Дорогие ценители игры Го!

Александр Динерштейн и Российская Федерация Го представляют вам 15-й выпуск журнала Ого.

 

Оглавление:

Ким Гивон, 5-дан про: играем изобретательно!

Необычное хамете от Матсууры Йошихиро, 9-дан про

Интервью с Като Хидеки, создателем программы Zen

Джосеки, которые не знает Zen

Интервью с А.Морозевичем и А.Георгиевым

Как стать сильнее? Советы легендарного Хонинбо Дзёвы.

Японские гравюры, связанные с Го. Часть первая

Лакированные японские чаши

 

 

Александр Динерштейн

Ким Гивон, 5-дан про: играем изобретательно!

Вы, наверное, заметили, что и AlphaGo, и Zen – сильнейшие на сегодняшний день компьютерные программы, играют в Го в похожем стиле. С упором на центр, влияние, атаку. Может быть, это  связано с тем, что жадный, территориальный стиль игры постепенно выходит из моды. Двойной сан-сан, который мы помним по партиям Чо Чикуна, уже не встретить, да и одинокий сан-сан уже практически не встречается. Зато мы всё больше видим идей, связанных с ранним захватом центра. К примеру, снова в моду входит Высокое китайское фусеки.

А кто-то решил опередить время и перебраться с 4-й линии, которая традиционно считалась линией влияния, на те, что повыше.

Подобные идеи часто можно видеть в партиях японских мастеров Го, которые любят играть оригинально. А их немало… Среди корейцев и китайцев выделяться из толпы не принято.  Как правило, профессионалы играют одни и те же схемы, стараясь повторять их за великими и учась на партиях Ли Седоля и Парк Чунгхвана.

Сегодня я познакомлю вас с необычными идеями Ким Гивона, 5-дан про. Ему 23 года. Ким – одноклубник Ли Седоля. В школе Квон Гангменга традиционно ставили упор на счет и технику, поэтому большинство его учеников играет активно, не избегая борьбы. Ким Гивона, героя нашего рассказа, тоже нельзя обвинить в пассивной игре. Он любит бороться, но речь сегодня пойдет об идеях в фусеки.

kim_giwon5p

На фото: Ким Гивон, 5-дан про

Прежде всего, стоит отметить, что хотя Ким и не входит в топ-100 в Корее, он играет весьма прилично, имея солидный 41% побед на Го4Го, включая победы над мастерами из топ-10 (к примеру, над Вонг Сонгчином).

Начнем с такой партии (Ким Гивон – черными): http://www.go4go.net/go/games/sgfview/54682

__go4go_20160604_kim-kiwon_kim-minho_1

Идея не новая, но очень необычная. Однажды такое шимари сыграл со мной в турнире Дмитрий Сурин, подкрепив его словами “Отгадай, в какую сторону моё шимари развернуто!” Кажется, что ход медленный, но зато пропадают всевозможные прилипания, так популярные в наши дни.

Второй пример: http://www.go4go.net/go/games/sgfview/56816 И здесь Ким играет черными:

__go4go_20160828_kim-kiwon_kim-minho_1Китайское фусеки выглядит очень необычным на базе сан-сана в правом верхнем углу. В базе я смог найти лишь один подобный пример. Низкий Китай от сан-сана встречается чаще – таких партий аж 6 штук, включая партию 1963 года, сыгранную китайцем Ченом Зьюде – человеком, который и изобрел китайское фусеки, успешно применив его в матчах Китай-Япония в начале 60-х.

В этой партии мы повторно встречаем форму из примера №1. Как только не защищались в этой схеме! Если сыграть обычное икен-тоби шимари, то остается неприятное вторжение в точку А:

noname_1

Кейма-шимари выглядит надежнее, но и здесь вторжение легко проводится. Косуми в партии (ход №11) – это попытка избежать сенте ходов снаружи. Прилипание черных №13 – попытка создать белым переконцентрацию одновременно с построением собственной базы. Если укрепить белых в этом районе – супер-крепкое косуми справа должно хорошо смотреться.

Эти примеры были слегка необычными, но “в рамках приличий”. А вот следующие две партии … Тут уже глаза лезут на лоб!

Партия №3. Ким играет белыми: http://www.go4go.net/go/games/sgfview/55924

__go4go_20160724_park-kyuongkeun_kim-kiwon_1

Стандартных ходов здесь нет вообще! В каждом углу разыграно несуществующее джосеки. В итоге белые построили огромное мойо в центре. Дальше последовало глубокое вторжение. Черные с ним опоздали и выжить внутри не получилось. Такемия-сэнсэй высоко оценил бы игру белых в этой партии!

Следующая игра была сыграна совсем недавно. Ким играл белыми: http://www.go4go.net/go/games/sgfview/57442

__go4go_20160917_hong-minpyo_kim-kiwon_1

Если бы я увидел начало этой партии в виде КГС трансляции с нашего турнира, то подумал бы, что транслятор ошибся, перепутав точку в правом верхнем углу. Это же стандартное джосеки на базе сан-сана, только сдвинутое на пункт!

noname_1

Но ошибки нет. Ким Гивон действительно сыграл shoulder hit к комоку! Я видел эту стратегию всего лишь раз в жизни (исключая шичо-прерыватели). Такой ход применил Сузуки Етсуо 7-дан про в партии против Го Сейгена в 1956 году. В это сложно поверить, но черные (Сузуки) победили:

su_1

Может быть, это и есть Го будущего?  Так и надо обыгрывать компьютерные программы? Во всех партиях матча с AlphaGo Ли Седоль брал очки, отдавая влияние. А как завершился бы матч, если бы Ли играл на мойо?

Завершая тему. Если вы любите необычные фусеки, сыгранные на влияние, обязательно посмотрите эту партию: https://www.youtube.com/watch?v=aLnvAG7x39Y

P.S. Пока писалась эта статья, Ким сыграл еще несколько турнирных партий с фусеки, которое сложно даже представить. Эти партии можно посмотреть здесь .

 

Александр Динерштейн

Необычное хамете от Матсууры Йошихиро, 9-дан про

 

Есть профессионалы, в том числе аж девятые даны про,  о которых мало кто знает. Матсуура, 9-дан (1926-1991) из Кансай Киин принадлежит к их числу. Так, к примеру, в базе сайта Го4Го нет ни одной его турнирной партии. Человека уже нет в живых, но след в истории Го он оставил.  Для этого не обязательно выигрывать крупные турниры. Давайте вспомним очень необычную идею в джосеки, придуманную мастером.

noname_1

Черные: Матсуура Йошихиро, в то время 7-дан про. Белые: Сироиси, тогда 8-дан про (позднее оба мастера достигли 9-х данов)

Ход черных 9 с последующим прилипанием в 11 – экстравагантная новинка, про которую умалчивают справочники джосеки. Результат в партии можно считать равным. Единственное, что бросается в глаза, камень сан-сан в правом верхнем углу плохо сочетается с построенной стенкой.

Любопытно, что этот вариант есть в базе сайта josekipedia.com, но ход 12, сыгранный Сироиси, отмечен как “ошибка”. Идея сайта, конечно, хорошая, но я бы запретил игрокам неизвестного уровня игры вносить свои правки, не указывая при этом источников информации.

Были ли у белых более мощные продолжения, опровергающие хамете черных? Можно предложить несколько интересных планов:

noname_1

В этом варианте белые, как и в партии, сохраняют угол, а черные строят плотность снаружи. Позиция примерно равная. 11-ый ход можно сыграть в точку 12, если черные не планируют забирать разрезающий камень в гэту.

noname_1

Тут показан более активный способ игры за белых. Они отдают угол и строят плотность. Территория черных довольно мелкая, но зато они сохраняют сенте. Вариант вполне можно применять за обе стороны.

noname_1

Белые могут ответить при помощи кеймы 2, но эта форма легко режется. Результат к ходу 14 мы можем оценить как слегка выгодный черным

noname_1

Косуми белых 2 на этой диаграмме выглядит вульгарно.  Камень черных погиб, но все еще содержит адзи. Белым придется тратить ходы для дальнейшей защиты территории в углу. Этот вариант является самым плохим за белых среди тех, что мы разобрали.

noname_1

Белые могут сыграть на влияние, разрешая черным соединить свои камни. Результат к ходу 8 можно оценить как равный.

Где же опровержение? Почему план Матсууры не может считаться джосеки и должен быть отнесен к категории хамете?

noname_1

Все просто! Белые вообще не должны реагировать на ход №1. И тогда, если применить тэвари, можно предположить, что черные изначально имели в углу камень сан-сан, сыграли от него весьма скромное шимари 3 (обычно здесь играют кейма или огейма шимари), а потом белые добавили приятный для себя обмен А-Б.

noname_1

Увы, план Матсууры нельзя считать корректным, но вы вполне можете попробовать его в своих партиях, если вам нравится удивлять соперников необычной игрой.

 

Интервью с Като Хидеки, создателем программы Zen

В марте 2016 года (в преддверии матча Ли Седоля с AlphaGo) команда программистов, которая работала над созданием программы Zen (с 2008 года), объявила о запуске проекта Deep Zen Go. Ожидалось, что программа, как и AlphaGo, будет тренироваться за счет нейронных сетей и сможет одолеть AlphaGo в течении 6-12 месяцев.

img_5433

 

Ресурсы японцев, конечно, не сопоставимы с возможностями Google, но зато у них в команде есть настоящие профессионалы Го, а также создатели сильнейшей в мире программы по сёги. Неизвестно, как сильно стала играть AlphaGo за это время, но прогресс Zen очевиден и его можно проследить на сервере КГС, который используется для тренировки программы. Так, самая свежая версия Zen, играющая в блиц (15 секунд на ход) и предлагающая своим соперникам фору не более 3 камней, смогла выйти на первую строчку КГС рейтинга:

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

Мы связались с одним из главных разработчиков программы Zen Като Хидеки (на фото) и задали ему несколько вопросов

img_5410

Скажем сразу, что ответы на все вопросы получить не удалось. Вопросы о будущих планах команды (предстоящих матчах) и о том, тестировалась ли программа на топ-профи, Като Хидеки вернул с пометкой: “No comments”

 

Q. В чем разница между AlphaGo и Zen? Какая программа сейчас сильнее?

A. Подробности по технической составляющей AlphaGo не опубликованы, и мне сложно сравнивать эти две программы. Я полагаю, что AlphaGo играет лучше, но только их матч между собой может дать окончательный ответ на этот вопрос

 

Q. Когда версия программы, которая достигла первой строчки КГС рейтинга, появится в продаже?

A. Самое раннее – в следующем году, но, возможно, что мы не успеем всё подготовить за год.

 

Q. Я заметил, что Zen допускает ошибки в сложных джосеки. Использует ли он базу джосеки?

A. Базы джосеки внутри нет. Выбор ходов зависит от результатов тренировки нейронной сети, и ходы извлекаются из списка “preferred

moves”

 

Q. Может ли Зен решать задачи по Го (цумего)? К примеру, можем ли мы попросить его решить эту задачу:

http://senseis.xmp.net/?MostDifficultProblemEver

A. Я не думаю, что наша программа сильна в цумего. Она училась играть по настоящим партиям, которые не имеют ничего общего с подобными задачками, которые никогда не встретятся на практике

 

Q. Как вы думаете, какая возможна максимальная фора между сильнейшим в мире человеком и программой?

A. Я верю, что меньше, чем 4 камня. На 4 обыграть человека мы никогда не сможем, но уже в ближайшем будущем речь пойдет об игре на 2 камнях форы (компьютер – белыми)

 

Q. Как сильно вы играете в Го?

A. У меня 2-кю на КГС, но у нас в команде есть и профессиональные мастера Го

 

Q. Я заметил, что AlphaGo и Zen имеют похожие стили игры. Из-за того ли это, что и вы тоже использовали для обучения нейронной сети базу партий с сервера КГС?

A. Не только КГС базу. У нас были и другие базы, включая партии профессионалов.

 

Q. Сможем ли мы создать программу, играющую в территориальном стиле, если обучать ее на партиях таких мастеров, как Китани Минору, Чо Чикун или Кобаяси Койчи?

A. Это должно быть возможным, но, боюсь, что нам не хватит партий. Для обучения нейросети их нужно не менее 20-30 тысяч. Возможно, в будущем алгоритмы изменятся, тогда партий потребуется меньше.

how-alphago-works-46-638

Q. Предположим, что AlphaGo в настоящий момент играет сильнее, чем Zen. Чем бы завершился матч Ли Седоля с AlphaGo, если бы ему разрешили пользоваться программой Zen? Это то, что мы называем в шахматах “advanced chess”

A. Здесь все зависело бы от умения Ли Седоля пользоваться программой. Мы проводили подобные эксперименты в прошлом: Чоу Чунхсун (номер 1 в тайваньском Го) сыграл 2 партии против Хсие Юмин, 6-дан про из Японии, которая пользовалась программой DarkForest (cозданной компанией Facebook). Некоторые ходы на доске она делала именно потому, что они были предложены программой.

 

 

Александр Динерштейн

Джосеки, которые не знает Zen

 

Как мы выяснили, в программе Zen нет специальной базы джосеки. Возможно, по этой причине мы можем наблюдать ошибки компьютера в сложных джосеки. Приведем несколько примеров. Они помогут вам обыграть программу в дальнейшем, ведь она пока не умеет работать над своими ошибками, и на одни и те же варианты ее можно ловить из партии в партию.

ahead-6_1

В этой партии, сыгранной на 3 камнях форы против 6-го дана,  Zen играл белыми. Мы видим стандартное джосеки. Дальше белые, как правило, играют шичо-прерыватель в правом нижнем углу. В партии же программа доиграла позицию, похоронив свои верхние камни, так что даже адзи в углу не осталось:

ahead-6_1

 

Особенно грубой ошибкой выглядит обмен 41-42. Белые потеряли отличную ко-угрозу и лишили себя всевозможных сенте ходов в центре доски. Результат – плачевен за белых!

Еще один пример из партии на 2 камнях форы против Синана Джепова (Болгария, 5-дан)

breakfast-16_1

Zen явно запутался в этом джосеки и потерял кучу очков. Кстати, этот же вариант (с первоначальной перестановкой ходов) встретился недавно в командном чемпионате Европы. Светлана Шикшина, в отличии от компьютера, это сложное джосеки знала (или смогла разобраться в нем в процессе игры).

retaiyhcoe_1

Ч:  Henry Hemming (2-дан, Финляндия), Б: Светлана Шикшина

Локально этот вариант считается выгодным (и самым правильным) за белых.  Правда сейчас их стенка не особо работает из-за крепкой группы черных в правом нижнем углу.

Можем вспомнить еще более раннюю партию программы против Кобаяси Койчи, 9-дан про:

zen-kobayashi_1

Ход черных 20 – ошибка в джосеки. Правильный вариант показан ниже:

noname_1

Кстати, и у AlphaGo могут оказаться похожие проблемы. В сложном варианте надаре в одной из партий матча  с Фаном программа допускала ошибки, а Ли Седоль сложные джосеки с ней ни разу не применял. Непонятно, как AlphaGo в них себя поведет.

Дам совет тому, кто будет играть следующий матч с программой:с AlphaGo, Zen или любыми другими.  Нужно приложить все силы для того, чтобы получить окончательную версию программы хотя бы за месяц до предстоящего матча. Я уверен, что в случае качественной домашней подготовки к матчу, можно найти десятки сложных джосеки, в которых компьютер “плывет”.

 

Интервью с А.Морозевичем и А.Георгиевым

Вступление от А.Динерштейна:

Идея шахматного матча пришла мне в голову после того, как я узнал о том, что А.Морозевич собирается играть в Го Конгрессе. Я с особой тщательностью искал ему соперника. Выяснилось, что с десяток шахматистов приличного уровня играют в Го, но только двое из них – Дмитрий Кряквин и Тайгер Хилларп Перссон (Швеция) превосходят Александра в Го, и только это превосходство может обеспечить интригу в матче.

Мне казалось,  что с Тайгером Александру будет непросто справиться –даже в рамках сервера КГС их разделяет 4 ступеньки (у Тайгера – 1дан, у Александра – 4кю). В Го это преимущество могло оказаться решающим, а уж в шахматах гроссмейстер всегда найдет способ соскочить на ничью.

cog539nuiaicoob

Похоже, что Александру помогла его привычка не бояться авторитетов: играть по позиции, вне зависимости от того, кто сидит напротив тебя. Победа над 2-даном в последнем туре основного турнира ЕГК-2016 из этой же серии. В той партии Александр отставал по фусеки, но имел крепкую позицию, которая позволила ему вцепиться зубами в группу соперника и замучить ее до смерти.

Я вспоминаю ренго турнир в рамках ЕГК, где мы играли втроем на одной доске: А.Морозевич, Ли Хёк (№1 в Российском Го 90-х годов и когда-то чемпион Кореи среди студентов) и я. Как заметил Александр в статье для шахматного журнала 64: “Я был лохом в команде и испытал то давно забытое чувство”. Некоторые из наших соперников выбирали такую тактику: наносить сенте ходы, выводя из игры меня с Ли Хеком, а все ответственные решения перекладывать на Морозевича. Александр отлично справился с задачей. Мы проиграли лишь одну партию (зевком), поделив 2-6 места.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

 

                                                               На фото: Ли Хёк, 7-дан

Больше всего запомнилась манера игры Александра черными в форовых партиях. И если мы в Го часто играем (и учим играть) на форе, примерно как на картинке, пытаясь засушить игру и удержать перевес, то Александр утверждает: “Форовые камни должны использоваться для атаки. Зачем играть пассивно, когда у вас на доске численный перевес?”

noname_1

 

Я играю в Го вот уже 30 лет, но таких 6-кю я никогда не встречал. В виде примера предлагаю посмотреть партию Морозевича, сыгранную в сеансе одновременной игры с японским профессионалом 6-дана Хаяши Козо. Партия: http://gokifu.com/share/2l6f . Если все игроки похожего уровня приходят в сеанс для того, чтобы поучиться: взять фору и потом гордо рассказать друзьям: “Я проиграл 6-му про всего-то 40 очков, и он даже группы мои не смог убить”, то Александр был настроен только на победу. Обратите внимание на его ходы 27 и 29. Взять все очки, а потом атаковать плотность соперника (“какая это плотность, если у группы нет двух глаз?”) Это очень необычный подход, наглядно иллюстрирующий стиль игры Морозевича.

kozo_1

После шахматного матча состоялся сеанс одновременной игры, в котором Александр проиграл лишь одну партию – мастеру ФИДЕ из Германии, играющему в Го на 7-кю, а в шахматах имеющим на своем счету победы в турнирах даже над гроссмейстерами.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

Одним из участников сеанса был Александр Георгиев (на фото справа), многократный чемпион мира по шашкам. Он отказался от предложенной ничьи и в итоге проиграл партию. Мы предлагаем вам интервью, в котором принимали участие оба Александра.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

Вопросы: Е.Евченко, Л. Немчинова

Q. Я попрошу по очереди поделиться впечатлениями сегодняшнего дня. Александр, я так понимаю, партнер вам достался довольно сильный. Сложно было?
A. Я считаю, партнер был идеальный, потому что я примерно настолько сильнее его в шахматах, на сколько он был сильнее меня в Го. Мы изначально искали такую комбинацию, чтобы шансы были примерно равны. Я считал до матча, что преимущество имеет тот, кто сильнее в Го, потому что в Го ничьих нет, а в шахматах есть, и может случится так, что я выиграю в шахматы 1,5 : 0,5, а в Го проиграю 2:0. Тем не менее, мне было интересно: чем сильнее соперник в Го, тем интереснее с ним играть, и неважно, сколько я проиграю партий. Я думаю, что наш матч был достаточно зрелищным; шахматная публика, вероятно, получила удовольствие, а Го публика… я не уверен, что мы их слишком сильно порадовали своей игрой, но это было как минимум необычно. По крайней мере, мы показали, что мы тоже в какой-то степени в состоянии играть в эту игру, и она нам очень нравится, и я думаю, что и я, и Тайгер будем прогрессировать, может через год-два будем уже играть на каком-то относительно равном уровне.
Q. А что вам принесло победу, как думаете?
A. Обе шахматные партии сложились для меня достаточно легко, вторая партия получилась даже миниатюрой. В первой я с дебюта оказывал на него давление, он изобретательно изыскивал ресурсы, были, естественно, обоюдные неточности, но в целом он все время находился под давлением, поэтому получилось неплохо. В Го мне, конечно, труднее дать оценку происходящего. Начало партии в первой партии мне не нравилось , казалось, что я играл плохо и получил нехорошую позицию, но потом он выбрал неверное направление игры, загнал себя под атаку, дальше был какой-то бой, взаимные ошибки, цейтнот…,но в конечном итоге территории у меня получилось больше. Во второй партии начиналось все неплохо, но потом я начал о-о-очень медленно играть, какой-то сонный стиль на меня напал, соперник наоборот играл сильно и последовательно ел территорию просто ложками. Все съел и закономерно выиграл.
6oi-hspmjak

 

Q. Александр (Георгиев – прим. ред.), я так понимаю, вы были болельщиком-зрителем, вы наверное первый раз такой «баттл» видели?
А.Георгиев: Да, я узнал на шашечном сайте, что будет такой матч: Го и шахматы. А с Александром мы познакомились в Пекине, на интеллектуальных играх, там были шашки, шахматы и Го, и вот решил посмотреть. Я больше хотел шахматы увидеть, но попал только на Го, смотрел, ничего не понимая, что происходит… Даже когда партия закончилась, всё равно не понимал, что произошло и кто выиграл. Потом мне всё объяснили.
Q. Есть ли в шахматах и Го что-то общее?
A. Схожесть есть – важно умение концентрироваться и хорошо считать. В Го счет кажется более сложным, и едва ли не на каждом ходу .Или это с непривычки :) В шахматах ты зачастую чуть-чуть посчитал, потом можно серию ходов делать более-менее на глазок или из общих соображений. В Го все время идет счет, к этому надо привыкнуть. Как и к размеру доски – первый месяц при игре на большой доске начинала болеть голова, и я старался дозировать привыкание, играя периодически на ученических 9 на 9 и 13 на 13.
Q. А какая у вас есть задача в Го?
A. Я просто получаю удовольствие от игры.
Q. Слышала, что Вы на КГС три тысячи партий сыграли?
A. Цифра явно завышена, но больше тысячи это точно.
Q. Занятия Го как-то помогают в шахматах?
A. Во-первых, я не занимаюсь Го, я в него играю. Это разные вещи. Во-вторых, профессиональная часть мой карьеры в шахматах завершена. Поэтому трудно сказать, как это может повлиять. Лет десять назад подобный вопрос был более интересен . В Го мне не хочется правильного подхода: начинать изучение фусэки, джосеки, типовых комбинаций, прогрессировать и так далее – это все здорово, но мне кажется, это больше для молодых, если они чего-то хотят добиться. Мне интереснее играть без тягот знаний, естественно,  я смотрю какие-то партии про, заходя в клуб, общаюсь с данами, мы можем разобрать партии, я пытаюсь сделать выводы на основе ошибок, но именно ошибок в мышлении: чересчур жадный, слишком примитивный, какой-то медленный, сонный, не умеет строить форму и тд. А вот идея последовательно решить сто тысяч позиций на жизнь и смерть не увлекает при всей ее эффективности. Или поставить себе задачу выполнить какой-то дан, а зачем? У меня нет такой задачи , я играю пока мне это доставляет удовольствие. Еще мне интересно, сколько потребуется времени, чтобы начать осмысленно играть. Первый месяц я тупил даже по поводу самых простых вещей. Потом месяца три я зевал часто в один-два хода – самые простые вещи. Потом, соответственно, где-то через полгода стал уже зевать в три хода, какой-никакой уровень) так потихонечку подкачался , сейчас уже шестой кю.
Q. Александр, я сейчас озвучу очень такое обывательское мнение, если оно слишком обывательское, я прошу меня извинить. Есть мнение, что в Го проще правила, сложнее играть, а в шахматах наоборот – сложнее правила, но играть проще. Как вы считаете все-таки? Шахматы или Го – что сложнее?
A. Трудно сказать. С точки зрения восприятия шахматы-это все-таки большая абстракция, к которой надо привыкнуть. Ты имеешь некий набор фигур, половина из которых ходят по разному. Это для меня они уже как родные, и ход конем воспринимается как нечто само собой разумеющееся. На самом деле, нормальные люди, которые никогда не видели шахматы, далеко не сразу это принимают, а некоторые не приемлют совсем. Ферзь почему-то ходит вот так, и почему-то это ферзь, и стоит он строго на одном поле в начальной позиции. Странная цель заматовать одну фигуру из 16 стоящих и почему-то только ее. Это все не очень легко на самом деле. Го в этом смысле – более естественная игра. Перед тобой пустая доска как отображение чего то изначального. Ты наполняешь пространство камнями, рисуя одному тебе ведомую мозаику, и чувствуешь себя демиургом. Мы в детстве, например, кидали ножички в землю, делили мир. Думаю, многие дети в это играли. Здесь тоже самое. У тебя есть некая земля или пространство, есть камни ,и ты его делишь. Все очень жизненно, тут нет абстракции, к которой надо привыкнуть. Это такой философско-воспринимательный ракурс. С точки зрения практической игры все-таки доска в Го намного больше. Если бы шахматы были бы 19х19 или чатуранга какая-нибудь четырехмерная, то пыхтели бы как паровозы, но у нас все-таки 8х8 и фигуры по мере игры исчезают. Не хочу сказать, что от этого становится легче – эндшпиль самая сложная часть шахматной партии, потому что ответственность за ход выше. Чем больше фигур, тем больше у тебя подстраховки. Одна не справилась – вторая справится. А эндшпиль – это такая четкая геометрия, запредельная для человеческого разума, потому что все то, что компьютер нам привнес с появлением базы 5 – 7-фигурными окончаний, показало всю пропасть нашего незнания основы основ. И ,возможно, так до конца всего и не узнаем.
В Го ситуация обратная. У тебя пустая доска, и по мере развития партии положение становится сложнее и сложнее, камней становится все больше. Я до конца не понимаю, как изучать йосе , несмотря на обилие литературы и авторитетных мнений на эту тему. Оценивать сколько стоит ход при той или иной стандартной форме – это довольно общая рекомендация. И получается, что эта часть партии очень трудно поддается анализу вообще. Я не знаю, как азиатские профи изучают по-серьезному йосе, было бы интересно понять. Даже с познавательной точки зрения. В шахматах проще. Многое можно просто перекопать- сейчас появилась семифигурная база, не за горами 8 фигурная и тд. Дебют, опять же, потихонечку можно перебирать – понятно, все не переберем, но переберем немало. Я думаю, когда мы дойдем до 11-фигурной базы, очень надеюсь, что это будет нескоро, тогда шахматам настанет каюк, ответ на базовый вопрос 4 на 3 пешки на одном фланге при любой паре фигур будет получен, мы поймем ничейна ли игра совсем или нет и дальше играть уже будет не очень интересно.
652

На фото: Известный шахматный гроссмейстер Александр Грищук сражается с роботом в блиц.

Q. Как вам здесь люди, атмосфера?
A. Это третий мой турнир, на первом было очень необычно. Сейчас уже немного привык.
Q. В каком смысле непривычно? Вы имеете ввиду именно правила или еще что-то, саму организацию?
A. В Го все намного свободнее. У нас-то в шахматах вообще ничего нельзя. А здесь с телефоном можно проходить – я могу его достать, положить на стол. Если я во время шахматной партии достал телефон, мне тут же поражение поставят без шансов. Даже если мне нужно срочно позвонить умирающей маме или еще кому-то. Не имеет значения, тут же ноль и это правильно. Все намного жестче . Разговаривать нельзя, покидать игровое помещение нельзя и тд – ограничений пусть и вынужденных масса.
Q. Александр, а в шашках как?
(А.Георгиев): В шашках тоже нельзя. Телефоны обязательно сдавать
Q. То есть это только у нас такие послабления?
A. Я смотрел трансляцию партии Динерштейн – Шикшин с последнего чемпионата России . Кто-то из них делает ход, уже не помню кто, другой комментирует – за очками пошел? Второй ему отвечает: “Ну да, очки-то нужны” :). Я не говорю, что это плохо. Может быть, это даже хорошо. Но в шахматах это представить вообще нельзя. Если вы начнете общаться с соперником во время партии, у вас начнутся проблемы. Для меня атмосфера на Го турнирах воспринимается как праздник. Можно пообщаться, “потусить”, один из соперников меня даже кофе угощал по ходу партии, что правда его не спасло :)
Q. А когда люди просто тусят и общаются, шахматисты от ценителей Го отличаются как-то?
A. Люди интеллектуального труда чем-то похожи. Может быть, если бы вы пришли на турнир по гандболу, вы бы увидели некоторые отличия.
Q. Хотелось бы знать, как вы оцените уровень организации, атмосферу, какие у вас впечатления от конгресса?
A. Организовать такую массовую швейцарку дело очень сложное, и устроители с ней справились блестяще. В зале не душно, играть вполне комфортно. Сеансы, мастер классы, разбор партий с про, экскурсии-все по высшему разряду. Единственное, что мне как зрителю хотелось – трансляцию первых 20-25 досок в интернете, а не только выборочно 3-4.
Q. Как вы думаете, шахматисты начнут больше интересоваться Го?
A. Будем надеяться, наш матч во многом для подобной рекламы и сделан. Мои ученики обычно попадают под дурное влияние. Профессионалы слишком заняты и вряд ли увлекутся. У нас в стране когда-то очень давно решили, что раз мы в шахматах всех побеждаем, то у нас они будут интеллектуальным спортом номер один .Но я не думаю, что реально они чем то лучше или интеллектуальнее, чем Го.
Q. В шахматах компьютер давно стал обыгрывать чемпионов мира. Как это повлияло на игру, и что нам ожидать с появлением AlphaGo?
A. Доминация компьютера похоронила шахматы как честный вид спорта. Навеки, ситуация вряд ли изменится. С точки зрения познания шахмат это, конечно, невероятный прорыв – выясняется все, что ты знал – ты не знал ничего. 5, 6, 7-фигурные позиции компьютеры просчитали до точного результата, любую семифигурную позицию можно набрать в интернете, и вам будет показана идеальная последовательность ходов, лучшая за обе стороны до конца. Естественно, когда я рос , воспитывался в 80-90х годах, такого даже близко не было. Мы отталкивались от фундаментальных трудов, которые издавались еще в советские годы. Гроссмейстерские коллективы писали такие большие монографии, посвященные как дебютам, так и самым разным эндшпилям, это был колоссальнейший человеческий труд. И сейчас видишь, насколько много там ошибок. Не потому, что плохо старались, а потому, что не понимали. Глубина нашего незнания произвела на меня сильное впечатление. Практически вся теория стала переписываться заново, в дебютах появилось очень много новых направлений, куча старых закрылось . Многие канонические партии казались незыблемыми эталонами, но когда смотришь их с компьютером, то понимаешь, что все совсем не так просто. Произошла переоценка ценностей, и в этом смысле книги Каспарова из серии “Мои великие предшественники”- это важнейший и фундаментальный труд по осмыслении того, что было сыграно за последние сто лет, с анализом компьютера и демонстрацией того , как мы это воспринимали тогда, и как мы это воспринимаем сегодня. Переосмысливать пришлось все, например, партии, на которых мы учились. Насколько они вообще правильные? Мы берем чемпионов как некий ориентир, а компьютер вносит свои серьезные поправки. Как и в Го.. допустим, не знаешь чью партию смотреть – заходишь на сайт и смотришь партии девятых данов про, а потом пытаешься копировать их идеи. С появлением AlphaGo или другой сильной программы этап переоценки и переосмысления настанет и здесь. Множество канонов таковыми не окажутся, а культовые герои прошлого могут оказаться сильными “шпилерами” при невысоком понимании игры… Многим вещам в шахматах пришлось учиться заново, как будто с нуля. У меня есть знакомый тренер, он делает интересные подборки для решения – компьютерные позиции, которые машина оценивает как абсолютно выигранные, а большинство гроссмейстеров их просто не может решить! На столько мы далеки пока от реального восприятия!

А.Георгиев: Я, кстати, вот в шашках не пользуюсь компьютером совсем, но только партии смотрю в базе, а чтобы делать анализ… А ведь уже появилось много людей, которые просто смотрят, что программа скажет, а сами не понимают, почему так надо было играть. Но у нас, кстати, в шашках еще не было такого серьёзного матча. Но я играю в международные шашки, на стоклеточной доске… То есть в 64 там, конечно, программа мощная. С ней бесполезно бороться, всё просчитывает.

0_77bcd_ee402247_xl

 

Q. Просто Google еще до вас не добрался, а так бы уже давно бы вас, я думаю, похоронили.
А.Георгиев: Нет, они играют очень хорошо, программы… Ну просто нет задачи похоронить. Я думаю, что если бы поставили задачу, то давно бы её осуществили.

А.Морозевич: Саша Костенюк сказала, что игрокам в Го надо приготовиться к тому, что все профессионалы, гуру и боги вдруг станут обычными людьми. Былое уважение пропадет. Любой кю, любой перворазрядник сможет открыть программу и увидеть, что наш сенсей 9 про дана вот тут, вот тут и вот тут ошибся. Но я думаю, она сгущает краски. В Го не такие прямые ошибки, чтобы разобраться надо долго анализировать и отматывать далеко назад. В шахматах ошибка как бы прямая. Ты смотришь партию, лампочка мигает, ты мог выиграть, оценка +5, а ты делаешь ход, и все по нулям. И это видно сразу. В Го же какая-то цепочка ходов, зачастую длинная, надо разбираться, может быть, что ты прыгнул через два поля, а надо было через одно, но это выяснится только через 30 ходов. Компьютер сможет показать какой-то прямой зевок- человек строил группу, а она съедалась какой-нибудь тактикой. Но это, как я понимаю, в большинстве случаев мастера и сами могут просчитать. Так что не всё так страшно!

%d0%b1%d0%b5%d0%b7-%d0%bd%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f

На фото: Александра Костенюк, одна из сильнейших шахматисток в мире, познает игру Го во время кубка IMSA, г.Пермь, 2008 год

 

Как стать сильнее? Советы легендарного Хонинбо Дзёвы.

Хонинбо Дзёва родился в Нагано в 1787 году. Вместе с Yasui Senchi, Inoue Gennan Inseki и Hayashi Gembi он являлся одним из самых сильных игроков Го того времени.

200910070002

В 1835 году Jowa сыграл знаменитую партию, получившую название “игра, кашляющая кровью”. Его противником был Акабоши Интэцу, 7-дан, подготовивший секретный вариант тайша джосеки и подловивший в нем Дзёву.

Партия продолжалась больше недели и несколько раз откладывалась. Понимая, что отстаёт, Дзёва собрал своих учеников в поисках следующего хода, но безрезультатно.

Как гласит легенда … Хонинбо Дзёва просидел сутки без перерыва, уставившись на доску, время от времени впадая в прострацию. На вторую ночь измученный Дзёва потерял сознание. Обеспокоенная семья собралась вокруг него. Наконец он очнулся. Его глаза сияли. Он воскликнул после долгих часов молчания: “Я получил! Я получил!” – духи приходили к Дзёве, и подсказали ходы…

Игра возобновилась. Дзёва сделал три великолепных хода, которые полностью изменили ситуацию на доске.

Наступил последний день. Хотя позиция была безнадёжной, Интэцу продолжал бороться, он искал малейшую возможность изменить ход игры – оставался призрачный шанс. В течение десяти часов было сделано 74 хода. Наконец вариантов не осталось – Интэцу сдался. Игроки обменялись поклонами и стали собирать камни. Внезапно Интэцу стал кашлять кровью прямо на доску. Акабоши Интэцу не суждено было поправиться, он ушел из жизни менее чем через два месяца.

the_blood_vomiting_game_by_gwen974

 

Мы предлагаем вам ознакомиться с советами Хонинбо Дзёвы, направленными на улучшение силы игры (перевод с английского Дарьи Кошкиной). Ваши соперники вряд ли будут умирать от истощения сил, но, быть может, следование этим советам позволит вам выигрывать свои партии чаще обычного.

Существуют три процесса: фусеки, середина игры и йосе.
Хорошее понимание этих трёх вещей – величайшее достижение в процессе изучения игры. Достижение мастерства в одном из этих трёх аспектов игры – нечто, из ряда вон выходящее. Но, в основном, знание того, что будет через 30 или 50 или 100 ходов, является основной целью обучения.
Есть правильный и неправильный способ обучения. Если вы стремитесь к правильному способу, вы будете играть лучше. Если вы стремитесь к неправильному способу, то деградируете.
Неправильный путь относится к глубочайшей жадности. Жадность соотносится со способом игры, возникающим во время попыток обнаружить ходы, которые сложно увидеть, и это затягивает ход игры. Эти ходы вы не увидите, если не знаете их, независимо от того, как долго вы думаете над ними. Поэтому, чем больше вы так играете, чем сильнее вы деградируете.
Правильный путь относится к тому, чтобы не быть столь жадным. Это умение заключается в том, чтобы сосредоточиться на таком способе игры, где вы играете быстрее. Когда вы играете быстро, нет времени на то, чтобы возникла жадность. Если жадность не возникает, ваша игра будет лучше, и вы будете прогрессировать и продвинетесь на следующий этап.
Также концентрация на захвате территории, захвате камней, слишком глубоком вторжении в территорию соперника, спасении групп – всё это – плохо.
Плохо потому, что в захваченной территории есть слабости. Захваченные камни обременят вас. Глубокое вторжение сделает вас скупцом, а бегущие группы – трусом.
Таким образом, не задумывайтесь о захвате территории или камней, а если вы вторглись слишком глубоко, пожертвуйте эти камни.
Будьте крепким без беспокойства о территории, скромным без беспокойства о захвате камней, сдержанным без беспокойства о глубоком вторжении.
Жертва камней – самый острый способ игры, но первейшая потребность – защита и укрепление ваших групп, следующая – игра в слабых пунктах противника. Если вы будете придерживаться этого, играя скромно, вы будете прогрессировать очень быстро.
Это всего лишь указывает на то, что в самом начале изучения игры легче ступить на правильный путь, и тогда вы, вероятнее всего, будете совершенствоваться.
Вероника Пальчикова

Японские гравюры, связанные с Го. Часть первая.

 

Должно быть, все слышали о таком направлении японского изобразительного искусства, как гравюры “укиё-э”.

Очень подробно об истории и технологии здесь:

http://japaneseprints.ru/reference_materials/articles/public1.php

http://japaneseprints.ru/reference_materials/articles/klisogr/index.php

http://japaneseprints.ru/reference_materials/articles/publishing/index.php

 

Чтобы вам легче было проникнуться этим сокровищем мирового искусства, мы в первую очередь рассмотрим гравюры, изображающие Го.

Стоит упомянуть таких художников, как Утагава Куниёси, Утагава Кунисада (он же Утагава Тоёкуни III), Цукиока Ёситоси, Китагава Утамаро, Каванабэ Кёсай, Кацусика Хокусай, Тосюсай Сяраку. Запомните их имена. Каждый из этих достойных людей как минимум разок изобразил по гобанчику в своих работах (ну и к тому же, они просто гении, которых должен знать каждый). Особенно отличились обилием гобанов Утагава Куниёси, Утагава Кунисада и Цукиока Ёситоси. Не исключено, что эти великие разделяли нашу самоотверженную любовь к Го.

Начнем с одного из самых любимых – Цукиока Ёситоси. Годы жизни: 1839 –1892.

Очень подробно здесь: http://www.bibliotekar.ru/k92-Yoshitoshi/index.htm

В период японской истории, известной, как Реставрация Мэйдзи, Цукиока Ёситоси почти в одиночку противостоял захлестнувшему страну ажиотажу по иноземным, западным культурным традициям. И не только продлил жизнь жанра укиё-э, но и создал непревзойденные шедевры, прежде чем это искусство окончательно умерло вместе с ним. Художник обращался к таким привычным для Японии жанрам, как пейзаж (серия “Сто видов луны”), портреты красавиц, актеров театра Кабуки и воинов. Также он черпал вдохновение в старинных легендах и историях о призраках (серия “Новые формы 36 призраков”). Однако в данной статье он интересен нам как автор серии “28 знаменитых убийств в стихах”.

Это серия была создана в 1866 и 1867 годах совместно с другим художником школы Утагава – Отиаи Ёсиику. Каждая из работ изображала сцену убийства, которое вроде бы имело место быть, или, по крайней мере, фигурировало в популярных пьесах театра Кабуки.

Принято считать, что именно серия гравюр «28 знаменитых убийств в стихах» и породила жанр «гуро», т.е. искусства, сконцентрированного на жестокости и истязании тела.

В свою очередь, Цукиока Ёситоси создал эту серию «не на пустом месте». Он был знаком с творчеством Дюрера, Гольбейна, Гойи, которое произвело на него огромное впечатление. В особенности, гравюры с изображениями ужасов войны, пыток христианских святых, апокалипсические картины мученичества. “Я словно погружался в этот мир темноты, все эти скелеты, чудовищные птицы и звери, все ужасы иного мира обволакивали меня и затягивали”, – пишет Цукиока Ёситоси своему ученику Яманака Кодо в 1879 году

Утверждается также, что Цукиока Ёситоси лично присутствовал на полях сражений в неспокойные времена Реставрации Мэйдзи и делал там наброски с натуры, что весьма помогло ему мастерски и реалистично изображать жестокие сцены.

Убийство на почве Го также заняло в этой коллекции своё почетное место. Гравюра называется “Юруги Мотохару”.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

 

На заднем плане изложена история, как герои докатились до жизни такой. Примерный перевод:

“Жил-был правитель провинции Тамба по имени Юруги Мотохару, преуспевший и в литературном и в военном искусстве. Помимо этого, питал он трепетную любовь к Го. Однажды, прознав, что в его владениях проживает слепой монах, искусный в Го, правитель призвал его в свой замок, дабы сыграть партийку. Монах играл хорошо, но вел себя недостойно и всячески глумился над ходами соперника. Юруги долго пытался сохранить терпение, но в конце концов не выдержал и оттяпал монаху голову. Сопроводив это словами: “Никакие ко или лесенки тебе не помогут, раз ты не сумел занять срочные пункты. Хоть твои группы и с глазами, но ты, безглазый монах, проиграл”.

Вскоре после этого над стенами замка появился призрак монаха в виде отрубленной головы. Он хныкал и умолял: “Пожалуйста, ещё партию…! Одну-единственную короткую партию…!»

Слуги феодала самым тщательным образом провели заупокойную церемонию, и призрак больше не показывался».

Под стихами, видимо, подразумевается хайку в правом верхнем углу. Переводим в меру скромного поэтического таланта:

Волны зноя

в полях, орошенных

осенними ливнями

 

Вот здесь можно ознакомиться ещё с одной историей из этой серии – к сожалению, не про Го, но тоже берущая за душу:

http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/211245.html

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

 

В серии “28 знаменитых убийств в стихах” есть ещё такая гравюра: “Дакки но О-хяку”.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

По непроверенным сведениям с просторов инета, эта дама входит в тройку главных злодеек всея Японии  (две другие – Такахаси Одэн и Абэ Сада).

О-хяку с 14 лет занималась древней профессией, пока один из покровителей не выкупил ее из публичного дома. И так, меняя покровителей и мужей, она достигала всё большего благоденствия. Правда, очередного ее мужа казнили в результате внутриклановой распри. Но женщина не растерялась и быстренько обзавелась новыми. История о ней стала основой для пьесы театра Кабуки, где она фигурирует как продажная, коварная соблазнительница. В Японии таких называют 毒婦 – “дурная женщина”, буквально “ядовитая” (по-нашему, роковая).

На самом деле, привлекает внимание не сама О-хяку, которая ничего интересного-то и не сделала, разве что убила пяток своих мужей, а её прозвище «Дакки» (или Да Цзи), намекающее на её сходство с полулегендарной наложницей китайского императора Чжоу Синя, последнего из династии Шан. Из-за чар этой красавицы династия и погибла (если верить легенде). Считается, что истинной виновницей всех злоключений была лисица-оборотень, вселившаяся в девушку (та самая, девятихвостая). Подробнее.

Остальные истории не менее живописные, но мы надеемся, что этих примеров достаточно, чтобы раскрасить ваши скучные, серые будни новыми красками. В следующих номерах журнала Ого мы продолжим знакомство с японскими художниками, затрагивающими игру Го в своих картинах.

 

Александр Динерштейн

Лакированные японские чаши

Сегодня мы поговорим про чаши и гобаны для игры Го, покрытые лаком. Лаковые изделия, естественно, не сделаны из лака – лак является только покрытием, нанесенным на дерево. Лак – это обработанный сок лакового дерева, принадлежащего к семейству ореха кешью.
С рождением искусства лака в Японии связан следующий миф. Приблизительно 1600 лет назад принц Ямато Такеру но Микото сражался за объединение Японии. Однажды на поле битвы он случайно сломал ветвь дерева с ярко красными листьями. Красивый, блестящий сок начал течь из излома. Принц приказал слугам собрать сок и окрасить им его любимую посуду. Когда это было сделано, посуда начала сверкать ярким сиянием.

Техника декоративного лака пришла в Японию из Китая в 5-м столетии, но в конце 8-го столетия Япония прекратила посылать торговые миссии в Китай. Культура Японии оказалась отрезанной от континентального влияния. Именно в этот период, с конца 8-го до 12-го столетия, искусство лака в Японии развилось в совершенно уникальный, японский стиль. К этому же периоду относится техника “Маки” – золочение поверхности с последующим лакированием (так же смешивание лака с золотой или серебряной пылью). Изделия, выполненные в этой технике, стали очень популярными среди высших сословий.

К сожалению, изделия из лака недолговечны (это видно даже на наших примерах). При регулярном использовании лакированного комплекта Го первые сколы появляются уже через 2-3 года. Подобные комплекты требуют особо бережного хранения с соблюдением нужной температуры. Стандартные 23-24 градуса в обычной квартире – это слишком жарко для лакированного комплекта Го. Но если другого места для хранения не найти, то  держите гобан и чаши подальше от батареи.

Сегодня мы покажем вам японские лакированные чаши Го, а в следующем выпуске полюбуемся гобанами.

mart2097-img600x450-14738504523d5f0p11518

Это одни из самых красивых чаш Го, которые я когда-либо видел. Им более 100 лет, и время оставило на них свой отпечаток – лак местами осыпался

1

999

cqz8txnxgaihe41

kkkkk

korrr

ktsmw784-img600x376-1457932182rkxqdz28845

naruhikoeriko-img600x450-1462936042g5s6jh28213В китайской и японской символике белая цапля и чёрная ворона образуют противопоставление
инь-ян, а также света и тьмы – они очень часто изображаются на чашах.

600x450-2016090800050

 

23344

34444

55555

99999uj

334444

9999999

44444444444

kobayasi2016-img599x292-1451356098a22p2230992

komutyakku-img600x450-1470831312llsvod22660

lak

Сначала на чаши наносятся несколько слоев лака (иногда до 40 слоев!), они высыхают, и потом подходит черед нанесения позолоты. Это может быть краска или тончайшие листы золотой фольги. Поверхности, покрытые золотой краской или металлическим порошком, выглядят тусклыми и шершавыми на ощупь. Настоящее золото выглядит намного ярче, ведь оно не тускнеет от времени.

00000

2016-0309-0315-4904

99999

884444

rbnnnn

yorozumall-img600x400-14551831486x9prp28930

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%baМножество методов декорирования лаковых изделий разделяются на две категории: резьба и роспись поверхности. Особенно замечательны те чаши, в которых рисунок вырезан в последовательных слоях чередующейся окраски (метод, называемый японцами “гури”). Красный цвет лаку придает киноварь (ртутная руда).

sendegawa-img600x450-1472804105rozlbj11903

unnamed-1

Чаши на последних картинках удачно маскируются под лакированные, но на самом деле это их природная окраска. Они сделаны из хурьмы и называются в Японии курогаки. Особая  хрупкость этого дерева затрудняет процесс производства чаш, поэтому они являются весьма редкими, и цены на подобные чаши начинаются от 1000 долларов США.

PDF24    Send article as PDF