Корее продаются элитные гобаны,  декорированные узорами и картинами из перламутра и покрытые очень ровным и толстым слоем черного лака. Эта техника называется “наджон чильги”.

Перламутр представляет собой внутренний слой раковин моллюсков, таких, как морское ушко, кораблик или жемчужница. Цвет его может быть разным, обычно это нежные радужные переливы преимущественно в сером, розовом, фиолетовом, синем или зеленом спектре. Эффект радуги образуется за счет преломления световых волн.

Прежде чем использовать перламутр для инкрустации, его нужно подготовить. Сначала твердый наружный слой раковины спиливается на точильном камне или растворяется под воздействием кислоты так, чтобы остался только внутренний слой.
Полученные пластинки перламутра выравниваются и полируются, а потом мастер с помощью специальных ножниц и резаков придает им нужную форму. Вырезанную фигурку накладывают на поверхность или инкрустируют в специально подготовленные выемки, нагревают и выравнивают, а потом покрывают лаком.

pigumario1008-img600x600-1419243395xqtx6212872

rjjjj

shichifuku_honpo-img600x450-1459674034o72fo215901

600x450-2016111700003

 

1125310331_3

1127210331_7

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ball

 

 

 

 

 

 

PDF24    Send article as PDF