Такие разные профессионалы
Автор: Александр Динерштейн
В любом виде спорта, и настольные игры здесь не исключение, хорошо быть первым. На худой конец – в десятке или сотне. Известно, что чемпион мира по шахматам может зарабатывать несколько миллионов долларов в год (турниры, реклама, книги, сеансы и лекции). В настоящее время в России считается, что шахматист может безбедно существовать, просто играя в турнирах, имея рейтинг 2600 и выше (сильный гроссмейстер по шахматным меркам). Гроссмейстеры и мастера с рейтингом 2400-2600 уже не могут полагаться только на турниры – они должны (если конечно шахматы – это их основной источник доходов) писать статьи, книги, комментировать партии, давать частные уроки.
Гораздо сложнее живется у нас гроссмейстерам-ветеранам. Человек, который однажды стал олимпийским чемпионом по плаванию, боксу, стрельбе или другим видам спорта, до конца своих дней получает деньги от государства. Это позволяет ему жить в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая. Он может, к примеру, играть в покер или другие карточные игры на Partypoker , не особо расстраиваясь при поражениях. Шахматист, который когда-то выиграл шахматную олимпиаду в составе команды СССР – государством незаслуженно забыт, повышенной пенсии у него нет, и найти деньги на подобное хобби ему очень непросто.
Не так давно, после смерти экс-чемпиона мира по шахматам Василия Смыслова, многие газеты вышли в печать с заголовком “Чемпион мира по шахматам умер в нищете”. Он уже давно не играл в турнирах из-за почтенного возраста и ,видимо, не мог найти других источников дохода. Ни государство, ни федерация его не поддержали. Василий Смыслов – не исключение. Похожим образом заканчивали свою жизнь другие известные шахматисты – не только в нашей стране, но и за рубежом.
Совсем иначе обстоят дела в Японии, у мастеров игры Го. Японцы, как известно, уважают старшее поколение.
Первые призы Японских профессиональных турниров уступают шахматным, но зато деньги получают все, а не только победители. В Японии существует система профессионального Го, в которую входит примерно 600 профессиональных мастеров Го разного возраста и силы игры – от 1-го до 9-го дана. Однажды попав в эту группу, ты можешь быть уверен в безбедной старости. И в 80 и в 90 можно видеть японцев-профессионалов играющих в турнирах. Каждый турнир, каждое поражение (а в таком возрасте сложно, конечно, бороться с молодыми мастерами) оплачивается из турнирного бюджета.
Как мы видим, подход к разделению призовых в Го и шахматах различается кардинально.
И в итоге шахматисты-ветераны, потерявшие былую силу, остаются без заработка, а ветераны игры Го могут не в чем себе не отказывать.
Простой пример.
Японский профессионал 9-го дана Ивамото Каору, проживший 97 лет, завещал направить все свои накопления на развитие Го в мире. После смерти мастера на эти деньги были построены 3 многоэтажных Го центра: в Голландии, США и Бразилии. Стоит отметить, что Ивамото никогда не был сильнейшим профессионалом в Японии. Он был одним из многих.
На фотографии: Го Сейген, 9-дан ( род. в 1914 г) – один из сильнейших мастеров Японии середины 20-го века. Го Сейген уже не играет в турнирах, но Федерация Го Японии прилагает все усилия для того чтобы и в старости мастер чувствовал себя комфортно. Его приглашают на турниры в виде почетного гостя или комментатора, издают его книги и сборники партий.