Дорогие ценители игры Го!
Александр Динерштейн и Российская Федерация Го представляют вам 14-й выпуск журнала Ого.

Оглавление:

Проблемы профессионального Го

Интервью с Александром Морозевичем

Как стать сильнее? Полезные советы

Ли Седоль vs AlphaGo. Обсуждаем итоги матча

Смогут ли другие авторы программ превзойти AphaGo?

Фильм “Король Го и его сын” переведен на русский. Что дальше?

Матч Россия – Корея

Как исследовать джосеки при помощи тевари?

 

Проблемы профессионального Го

Статья написана мной по материалам с корейских Го сайтов:

http://www.cyberoro.com/news/news_view.oro?div_no=11&num=521745

http://www.cyberoro.com/board/oro_view.oro?bd_num=15314&bd_div=1

http://www.cyberoro.com/news/news_view.oro?div_no=A1&num=521742&pageNo=1&cmt_n=0

+ добавлены мои личные впечатления

Получив первый профессиональный дан в 2002 году, я сыграл 14 партий в корейских профессиональных турнирах. Тогда даже за поражение в первом туре отборочного турнира профессионалы получали деньги. 100-150 долларов, но даже эти деньги на фоне большого числа местных турниров вполне могли снять необходимость в дополнительной подработке. Можно было сконцентрироваться на турнирах и думать только об игре.

С большим изумлением я узнал, что в 2009 году было проведено голосование, в котором участвовали профессионалы Кореи. Со счетом 123:34 победила идея отказа от гонораров на начальных этапах, с повышением дохода от попадания в топ-64, топ-32 и выше. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом – видимо по такому принципу голосовали корейцы, планировавшие в ближайшем будущем потеснить Ли Седоля.

1127806

Призовые главных турниров увеличились, но зато за участие в отборочных турнирах больше не платят. Кто-то пытается взять эту планку. Те, кто реально оценивают свои шансы, практически перестали появляться на турнирах, что привело к огромному числу побед из-за неявки соперника или даже обоюдным поражениям (когда отсутствуют оба). Корейская Федерация Бадук даже собирается в будущем заставить подавать заявки на участие в проф. турнирах, а не вносить в жеребьевку всех без исключения.

С каждым годом растет недовольство профессиональных игроков – особенно тех, кто по своей силе игры не способен регулярно попадать в топ-64, выиграв для этого 3-4 отборочные партии подряд.

Можно еще добавить уменьшение общего числа турниров. Го в Корее вроде как на подъеме, но спонсоры почему-то уходят.

Здесь вы видите доходы первой десятки профессионалов Кореи в 2015 году от игры в турнирах:
Парк Чонгхван 700 тысяч долларов США
Ким Чисок 500
Ли Седоль 270
Ли Донгхун 270
Чой Челхан 180
Сн Чинсо 170
Канг Донгюн 170
Парк Енгхун 140
Чо Хансын 120
На Хён 120

В глаза бросается большая разница между первым местом и 10-м.
10 тысяч долларов в месяц – это хорошая зарплата даже для Кореи, но она вполне доступна и адвокатам, и врачам, и представителям многих других профессий, где конкуренция гораздо ниже.

На этом графике вы можете увидеть процентное распределение призовых в Го (зеленая линия), гольфе (синяя) и теннисе (красная).
Пример в цифрах: Джордан Спайет, гольфист №1 в мире по итогам 2015 года заработал 12 млн долларов, а Джимми Уолкер (№10) – 4.5 миллиона.

sann

 

Многие корейские профессионалы, осознав, что ошиблись в том голосовании 2009 года, хотят вернуть распределение призовых в старое русло, но с тех пор профессионалов стало гораздо больше, и спонсорские деньги уже не позволяют обеспечить прежние 100-150 долларов каждому из 300 участников турнира.

А ведь есть и те, кто не смогли стать профи! Они тоже начинали с 5-6 летнего возраста, тратив на изучение Го по 12 часов в день, отказавшись даже от посещения школы.

Попробуем сравнить ситуацию в Корее и Китае.
В Корее каждый год набирают 17 новых профи. В Китае – 25 человек (20 парней и 5 девушек).
А теперь сравним количество Го школ. В Корее их 300-400, в Китае – 15-20 тысяч!

Огромное число Го школ в Китае связано с тем, что наличие любительского дана и турнирных достижений (даже в рамках чемпионата города) упрощает поступление в вуз. Многие из тех, кто изучают Го, даже и не пытаются стать про (в отличии от Кореи, где это цель №1 почти у каждого играющего в Го ребенка)

А как обстоят дела у нас в Европе?
У нас есть 6 профессионалов, получивших свой статус в Японии и Корее, 5 профессионалов по версии EGF (CEGO pro) и трое азиатских про, постоянно проживающих в Европе и получивших здесь гражданство.
Итого 14 человек.

Количество Го школ в Европе посчитать непросто. По моим оценкам их примерно 30 у нас в стране. Игроков Го из России в рейтинге ЕГФ 1656 человек, а всего – 6737. Умножаем 30 на 4 и получаем цифру Го школ в Европе – 120. Реально – чуть меньше, так как Го в России сейчас на подъеме, а во многих европейских странах – на спаде.

Итого имеем примерно по 10 (или чуть меньше) Го школ на каждого профессионала в Европе, 25 – в Китае, а в Корее – число школ и профессионалов примерно одинаково. Именно в этом и заключается вся проблема.

По моим ощущениям на данный момент профессионал в Европе имеет гораздо больше возможностей для того, чтобы заработать на Го. Пусть не с турниров, призовые которых за редким исключением ничтожно малы, а обучая игре.

Кстати, в Корее в эти дни проходит очень интересный матч. Команда девушек против команды ветеранов. В турнире играют только любители, профессионалов не допускают.

В этот раз девушки сделали серьезную заявку на победу. Матч проходит по системе с выбыванием и Чон Ючин, девушка №1 в корейском любительском женском рейтинге выиграла 4 партии подряд.

Ветераны выставили на следующую партию свою главную надежду. За стол сел Ким Хичунг (на фото). В прошлом – 9-дан про. В 70-х годах прошлого века он был одним из сильнейших профи в Корее, уступая лишь Чо Хунхену и Со Бонгсу.

151727IMG_8009

В 1999 году он ушел из профессионалов и время от времени играет в одних турнирах с любителями. С экс-инсеями ему тяжело, конечно, но любителей в возрасте Ким обыгрывает без проблем.

Ким – не единственный пример. Есть еще Хонг Тэсон, 8-дан про (на фото), в прошлом входивший в топ-20. Он тоже ушел из профессионалов и играет в одних турнирах с любителями.

0602-n25

Такие примеры есть только в Корее. В Китае и Японии профессионалы чувствуют себя гораздо более комфортно в финансовом отношении.

Пока в Европе все хорошо, особенно если сравнивать с Кореей, но на месте ЕГФ я бы подумал над сокращением числа будущих профессионалов. Все сильнейшие – уже получили этот титул, а иметь профессионалов с рейтингом в районе 2600 – как-то не солидно. Ведь если не прекращать отборочные турниры, то лет через 10 уже и у 5-ых данов появится шанс!

И еще одно соображение. Я бы ограничил участие в отборочных турнирах представителей стран, в которых Го развито слабо. В Германии и Франции европейский профессионал (или даже несколько) не помешали бы, но какой смысл иметь их в Израиле (216 игроков в рейтинге ЕГФ) или Словакии (401 человек)? Пусть сначала претендент на это звание поработает над развитием Го в своей собственной стране! Откроет школу, издаст литературу на родном языке, пробьется на телевидение. Или, если не прибегать к запретам и ограничениям, то хотя бы брать с новых профессионалов обещание того, что они будут думать не  только над тем, как усилить свою игру, но и о том, как сделать ее популярной и массовой. Хороших функционеров Го в Европе не хватает, и эта нагрузка должна ложиться на чьи-то плечи, пока мы не сможем выйти на финансовый уровень, который позволит нам нанимать специалистов.
Сейчас же получается, что крупные Го страны, как и в случае Евросоюза, из которого недавно вышла Англия, как бы спонсируют профессионалов мелких стран, что, на мой взгляд, неправильно.

Комментарии к статье от В.Д. Соловьева (профессора КФУ, 6 дан, гроссмейстера России, Президента Российской Федерации Го 1994-1997 гг.)

Новая статья А.Динерштейна, как и всегда, содержит много интересной информации и важных соображений о путях развития Го. В ней затронут вопрос об оптимальном числе профессионалов и механизмах их финансирования. Я согласен с его мнением о необходимости ограничения числа европейских профессионалов, чтобы избежать девальвации этого звания.

В принципе, есть еще один путь развития профессионального Го в Европе, который в статье не рассматривается. Это приглашение ведущих (или близких к ведущим) азиатских профессионалов для работы, а, возможно, и натурализации в Европе. Для футбола, как мы знаем, приглашение зарубежных тренеров и игроков – вообще норма существования. На зимней Олимпиаде в Сочи за Россию выступали корейский конькобежец и американский горнолыжник, получившие российское гражданство и завоевавшие на этой олимпиаде половину всех золотых медалей российской команды. Почему бы не пойти по этому пути и в Го?

 

Интервью с Александром Морозевичем

Вопросы и расшифровка: Игорь Бурнаевский

Справка: Александр Морозевич – 3-кю на сервере КГС, участник нескольких оффлайн турниров по Го и в то же самое время – один из сильнейших шахматистов в мире. В 2008 году он находился на второй строчке в мировом рейтинге шахматистов.

DSC9248

на фото: А.Морозевич (справа)

Игорь: Первый вопрос, как давно Вы узнали о Го? Когда начали играть, как познакомились с игрой?

Александр: Узнал я давно, но я не знал толком правил, для меня было сложно разобраться. Начал заниматься более-менее серьезно в июне прошлого года. Начинал заниматься с Игорем Тычко, он вел группу в Москве, куда я и ходил. Иногда занимался с ним индивидуально, в таком режиме мы работали до сентября, потом ситуация изменилась, и дальше я стал заниматься сам.

Игорь: Что Вас привлекло в Го? Вы очень сильный шахматист и, наверное, было бы логичнее, если бы Вы больше сил вкладывали в развитие своего шахматного мастерства? Или хочется уже отдохнуть от шахмат?

Александр: Скажем так, профессиональная часть уже завершена, т.е. я уже не планирую ставить каких-то новых задач в плане шахмат, конечно, я хочу играть для себя, помогать развитию шахмат в России, но задачи снова играть как 15 лет назад нет. Так что у меня стало много свободного времени и из многих игр, в которые я играл, мне больше всего понравилось Го. Оно мне понравилось по своей сути, оно меня увлекло. Я прекрасно понимаю, что навряд ли меня здесь ждут какие-то высоты.

Игорь: Но какие-то цели для себя в Го Вы ставите? Может быть, достичь первого дана?

Александр: Никаких целей у меня нет, я просто играю в своё удовольствие. Разумеется, когда ты играешь с людьми, хочешь поднять свой уровень, чтобы им было интересно с тобой играть. Но целей взять планку какого-либо дана у меня нет.

Игорь: В плане обучения Го сложнее шахмат?

Александр: Трудно сказать, в Го всё по-другому. Многие вещи довольно непривычны, но механизмы тренировок в целом схожи.

moro

Игорь: А как Вы вообще занимаетесь? Партии, задачи?

Александр: Задачи решаю, смотрю партии профессионалов, пытаюсь хоть что-то понять, насколько это вообще возможно, либо играю в интернете, в клубах.

Игорь: В какие клубы ходите?

Александр: По средам хожу в Китай-город. Но последнее время было много шахматной работы, потому на что-то еще просто не хватало времени. Так бы ходил больше, но много времени отнимает еще и дорога. Ночью зайти в интернет на час-два проще, чем куда-то ехать.

Игорь: Москва-она такая… большая. Планируете участвовать в европейском конгрессе?

Александр: Да. Никаких шахматных турниров на это время у меня не запланировано. Насколько возможно, настолько я и готов там играть.

Игорь: Вопрос от Александра Динерштейна: кто-то еще из топовых шахматистов играет в Го?

Александр: Я помню, была веселая ситуация на чемпионате мира в Берлине в прошлом году. Я тогда заболел, и был выбор: либо выбывать из турнира, либо играть дальше. И по вечерам, чтобы хоть не сидеть одному и болеть в номере, я спускался в лобби, и там по интернету играл в Го. И соответственно, это было очень забавно, т.к. там же было много известных шахматистов, и они проходили мимо и интересовались у меня, что это такое. Например, Василий Иванчук заинтересовался, я ему даже правила рассказал. Василий играет в силу кандидата мастера по шашкам (кроме того гроссмейстер по шахматам, примечание интервьюера), но даже он сказал, что как-то слишком сложно, ты играй, а я посмотрю, вникать не буду. Пономарев (гроссмейстер, экс-чемпион мира, примечание интервьюера) сказал, что у него 15-ый кю, но когда и где он его получил – неизвестно. А Федосеев, наш молодой и талантливый российский гроссмейстер, сказал, что у него 10-ый кю, но при этом он себя не проявил, ходы не предлагал и не комментировал, так что я не могу судить, насколько его заявление правдоподобно. Слышал, что в Сербии есть международный мастер спорта, который играет на 4 дан. Но международный мастер по шахматам- это не так сильно, у нас только гроссмейстеров 2-3 тысячи. Но лично я его не знаю, даже фамилию не скажу. Если брать самых топовых шахматистов, то нет, они в Го не играют, к моему большому сожалению. У нас больше покер в ходу. У нас в шахматах есть топовые покеристы, которые и в чемпионатах мира играют и  там зарабатывают денег не меньше, чем в шахматах. Многие даже уходили из шахмат, потому что, если ты шахматист из второй сотни, то с точки зрения денег у тебя ситуация не самая лучшая. Да, ты проделал большой путь и вложил много усилий, а твоё финансовое положение весьма шаткое. Не каждый готов переходить в тренеры, и многие люди из этой категории открывали для себя покер. Для них покер стал финансовой поддержкой, а шахматы… как пойдет. Сам я покер не люблю, не осуждаю, просто он мне не близок.

Игорь: Вам,наверное, что-то более интеллектуальное нужно?

Александр: Нет, просто Го мне интереснее. Кому что интересно, тот пускай тем и занимается.

Игорь: Как вы оцениваете уровень развития Го в России, как Вам организация? Далеко конечно до шахмат…

Александр: Это мой второй турнир, так что пока мне сложно судить, и взгляд потому немного дилетантский. Первый турнир было очень непривычно играть по сравнению с шахматами. Очень необычно, потому что мы все зашуганные, т.к. говорить нельзя, мобильные телефоны даже в зал проносить нельзя, не то что доставать и смотреть на них, у нас все намного жестче. А в парном чемпионате (проходил параллельно с кубком Кидо, примечание интервьюера) люди что-то обсуждают, комментируют, достают телефоны, что-то смотрят, фотографируют. Такое невозможно представить на чемпионате России по шахматам. Отчасти это правильно, т.к. компьютер играет сильнее любого из нас, и подсказка может быть фатальной, даже одна. А если подсказок много, то партию можно проиграть и незаслуженно. Думал, что в Го такое тоже распространено, а тут совсем другая атмосфера. Вроде как и турнир, а все очень свободно беседуют. Кроме того, необычно играть по интернету, я никогда не играю контроли по 10 секунд на ход, я несильно играю в Го и потому хочу подумать, ставлю по 10 минут на игру как минимум, тем самым декларирую перед соперником желание подумать. Но приблизительно каждый третий мой соперник играет по 1 ходу в секунду, вот ровно – 30 ходов, 30 секунд, я засекал. Для меня это загадка, мне трудно понять, почему люди так быстро играют. Я давно не играл в шахматы на любительском уровне, но все равно не могу припомнить таких пулеметчиков.
Игорь: Сколько времени Вы сейчас уделяете Го, а сколько шахматам?
Александр: Трудно сказать, всё плавает. Когда у меня турнир по Го, я весь день играю в Го, даже вечером, ночью и утром. Я всем говорю: “меня нет, я на турнире по Го”. В эти дни у меня полное погружение. Тоже самое касается и шахмат.

Интересная новость для всех любителей Го и шахмат:
В рамках Европейского Го Конгресса в СПб состоится смешанный матч между гроссмейстерами Александром Морозевичем и Дмитрием Кряквиным.

Им предстоит сыграть 2 партии в шахматы и 2 в Го. По окончанию матча каждый из гроссмейстеров проведет сеанс одновременной шахматной игры на 10 досках.

Для справки: Д.Кряквин (на фото) – шахматный журналист, историк, обозреватель сайта Российской шахматной федерации. Победитель турниров в Дели и Нови-Сад. В прошлом – 1 дан по Го.

966f9192bec158a24d8cfbab01736b17

Ожидается, что мы сможем увидеть комментарии ко всем партиям матча во время интернет-трансляции на YouTube канале РФГ

 

Как стать сильнее? Полезные советы

Автор: неизвестный китайский мастер высокого дана

Перевод: Ильнур Гарифуллин (г. Казань)

Стать мастером Го не просто, вы легко можете достичь 5-6 любительского дана
“Я слышал много жалоб от своих знакомых о том, что их прогресс не меняется, и они никак не могут сдвинуться со своего уровня. Я решил поделиться с вами своим опытом на примере того, как я улучшил свою игру со 2d до 8d на Тайджеме.

Во-первых, хочу обратить внимание на качество обучения и на само желание учиться.

1. Качество обучения.
Не важно, решаете ли вы цумего или играете партии, без должной ответственности, должного качества все это является незначительным. В интернете встречаются много игроков, которые сыграли тысячи партий, но все равно находятся на уровне кю-игроков или низких данов. Причиной является неэффективность.

2. Вы должны знать правильный путь.
Если вы будете придерживаться правильного обучения, вы сможете избежать многих подводных камней. Играя в Го с конца 1980-ых, я вижу множество подводных камней, что послужило тратой огромного количества времени. (Прим. пер.: Скорее всего имеется ввиду время, когда автор познакомился с игрой)

Я помню, как изучал энциклопедию джосеки, я мог повторить любую последовательность по памяти и ужасно радовался этому факту. Спустя несколько лет я понял, каким большим подводным камнем это было. Пустая трата многих лет.

tengudo_jp-img500x360-1221178402chbxbo9184

3. Сильное стремление учиться.
Стать 8d на Тайджеме не так сложно, но необходимо очень много трудиться. Если вы посвящаете все свое свободное время игре, то чтобы подняться с 2d до 8d вам потребуется около 3 лет. Если вы не хотите тратить на это слишком много времени, вам может потребоваться около 5 лет.

Вы просыпаетесь, вы думаете о Го, даже когда вы дома у своего друга, у вас должна быть с собой книжка про Го. Если вы будете делать это в течении 3-ех лет, то вы просто обязаны стать 8d.

Есть 3 важных аспекта: 1) решайте цумего; 2) играйте серьезные партии; 3) разбирайте партии мастеров.

О цумего:
Задачки очень важны для того, чтобы стать (и быть) 2d на Тайджеме; 2 пункта должны быть отмечены здесь.

1. Количество.
Если вы наткнетесь на задачник — просто купите его, даже если уровень задач легок. Вы сможете сохранить его для своих детей, для своих учеников. Обычно такие задачники покупаются в двух экземплярах, один для ежедневного пользования(позже приобретает вид растрепанного черновика), второй — чистый, как исходник.

 

2. Качество.
Не решайте их только лишь единожды, вам следует просматривать их по-нескольку раз, до тех пор, пока в вашей голове не сложится чистая картина всех возможных последовательностей. Но и этого не достаточно, ясная картина, полученная путем долгих раздумий, и ясная картина, полученная за 10 секунд — совершенно разные вещи.

Два, обычно плохих метода при решении задач:
a) Не до конца просчитанные варианты, отсутствие ясной картины, игра “по ощущению” — это может являться критической точкой в вашем обучении.
b) Не просчитывание лучшего хода вашего оппонента.

Я хочу порекомендовать способ решения цумего, который возможно подойдет вам.

Перед решением задачек приготовьте ручку и бумагу для записи ваших ошибок. Существуют 3 типа ошибок:

a) Вы считаете, что вы правы до того момента, как увидите ход соперника, но после того, как вы его увидели, вы осознаете, что ошибались. Найдите причину, почему вы ошиблись — это является эффективным способом улучшения для более тщательного просчета.

b) Вы не можете найти правильный ответ к задаче. Не смотрите ответ, пока сами не решите проблему. Если вы тратите на нее слишком много времени, это означает, что ваш уровень еще не достаточно высок для данной задачи, поэтому вам следует пока отказаться от таких задачек.

c) Вы сомневаетесь в правильности решения задачи. Это возможно. Думаю, вам следует посоветоваться с другими игроками.

Теперь поговорим о других существенных принципах.

Вы должны выбирать соответствующие для вас книги. Не беритесь за слишком сложные задачники. Если вы можете решить только 10-20% задач, вам следует отказаться от таких книг. Вы должны выбирать такие сборники, из которых вы сможете решить от 60% до 80% задач. Решайте эти задачи по нескольку раз до того момента, когда вы уже будете абсолютно уверены(сложится ясная картина) в правильном решении больше, чем 95% задач. Только потом вам следует сменить книгу.

Я думаю, что наиболее подходящими книгами для 2d на Tygem’e являются:
— Lee ChangHo Tsumego (том 1-6) (http://senseis.xmp.net/?LiChangHoJingjiangWeiqiSihuo)
— Lee ChangHo Tesuji (том 1-6) (http://senseis.xmp.net/?LiChangHoJingjiangWeiqiShoujin)

После того, как вы закончите все 12 томов, вы будете на уровне 4d на Tygem’e и выше. Хотя автором книг и не является Lee ChangHo, они очень хороши — содержат практически все цумего и тесудзи, обычно встречающиеся в реальных играх.

Другой хорошей книгой является Weiqi Tsumego 1000 Problems . Они подходят уровням от новичка до любительского 3d.

Еще есть сборник Weiqi Tsumego Training (три тома: легкой, средней и тяжелой сложности). Третий том подходит игрокам, начиная от любительского 6d, заканчивая профессиональными игроками. Не обращайте на него внимание, два других тома содержат порядка 2000 проблем(некоторые из них являются не такими уж и простыми). После того, как мой ученик прорешал эти 2 тома, он повысил свой уровень с 5k до 4d на Тайджеме.

Как закончите все вышеперечисленные книги(около 4.5 тысяч задач в целом), я думаю, вы будете на уровне 6d на Тайджеме.

После того, как закончите GuanZiPu, вы сможете стать 7d.

7d на Тайджеме является барьером. Необходимы глубокий просчет и исчерпывающая сила. Если вы хотите стать 8d, прорешивайте Xuanxuan Qijing . По моему мнению, GuanZiPu является одной из ключевых книг, но решая задачи Xuanxuan Qijing, вам необходимо будет найти несколько возможных решений и сравнить их между собой. (Возможно в этом и есть разница между профессиональным игроком и игроком любительского уровня?)

Thumbnails

Если вы прорешали все вышеперечисленные цумего(около 7000 проблем), ваша техника должна сильно превосходить технику большинства игроков любительского уровня, и быть не такой далекой от настоящего мастера. Вы сможете оставаться на уровне 8d.

Безусловно, вы должны тренировать цумего, а не учиться, опираясь лишь на свои ощущения.

О серьезных партиях:
Поговорим о качестве. Партия – это соревнование между эффективностью двух игроков. Вы обязаны заставлять себя играть более эффективные ходы. Это единственный путь с 2d до 8d.

Выбрав несколько произвольных 10-ходовых последовательностей (исключая фусеки и йосе), мы можем заметить, что эффективность оппонентов – разная. Сторона, имеющая наибольшую эффективность – выиграет игру.

Одна партия содержит порядка 250 ходов в целом, 200 из которых будут сопоставляться друг с другом(опять же исключая фусеки и йосе), поэтому, если вы хотите выиграть игру, вы должны уметь заполучать каждую мельчайшую выгоду от каждого хода в игре.

Последнее объяснять нет смысла, нет ничего полезнее, чем разбирать партии профессионалов.

Фундаментом Го является счет. Тренируйте свой счет, и вы сможете стать сильнее!

B8zyyqpCYAEmbNW

 

Ли Седоль vs AlphaGo. Обсуждаем итоги матча

Мы задали 3 вопроса нашим экспертам:

1.AlphaGo выиграла матч у одного из сильнейших профессионалов мира. Означает ли это, что появилась программа, у которой ни одному человеку больше не выиграть?

2.Ли Седоль знал против кого играет и пытался вести игру в незнакомое русло, чтобы система не смогла скопировать ходы других профи. Утверждают, что перед каждой игрой Ли Седоль искал слабые места системы. Возможно ли, что в DeepMind тоже делали что-то подобное и перед матчем (или даже между партиями) как-то перенастроили AlphaGo под особенности стиля игры Ли Седоля?

3.Как отразится появление такой программы на компьютерном Го в целом? Смогут ли другие программы повторить успех AlphaGo в ближайшем будущем?

 

Владимир Кузнецов, заслуженный тренер России по Го, профессор, доктор технических наук:

x_2e5725cf

Свершилось чудо! Это значит, что Го – самая удивительная игра, секрет которой почти разгадан человеком, поскольку совсем не обученный компьютер выбирает вполне человеческие ходы. С другой стороны, победа компьютера означает торжество современных средств искусственного интеллекта. Методы нейронных сетей не дают возможности узнать обоснование выбора ходов, однако есть основания считать, что через некоторое время будет достигнут существенный прорыв в теории и методике Го.
Используя аналогичные средства, мы в ПетрГУ тоже недавно получили весьма любопытные результаты в генетике.

Вчера Алексей Лазарев начал разбор партий матча. Насколько я понял, оба участника серьезно ошибались или делали преднамеренно не лучшие ходы. С позиции моего давно утраченного дана игра компьютера довольно понятна.

Это может означать, что игра компьютера совсем не идеальна – уровень “понимания” игры компьютером намного примитивнее игры профессионала. Так было и у нас, когда с Г.Ниловым  примерно в 1975-77 гг. мы пытались изобразить играющую программу на транзисторной ЭВМ примерно в 10^8 раз слабее современных. Машина находила хорошие ходы в ответ на хорошие и плохие – на плохие.

Теперь ответы.

1. У машины есть неограниченный резерв по сравнению с человеческим мозгом, значит, даже если она пока и в чем-то слабее человека, она обязательно его превзойдет в игре Го в ближайшем будущем.

2. Я не исключаю, что у программы есть некоторые управляющие параметры. Конструируя играющие программы, мы часто оставляем глобальные переменные типа соотношения “баланса атаки и обороны”. Но в данном случае, исходя из общих принципов генетических алгоритмов и системы самообучения, это не главное. Практически убежден, что никто не в состоянии понять, как работает эта программа. Тем более, совершенно невозможно в рамках этих параметров настроить программу на стиль противника.

3. Мой ученик убежден, что и он может аналогичными средствами построить в чем-то подобную программу, правда я ему не верю. Хотя он аналогичными средствами добился определенных успехов, связывая генотип и фенотип мышек. Значимость результата, полученного авторами программы, гораздо больше. Это, вне всякого сомнения, серьезный прорыв в области ИИ. И приложения могут быть намного серьезней. Потрясающе, что это произошло именно с игрой Го, в этом фантастическая уникальность Го, сравнимая с большой теоремой Ферма: она практически бесполезна, но в результате ее 250-летнего доказательства математика получила огромное развитие. Случилось так, что на ней сомкнулись два полюса: физиология мышления человека и новое представление о возможностях компьютера. Сомкнулись стремительно, без постепенного роста. В частности, возможно, все это приведет к разгадке Го и подобных моделей конфликтных ситуаций, несомненно в ближайшее время обернется революцией в обучении Го.

 

Валерий Соловьев, профессор КФУ, 6 дан, гроссмейстер России, Президент РФГ 1994-1997 гг.

solovyov

1. Судя по аналогии с шахматами, где такие матчи уже и не проводятся, да, если не сейчас, то в самом ближайшем будущем мы получим абсолютного электронного мастера Го.

2. Мне почему-то кажется, что специальной настройки компьютера на стиль Ли Седоля не было, в этом просто не было необходимости, машина и так хороша. Возможность изменения программы во время матча должна была быть оговорена правилами. Тут не стоит гадать, правила проведения матча не должны быть секретными, так что это можно узнать.

3.Теперь главная интрига мира Го даже не следующий матч компьютера с человеком, а вопрос – продолжит ли Фейсбук работу над своей программой. Известно, что сторона, которой не удалось стать первой, часто прекращает исследования. Вспомним советско-американскую гонку на первый полет человека на Луну. После успеха американцев в 1969 наши разработки были свернуты и за почти уже полвека мы так и не побывали на Луне. Будет жаль, если Фейсбук отступит. И наоборот, крайне интересно, если появятся два суперигрока, созданные разными коллективами. Это приведет к колоссальному прогрессу в игре Го, опять же по аналогии с шахматами. Сильнейшим игрокам есть чему научиться у компьютеров. Я слежу на шахматными турнирами на высшем уровне. Сейчас нередко гроссмейстеры делают совершенно парадоксальные ходы в стиле компьютерных программ, противоречащие всем базовым принципам шахмат, которым учат с детства, но которые в данной конкретной позиции оказываются правильными. В шахматах компьютеры раскрепостили мышление игроков, партии стали более интересными, насыщенными нестандартными идеями. Этого я жду и в Го. Несомненно, значительно более глубоким станет анализ партий, чего, на мой взгляд, профессиональному Го не хватает в настоящее время.

 

 

Александр Крайнов, руководитель службы компьютерного зрения компании Яндекс

M85ITru1uxPQEn3OZtTOjg

 

1. Если даже не появилась, то вот-вот появится. Даже если Ke Jie выиграет прямо сейчас у AlphaGo, то через условные полгода уже точно нет.

2. Скорее всего нет. Гораздо проще научить программу играть лучше в принципе, чем научить ее лучше играть именно против Седоля. Да и каждый цикл обучения занимает довольно много времени. Зависит много от чего, но это скорее месяцы. Так что между партий ничего не поменяешь. Хотя в принципе, конечно, можно обучать против конкретного игрока. Для этого нужно при обучении с большим весом учитывать предсказание ходов именно этого игрока. Но, повторю, не думаю, что DeepMind’у это нужно было делать.

3. Надеюсь, что будет гонка. Надеюсь, что она войдет в правильное русло, и это будет гонка алгоритмов, а не железа. При этом человек, как и прежде, еще долго будет выигрывать у компьютера. Дело в том, что стоимость кластера. который играл против Седоля, больше миллиона долларов. А есть еще серьезные расходы на его эксплуатацию. Выставлять такое в качестве бота на онлайн серверах, или на турниры, мягко говоря, неоправданно экономически. Как и давать доступ к этому кластеру для тренировок. Другое дело, что у них есть версия, которая используя только один (тоже более,чем серьезный) сервер, только в 25% случаев проигрывает распределенной версии. Вот за ее успехами стоит последить.

 

Смогут ли другие авторы программ превзойти AphaGo?

Виктор Кочеганов (Нижний Новгород), инженер по программному обеспечению компании Intel

oUpKJQSMkgI

Известно, что hardware, которое использовало AlphaGo, стоит не менее 1 миллиона долларов США , но основной вопрос даже не в деньгах. Опустим на минутку такую “мелочь”, как деньги. Для того, чтобы воспроизвести результат, необходимо

1. Реализовать ту математическую модель, которую они описали в открытых источниках.

2. При условии, что модель реализована, нужно подобрать для нее коэффициенты. Этот процесс называется тренировкой нейронной сети и является самым дорогим по времени и ресурсам. Тренировка может занимать недели или даже месяцы.
3. Прежде, чем на неделю или месяц запускать тренировку, нужно убедиться, что алгоритм работает корректно, и после тренировки у тебя будут адекватные коэффициенты. Это может занять много больше, чем месяцы. Может быть год(ы), если программистов мало и они недостаточно квалифицированны.
4. Нужно накопить денег и купить качественное железо. Я не видел, чтобы разработчики раскрыли все детали своей инфраструктуры, ибо информация о количестве CPU и GPU – слишком абстрактная (они вроде даже не указали качество этих процессоров).
Кроме того, они все это запускали, насколько я понял, в облаке google, где стоит намного больше указанного количества CPU, GPU, жестких дисков (в виде raid массивов). А в облаке все, наверняка, дублируется (как CPU+GPU, так и жесткие диски). И это я еще не взял во внимание сами серверные стойки и т.п.
1 000 000 $ это очень оптимистичная оценка.

Сухой остаток: ни один здравомыслящий человек этого повторить не захочет. Результат слишком не предсказуем: может получиться, а может не получиться в итоге. Думаю, что дешевле дождаться, когда Google выложит код в открытый доступ.

Google открыта в этом плане, поэтому скорее всего мы увидим этот код. https://github.com/Rochester-NRT/AlphaGo – вот кстати есть уже некоторые отчаянные умельцы

 

Фильм «Король Го и его сын» переведен на русский. Что дальше?

Известно, что большой процент пришедших в мир Го, познакомился с игрой во время просмотра фильмов и мультфильмов. Мы перевели и озвучили Камень, Ход бога.  Совсем недавно завершилась работа над фильмом Король Го и его сын. Но самым полезным с точки зрения популяризации Го оказался анимационный сериал Хикару но Го – с этим сложно поспорить.

Стоит отметить, что многие из перечисленных фильмов(за исключением Хикару) еще не переведены на английский, немецкий и другие языке – в этом мы опережаем многие страны.

Следующим проектом, над которым мы планируем работать, будет мультсериал Игрок Го. Он состоит из 2 сезонов (2006 и 2009 годы). В каждом сезоне по 26 серий длительностью 21-23 минуты. Страница мультфильма в Википедии

050E0000520466D667583935D20C5FDF

 

Про что этот мультфильм, и похож ли он на Хикару но Го? На этот вопрос отвечает Илья Резников, человек, владеющий китайским языком, играющий в Го и работавший над переводом предыдущего фильма (Король Го и его сын):

Судя по первым сериям, ничего общего с “Хикару но Го здесь нет. Это не подделка, а абсолютно самобытный мультфильм со своим сюжетом. Главный герой своим воинственным раздолбайством больше смахивает на Сунь Укуна (примечание: Сунь Укун – китайский литературный персонаж, царь обезьян, известный по роману “Путешествие на Запад”), чем на Хикару.

0

Классическая китайская сюжетная основа: отец главного героя- благородный и умный чиновник пал от руки самодовольного придворного интригана. Главный герой занимается Го, чтобы подобраться к убийце и отомстить. Есть тут и буддийский монах, который помогает герою увидеть Го с другой стороны, и злой наставник, и классический китайский благородный муж Яо Даван.

Цель таких мультиков – воспитание. Задача “Хикару но Го” – привить детям интерес к этой игре. А “Игрок Го” больше концентрируется на нравственном воспитании в целом, используя для этого классические сюжеты и образы. В частности, главный герой поумнел и обуздал свой буйный нрав, который отчетливо проглядывался в первых сериях.

Так что сравнивать “Хикару но Го” и “Игрока Го” нельзя не из-за визуальной составляющей, а из-за того, что у них разный стиль и разные задачи, разные акценты и приемы.

dmgd07wq

 

В виде примера, наши читатели могут ознакомиться с первой серией, выложенной на Ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=M4aascTbEGQ

Основная проблема в работе над этим мультфильмом – переводить его придется на слух, с китайского языка, дополнительно расставляя тайминг субтитров, так как их невозможно найти на каком-либо языке (даже на китайском). Мы будем очень благодарны нашим читателям, если вам удастся их разыскать. Это нам сильно поможет.

 

Матч Россия – Корея

30-го июня на сервере WBaduk (он же Cyberoro) состоялся товарищеский матч на 7 досках между командами России и Ю.Кореи.

13563410_1122215037837957_345517737_n

С Корейской стороны организацией матча занималась Диана Косшеги, 1-дан про (Венгрия-Корея), которая долгое время живет в Корее и работает в школе BIBA (Blackie’s International Baduk Academy)

Школа BIBA была основана Ким Сонгчуном, 9-дан про (также известным как Блэки) и Дианой.

jK7zEDYFDoE

На фото: Ким Сонгчун, 9-дан (в центре в белой футболке) и его ученики

Как проходит обучение? Об этом рассказывает Анастасия Хлепетина, которая сейчас проходит стажировку в BIBA:

“Каждый день вы будете тратить несколько часов на решение задач, разбор партий профессионалов и игры. Все это будет проходить с понедельника по пятницу с 11:00 до 14:00 самостоятельно, а с 14:00 до 21:00 совместно с учителями. Суббота и воскресенье выходные, но, несмотря на это, многие студенты все равно приходят в BIBA и занимаются. Помещение арендуется совместно с академией, где обучаются корейские дети от примерно 5 кю до инсеев топ-групп, так что у всех учеников BIBA есть возможность сыграть с корейцами. Однако, если вам захочется отдохнуть от игр, вы можете развеяться, например, посетив Сеул, который находится в часе езды от Кунпхо. Также уделить внимание спорту: поиграть в баскетбол или футволейбол (волейбол, в который играют ногами). А иногда вы можете понаблюдать или даже поучаствовать в битве против профессионалов. Если во время вашего визита в Корею будут проходить какие-то крупные мероприятия, вы почти наверняка на них попадете.”

Стоит отметить, что изначально корейцы собирались выставить более мощный состав, но скорректировали его, увидев, что в нашей команде не играют все сильнейшие. И даже в ослабленном составе они смогли одолеть нас со счетом 5:2. Только последние две доски смогли спасти команду России от полного разгрома.

Так ли была сильна команда Кореи? В ее рядах был всего лишь один действующий инсей Чо Вангю (3-4 группа инсеев). Он играл на первой доске. Партия меня удивила тем, что мне впервые удалось попробовать на практике один из сложнейших вариантов Тайша джосеки. В европейских турнирах на него не идут – боятся попасться на домашнюю заготовку. Про это джосеки я целый час рассказывал на одной из КГС лекций, обложившись справочниками и подготовив примеры из баз партий профессионалов. Кореец же отвечал молниеносно – по самой актуальной линии. Сюрприза не получилось.

13563677_1122215284504599_378804459_n

На фото: Чо Вангю

Для справки: Корейская инсей лига на текущем этапе (структура иногда меняется) состоит из 132 человек. 1, 2 и 3 группа – по 12 человек. 4, 5 и 6 группа  – по 32 человека. Плюс есть лига поменьше, в которой играют только девушки.

Корейцы, игравшие на досках со второй по седьмую, не могут попасть в эти топ-132, хотя все они к этому стремятся.

Я надеюсь, мы возьмем реванш в следующий раз! Кстати, это уже второй матч, проигранный нами.

В 2001 году на Го сервере Dashn (ныне закрытом) мы провели матч Россия-Корея на 50 досках. Матч мы проиграли со счетом 14-2-34 (некоторые партии игрались на форе и две из них закончились вничью)

v5pQ1Io4klU
На фото: Наталья Ковалева, тогда еще 1-дан, рекламирующая матч 2001 года

 

Как исследовать джосеки при помощи тевари?

В одном из топиков группы Игра Го. Секреты Мастерства  мы обсуждали необычное джосеки, найденное Юрием Гаранжой (г.Иваново) на ресурсе http://www.josekipedia.com/ (стоит заметить, что любой желающий может добавлять в базу свои варианты, называя их джосеки)

noname_1

 

Вариант сам по себе очень необычный, и дискуссия растянулась на более чем 100 комментариев. Участники дискуссии спорили о том, можно ли считать этот вариант джосеки, и в чью пользу он завершился.

Прежде всего стоит отметить путаницу с терминами. Кто-то считает, что любой равный розыгрыш угла мы можем назвать джосеки. Другие требуют наличия примеров из профессиональных партий. На мой взгляд – необходимы оба условия.

Хотя, если оценивать строго … У меня дома есть трехтомник джосеки от Сузуки Тамедзиро – наверное, самый детальный справочник джосеки в мире. Варианты устоявшихся джосеки отмечены в нем звездочками, но если проверять их по базам профессиональных партий, то даже там иногда полностью отсутствуют примеры из реальных партий.

suzuki

На фото: трехтомник джосеки Сузуки Тамедзиро

Для того, чтобы оценить приведенный Юрой вариант, я предлагаю рассмотреть метод тевари, или по-другому перестановку ходов. Технология такая: находится похожий вариант из числа стандартных джосеки, они сравниваются – находятся плюсы и минусы, и потом делаются выводы.

Для начала я покажу, как работает этот способ на других примерах

noname_1

На этой картинке мы видим один из способов наказания моего любимого хамете. Однажды, еще будучи первым любительским даном, я применил этот вариант в турнирной партии против Алексея Лазарева (6-дан, г. Петрозаводск) и был очень обрадован тем, что соперник, который мог обыграть меня даже на большой форе, задумался почти на 30 минут.

Дальше мы находим что-то похожее из числа устоявшихся джосеки. К примеру, такой розыгрыш надаре:

noname_1

Видно, что позиции весьма схожи. Есть два отличия. В углу отсутствует обмен А-В, а в центре – обмен С-D. Надо проанализировать, кто от этого в плюсе. Обменом А-В белые ничего не потеряли, кроме испорченной ко-угрозы, а вот черные в свою очередь, проведя обмен C-D, укрепили форму соперника, лишившись возможности игры в критическую точку P14. Вывод: вариант на предыдущей диаграмме слегка в пользу белых, и хамете можно считать наказанным.

Второй пример.

В одной из японских книжек 1916 года (из моей домашней коллекции) приводится такой розыгрыш в левом нижнем углу:

P1030743

Тоже самое в виде диаграммы:

noname_1Как его оценить?  Находим похожий вариант из числа распространенных джосеки:

noname_1

Это стандартное вторжение в сан-сан, которое знают даже начинающие.

Теперь попробуем создать из второй позиции первую.

Начнем с такого обмена:

noname_1

Очевидно, что он ужасен за черных. Они потеряли целый ход, защитившись там, где не было никакой угрозы.

noname_1

Обмен 3-4 не менее ужасен. Черные потеряли еще один ход, резко укрепив соперника.

Плюсы тоже имеются – в исходном варианте черные не вбрасывают камень и не отдают белым поннуки. Но в целом не вызывает сомнений то. что вариант из старинной японской книги ошибочный за черных, так как его минусы резко перевешивают плюсы.

Теперь по аналогии с этими примерами проанализируем форму, найденную Юрием на сайте Джосекипедия. Примеров в профессиональных партиях мне найти не удалось. Можем ли мы утверждать, что вариант равный, но просто не модный?

Предположим, что изначально это был угол белых, и черные накрыли сан-сан сверху. Вариант к ходу 6 – стандартное джосеки. Дальше белые обычно защищаются кеймой в А, а черные в ответ строят базу в B

noname_1

Предположим, что белые решили сыграть теннуки и не добавляют камень в точку А. Как их проатаковать? Напрашиваются ходы в О17 или N16 для того, чтобы заблокировать белых в углу. Да, белые легко выживают, но черные получают хорошее влияние снаружи.

Черные могут подумать и над такой атакой:

noname_1

Только этот ход выглядит не очень крепким, так как оставляет большую слабость в точке А. Белые прямо сейчас могут думать над разрезанием и борьбой. Но что будет, если мы добавим на доску еще два камня?

noname_1Как вам такой обмен? Белые получили ненужный камень слишком близко с плотностью, нарушив правило “не играй вплотную к стенке”. А черные, сказав сопернику спасибо, укрепили свою форму, защитившись от разрезания ходом 2.

А ведь это наша исходная форма! И теперь из-за невыгодного обмена белых на последней диаграмме мы можем сделать вывод о том, что весь вариант, показанный Юрием, выгоден черным. Мало того, из-за обмена 1-2 на последней диаграмме, сагари черных в S15 становится сенте ходом. Белые должны будут ответить в S18, и тогда их территория в углу сократится до жалких 5-6 очков.

Да и чисто визуально вариант, в котором одна из сторон получает полностью запечатанный угол, размером с коми, а вторая – отличную стенку – не может быть равноценным.

Так что я рекомендую не доверять книгам или онлайн справочникам джосеки. Лучше всего проверять варианты по базам партий профессионалов, к примеру, на сайте weiqi.tools . Обычно, если тот или иной вариант никто не применяет, на это есть свои причины, не имеющие отношения к категориям модно/не модно.

 

PDF24    Send article as PDF