Журнал Ого. Номер 24.
Дорогие ценители игры Го!
Александр Динерштейн и Российская Федерация Го представляют вам 24-й выпуск журнала Ого.
Сегодня в номере:
Оглушительный стук секундной стрелки
В корейской школе Го
История японской девочки с болезнью «хрустального человека»
Основные ошибки в изучении Го
Япония, Корея, Китай. Борьба за мировые титулы
Эй, приятель, посмотри на меня! Делай как я, делай как я!
Несостоявшаяся бессмертная партия
Сравнение игр: Го, шашки, шахматы, сянци и сёги
Coca-Cola против Pepsi
Накаяма Нориюки (перевод с японского: Ирина Корецкая)
Оглушительный стук секундной стрелки
Скрупулезный и осторожный
Пишущие о Го журналисты с почтением называют Китани Минору, 9 дан, «Великим Китани». Считается, что это прозвище ему дал Сэгоэ Кэнсаку, почетный 9 дан.
Известно множество историй о Китани Минору. Ввиду большой популярности Мастера, все, что бы с ним ни происходило, тут же становилось достоянием гласности. Но вот абсолютно ли все? Конечно же, нет. Мне не раз доводилось записывать кифу партий Китани. Я очень часто наблюдал за Мастером, склонившимся над гобаном. И мне хотелось бы рассказать вам пару ранее неизвестных фактов о нем.
В моем сердце навсегда останется образ Китани Минору, несравненного мастера. Каждый ход, каждое его движение в каждой из тех двадцати-тридцати партий, которые мне посчастливилось наблюдать, – ничто не ускользнуло от меня. Однако величие Китани состоит не только в мастерстве игры, но и в его человеческих качествах, в первую очередь в скрупулезности и невероятной осторожности.
Говорят, талантливым людям присущи смелость в сочетании с осторожностью. Для меня Китани навсегда останется скрупулезным и осторожным.
Редкий дар воспитывать преемников
Мастеру Китани Минору, 9 дан, давали множество прозвищ. Иногда его звали «Великим Китани», иногда – «Непревзойденным Китани».
Во время партии он-«Великий Мастер Китани», в остальное время – «господин Китани» или просто «Китани».
Однако не стоит звать его «Предводитель Китани» – это наверняка его только разозлит.
Во время партии Мастер никогда не сидел спокойно, неподвижно. Но при этом его поведение казалось абсолютно естественным, никак не нарушающим гармонии происходящего. Еще когда он был молод, многие заметили, что во время партии он то теребит веер, то в очередной раз тянется за чашечкой чая. Говорят, что часто к концу партии пол вокруг Китани, покусывающего веер, полностью покрывался обрывками бумаги.
Когда я вел запись партий Китани Минору, я несколько раз видел черную глянцевую палочку, по форме напоминающую веер. Ее прозвали «Волшебная палочка Китани». Полагаю, имелось ввиду, что стоит ей раз взмахнуть, как тут же неиссякаемым источником польются великолепнейшие идеи и на доске удастся воплотить в жизнь любые задумки. К счастью, со временем страдания веера ушли в прошлое, однако старая привычка никуда не делась. Теперь во время партии Мастер, округлив губы, без остановки рвал бумажные платочки. И в конце партии создавалось ощущение, что Мастер сидит посреди заснеженной равнины.
Слышен плач волшебной палочки в его руке.
Покрыта снегом бумажным равнина меж стражами Нио.
Погружен в свои мысли Великий Мастер.
Сёдо
Я вдруг понял, что мне не хватает того бумажного снега…
Но Китани Минору не ушел бесследно. Он оставил множество талантливых преемников своего мастерства. Одним из них является Кобаяси Коити, 7 дан, любимый ученик Мастера.
Недавно мы с Кобаяси играли в сёги в комнате ожидания. Раньше я думал, что мы играем примерно на равных, но наши с ним партии показали разницу в силе. Проиграв пять партий подряд, я был вынужден отдать Кобаяси купюру в пятьсот йен.
Но вот что произошло во время шестой партии. Партия – весьма неожиданно – складывалась в мою пользу. Когда я поднял голову и посмотрел на соперника, я оторопел. Каким-то образом от купюры, что я отдал Кобаяси, остался огрызок раз в десять меньше.
Не до конца понятно, была ли эта схожесть в привычке изначально или же появилась после женитьбы на любимой дочери Мастера, однако не вызывает сомнения, что эта схожесть поразительна, и ученик следует тем же путем, что и его учитель.
Впрочем, мы отклонились от темы. Вернемся к Китани Минору.
Его привычка во время партии без остановки пить чай так и осталась с ним до конца. Как следствие, ему часто приходилось отлучаться в уборную, что никак не способствовало безмятежному протеканию матча.
Полагаю, и у вас, мои дорогие друзья, порой во время партии от волнения пересыхает горло и хочется чаю. А курящие игроки, в свою очередь, помогают табачным компаниям делать неплохую прибыль, выкуривая одну сигарету за другой. Это вполне естественно.
Китани не курил. И несмотря на наличие у Мастера своего чайничка на время партии, секретарю, записывавшему кифу, неоднократно приходилось бегать вверх-вниз по лестнице за чаем для Мастера. После того, как Китани однажды потерял сознание из-за повышенного давления, за ним стали приглядывать две его ученицы, одной из которых была дочь Кубомацу Кацукиё, учителя Китани. Замена лечебного отвара в чайничке Мастера была одной из их обязанностей.
У Китани Минору была еще одна особенность. Он всегда отвечал на реплики оппонентов, а также других игроков, находящихся в одной с ним комнате. Его тревожили любые звуки – даже голоса инсеев. Услышав смех, он поднимался и шел к источнику шума, чтобы выяснить, что происходит. Наверное, дело в его исключительной любознательности. Каждый раз, когда на доске происходило что-то интересное (другими словами, когда возникала сложная позиция), он старался изучить все возможные варианты. Можно было заметить, как Китани в такие моменты смотрит на доску – со все возрастающим любопытством ребенка, перед которым постепенно открывается безграничный мир.
Подписи к диаграмме:
16-17 марта 1957 г. Черные: Китани Минору, 9 дан, Белые: Такагава Сюкаку, Хонинбо. Победа черных с разницей в 2 очка
Первая партия Матча «Сайкёсэн», запись кифу которой я вел… Игравший белыми Хонинбо Такагава, сделав 42 ход, не без удовольствия отметил: «У меня получилась гора Фудзияма». Я услышал, как Китани Минору, 9 дан, указав на камни черных вверху, ответил: «А у меня – Австралия». Партии Китани всегда отличались гармоничностью.
Игровые часы
Китани Минору, казалось, всегда во время партии был в хорошем расположении духа и широко улыбался. Но все-таки была одна вещь, которая его раздражала, – игровые часы. Механические часы, специально предназначенные для осуществления контроля за временем во время партии, с двумя циферблатами. Устроены часы таким образом, что, когда стрелки на одном циферблате бегут, отмеряя время одного игрока, стрелки на другом стоят. Такие часы больше наручных, и по ним удобнее отслеживать потраченное на ход время, поэтому, как правило, ответственный за запись кифу партий использует именно их. К тому же, запись партий часто ведут игроки, которые сами еще учатся в школе, и у них, само собой, может просто не оказаться наручных часов.
Переключение часов производит довольно громкий звук. Клик, клик, клик… Он раздражал Мастера. Полагаю, тут дело в чувствительности. Согласитесь, звук переключения часов – лишь один из множества звуков в игровом зале.
Однако я могу понять чувства Китани.
Он часто говорил, что победитель в партии должен определяться исключительно позицией на доске.
Возьмем, к примеру, коми. Бывает, что очков территории у тебя больше, но из-за коми побеждает твой соперник. А бывает и наоборот. Благодаря коми тебе присуждается победа, хотя очков территории больше у соперника. Проигрывать из-за коми невероятно обидно, но и победа, полученная благодаря тому же коми, не приносит радости. По словам Китани, коми несет в себе образ увядающего Го и коми 0,5 очка – завершающий штрих картины упадка в мире Го. Китани всегда говорил, что, возможно, коми – действительно неизбежное зло и без него не обойтись, но тем не менее, было бы неправильно заявлять, что введение коми – однозначно верное решение.
То же относится и к ограничению по времени. Необходимость уложиться в отведенное количество минут не позволяет играть в полную силу. А когда слышишь отсчет секунд бёёми, и вовсе можешь сделать неверный ход. Да, вмешательство внешних факторов, безусловно, неприятно.
Кстати, что же эта за штука такая – игровые часы? Никак иначе приспешник сатаны. По выражению Китани Минору, они злобным голосом отсчитывают секунды – «тик-так, тик-так, тик-так», – приказывают играть быстрее. Разве не человеком придуманы игровые часы? Да какое они имеют право мешать игрокам?!
Игровой зал – отнюдь не тихое место, он полон звуков, и тиканье часов – далеко не самый громкий из них. Отовсюду доносится эхо поставленного на доску камня. А вот тяжело вздохнул игрок – ситуация на доске явно складывается не в его пользу. Вот кто-то пошутил, а кто-то засмеялся в ответ. Вот меняет позу секретарь, ответственный за запись кифу, – от долгого сидения по-японски, «на пятках», у него затекли ноги.
Однако все эти звуки человеческие. Они неизбежно рождаются, когда люди играют в Го. Их совершенно не замечаешь. Но вот игровые часы простить никак нельзя. Было бы лучше, если бы вместо них во время партии использовали наручные. Без этого злополучного «тик-так, тик-так» дышится намного легче.
В моем представлении именно так размышлял Китани Минору. (Мастер, если я ошибся, прошу Вас простить меня).
Подпись к фотографии:
Рядом с гобаном так называемый «Набор Китани»: мед, йогурт, чай, лимон, медицинский лечебный пластырь, лекарства, бумага, полотенце для рук и «волшебная палочка». А когда страсти в партии накалятся, пойдет бумажный снег.
Против Китани Минору, 9 дан, играет Фудзисава Хосаи, 9 дан (справа). Секретарь партии – Ваш скромный автор.
Под прикрытием
Секретарь, ответственный за запись кифу партии Китани Минору, первым делом должен был убирать механические игровые часы. Одна из несложных обязанностей, которую я выполнял. Часто часы убирали и за соседними гобанами. Что ни говори, а Китани Минору был великим мастером, и уважение к нему было безграничным.
Однажды я зашел в игровой зал, когда прозвучал звонок, возвещающий начало партии. Увидев Китани Минору, сидящего за гобаном, я осознал всю неловкость ситуации. Дело в том, что мои наручные часы сломались и были в ремонте…
Китани Минору смотрел на меня поверх очков. В его взгляде я прочел подозрение. Или мне это лишь показалось?.. Тихим голосом промямлив: «Прошу прощения», я взял игровые часы и поставил их на свой небольшой дзабутон (подушка для сидения). Я решил, что нам вдвоем с часами там самое место. В тот день даже часы старались переключать как можно тише.
В обеденный перерыв я спустился в офис одолжить наручные часы и вернулся после звонка, означающего возобновление партии.
Китани Минору, заметив на столе наручные часы, пошутил: «Спасибо тебе. В этом «тик-так, тик-так» мне слышится «вклад-вклад, вклад-вклад» (В японском языке слова, означающие «тик-так» и «сберегательный вклад», созвучны). Будто голос банковского служащего под прикрытием». В ответ на шутку кто-то рассмеялся.
Вот так я узнал, что слышит Китани Минору в тиканье часов.
Секундная стрелка высекает на сердце течение времени.
Сёдо
Тщательное обдумывание
Говорят, что в гостиной Китани Минору висит надпись: «В этом доме не приветствуют алкоголь и табак». Возможно, кто-то этого не поймет, посчитает излишне резким изречением. Однако в правильности отказа от курения и употребления спиртных напитков не сомневался Великий Китани Минору, который шел путем истинного Мастера. Зачем человеку, серьезно занимающемуся своим делом, спиртные напитки или сигареты? Го – это и искусство, и жизнь, и развлечение. Зачем нужен алкоголь или табак, когда есть Го?
Есть еще много всего о Китани Минору, 9 дан, что мне хотелось бы рассказать. Но, боюсь, что статья получится слишком длинной. Поэтому я постараюсь сосредоточиться на главных моментах и завершить статью.
Когда же проходила эта партия?.. Против Китани Минору играл Фудзисава Хосаи, 9 дан. Партию играли в рёкане (отель в японском стиле) «Дзинъя» на территории онсэна (горячие источники) «Цурумаки» в префектуре Канагава. Там присутствовал Ямада Торакити (репортер, так же известный под псевдонимом Ямада Фукумэнси), так что это должна была быть партия либо турнира «Роккёсен», либо лиги Мэйдзин.
Накануне вечером, прибыв на место проведения матча, я встретил двух игроков в сёги: Ояма Ясухару, Мэйдзин, и Марута Юдзо, 8 дан. Они приехали для участия в двухдневном матче, который должен был закончиться на следующий день.
Тем вечером игроки в Го и в сёги ужинали вместе. И тут Ояма Мэйдзин неожиданно предложил: «А почему бы нам не сыграть завтра свои партии в одной комнате?».
Хосаи, 9 дан, тут же согласился. Марута, 8 дан, не возражал. Фукумэнси – тоже, ведь так он соберет информацию об обоих матчах. Китани и Хосаи играют в сёги – а Ояма и Марута играют в Го – примерно на уровне 5 любительского дана. Если бы удалось провести оба матча в одной комнате, это стало бы настоящим событием. Никто не проводил ничего подобного со времен «осирого» и «осиросёги» («осирого» и «осиросёги» – ежегодные матчи лучших игроков Японии в Го и сёги соответственно, проводимые в замке сёгуна в период Эдо) при сёгунате Токугава, когда матчи по Го и по сёги проходили в одном зале, «Куросёин» (внутренний зал для приемов в замке сёгуна), в замке Тиёда (другое название – замок Эдо). Это, должно быть, было захватывающее зрелище.
Кстати, мнение Китани так и осталось неизвестным.
«Беспрецедентный случай,» – только и бросил он, не проявив особого интереса.
«Давайте, интересно же,» – сказал ему Хосаи, 9 дан, с горящими глазами.
«Ну, не знаю,» – ответил Китани и замолчал.
Одновременное проведение двух матчей – по Го и сёги – так и не состоялось.
Два профессиональных игрока Го (сёги) играют свою партию и при этом наблюдают за партией сёги (Го). Интересно, какой резонанс вызвало бы подобное проведение матчей?
Сложно даже предположить, что думал по поводу такого проведения матчей Китани. Возможно, он следовал примеру мудрого мужа, который держится подальше от опасности (японская поговорка)? Играть партию в Го, одновременно борясь с искушением понаблюдать за партией в сёги (так любимую им игру), – не это ли опасность? Особенно если учесть, что матч по сёги начался за день до этого. Другими словами, одновременно играли бы окончание партии в сёги и начало партии в Го. У игроков в сёги неизбежно закончилось бы основное время, и голос бёёми начал бы отсчитывать секунды до встречи короля со смертью. Есть вероятность того, что из-за интереса к сёги Китани Минору не смог бы сосредоточиться на своей партии.
Но вот интересно… А если бы партии начались одновременно? Обострения в фусеки (в Го) или в дебюте (в сёги) крайне маловероятны.
Итак, ввиду некоторых особенностей личного характера Китани Минору не мог согласиться на предложенный формат проведения матчей. Но согласитесь, за таким событием было бы интересно понаблюдать.
Расскажу вам еще один случай.
Помню, как-то раз в день проведения партии, в которой играли Китани Минору, 9 дан, и Фудзисава Хосаи, 9 дан, проходил бейсбольный матч профессиональной японской лиги. В турнире «Нихон Сиридзу» играли команды «Кёдзин» (также известная как команда «Великаны Ёмиури) и «Ниситецу» (также известная как команда «Львы Ниситецу»). По телевизору шла трансляция матча. Ямада Фукумэнси, болеющий за «Кёдзин», был явно не в настроении ее смотреть – «Ниситецу», имея в своем составе питчера Инао Кадзухиса, разносили в пух и прах любимую им команду. Переживая за ход матча, он внимательно вслушивался в каждый звук, доносившийся из телевизора в дальней комнате. Хосаи, 9 дан, тоже оказался ярым фанатом «Кёдзин». Он нервничал, никак не мог усидеть спокойно и вот, услышав сотрясающие стадион крики болельщиков, наконец не выдержал и обратился к Китани Минору:
«Давайте попросим Ямаду сделать перерыв? Всё равно никак не получается сосредоточиться.»
Я слышал, что Китани Минору и Фудзисава Хосаи в молодости были ведущими игроками бейсбольной команды Никон Киин. А значит, оба увлекались бейсболом. Логично было предположить, что оба тут же бросят свою партию. Но Китани не двинулся с места… И даже не кивнул в знак согласия. Позже, не выдержав, он согласился на перерыв. Но вот, что произошло потом.
С решительным видом вышел из игрового зала Хосаи, 9 дан. За ним последовал Фукумэнси, терзаемый смешанными чувствами. Проводив их взглядом, Китани остался на месте. Сидя в игровом зале и слушая трансляцию, он наконец встал из-за гобана. Перед тем, как направиться в комнату, откуда доносилась трансляция матча, он повернулся ко мне, сидящему у гобана (я вел запись кифу), и сказал:
«Я пойду сейчас смотреть матч, но это не значит, что я считаю правильным делать перерыв на просмотр матча.»
В этих словах отражалось величие истинного Мастера. Хорошо, со всей тщательностью и осторожностью, о которых я рассказывал в вводной главе, обдумав проблему, Китани открыто выразил свое мнение.
Китани ведет жизнь, хорошо взвешивая и обдумывая каждое решение.
Для Китани жизнь заключается в Го, и самым счастливым моментом для него является миг после окончания выигранной сложной партии.
Я даже однажды слышал, как Китани поет популярную в то время песню. В тот день все уже ушли, и в игровом зале в Нихон Киин остались только Мастер, девушка-инсей, которая его сопровождала, и я.
«Коко-ни сачи а-ари, аои сора-а» [«Моё счастье здесь, в голубом небе»].
Всего одна строчка, да и исполнение страдало. Но тогда мне показалось, что искуснейшее исполнение песни певицей Ооцу Ёсико с её прекрасным голосом не идет ни в какое сравнение с исполнением Китани.
Я и сейчас вижу его, склонившегося в тот день над гобаном, и слышу его, напевающего песню после победы в партии. Образ Великого Мастера Китани навсегда поселился в сердце ведущего запись кифу.
Мастер Китани, долгой Вам жизни!
Примечание: эта часть книги написана при жизни Китани Минору
На фото: Памятник на месте снесённой школы Го Китани Минору в пригороде Токио
Памяти Китани Минору
19 декабря 1975 года Китани Минору, 9 дан, Великий Мастер Го, ушел из жизни. Мастер очень долго болел и многие – не только семья и ученики, но и коллеги в Нихон Киин, а также поклонники его мастерства по всей стране – со страхом ждали этого дня.
28 декабря в Токио было солнечно. Нихон Киин проводила поминальную службу, спокойную и торжественную, на которую пришло много людей. Особенно трогательными были два выступления: речь Мацумото Такудзи, 7 дан, ученика Китани Минору и речь Мурасимы Ёсинори, старого друга Мастера.
Мацумото Такудзи, 7 дан, от лица десятков учеников Китани Минору произнес речь в память о Мастере. Рука, держащая написанную им речь, дрожала, а голос совсем не слушался…
Мурасима Ёсинори выступил с обращением к Китани Минору. Его слова звучали так, будто он говорил с живым Китани… В детские годы они с Китани были учениками Кубомацу Кацукиё, и жена учителя называла Мурасиму «старшим», а Китани «младшим», они были как братья.
Самое большое внимание фотографов привлек тот момент, когда верный соперник Мастера Го Сэйгэн, а также унаследовавшая кровь и мастерство Китани семейная пара Кобаяси Коити с женой Рэйко (дочерью Мастера) воскуривали благовония.
Ваш скромный автор также присутствовал на службе. Я, как и главный редактор журнала «Иго Курабу» Танака Хиромити, сидел в самом последнем ряду у стены. Напротив висела фотография Китани Минору. На ней Мастер добродушно улыбался. Казалось, что он вот-вот заговорит.
Мне вспомнились слова Китани Михару, жены Мастера, и его дочери Кобаяси Рэйко, 6 дан. «В последнее время состояние отца улучшилось, и он тоже начал писать. Думаю, совсем скоро он попросит Вас «это» прочитать,» – весело поведала мне Рэйко буквально дней за десять до смерти Мастера.
Китани Минору был искренним человеком. Он всегда выкладывался полностью. А в партиях он никогда не уставал искать истинный ход. Просчитав на 30 ходов, он старался просчитать на 40. А просчитав на 40, продолжать искать следующий, 41-ый, ход.
К сожалению, у человеческого тела есть свой предел. Не раз и не два Мастер падал в обморок во время партии из-за анемии. Но если в молодые годы Мастера болезнь проявлялась не так сильно, то постепенно, с годами, стала понемногу брать верх. И всё равно каждый раз после обморока Китани возвращался к игре. Обычный человек на месте Китани после первого же случая испугался бы и не стал продолжать. Меня всегда поражала та нечеловеческая сила духа Мастера, благодаря которой он каждый раз поднимался и шел к гобану. Словно в тело Мастера на время вселялся Бог Го, спустившийся на землю развеять скуку.
Несмотря на то, что Китани Минору некоторое время не играл, он не ушел в отставку. До самой смерти он оставался действующим профессиональным игроком. Китани с большой неохотой прислушался к окружающим, советовавшим не играть ввиду состояния здоровья. На мой взгляд, последние партии Мастера были выдающимися, но как-то раз после очередного матча я услышал слова соперника Китани.
«Когда играешь с Китани Минору, невольно становится страшно. Постепенно кровь отливает от его лица, и оно становится невероятно бледным,» – сказал тогда Накамура Ютаро с тяжелым вздохом.
Китани Минору, который всегда выкладывался полностью, просто не мог играть в Го вполсилы. У него было всего два пути: перестать на время играть или умереть за гобаном. Он выбрал первое. Само собой, предполагалось, что это поможет Мастеру поправить здоровье. По словам Рэйко, тяжело больному Мастеру, который не мог говорить, в последние дни становилось лучше – он даже мог писать. Мастер наверняка был этому рад. Должно быть, ждал дня, когда сможет снова говорить. Ждал дня, когда сможет снова ходить, – тогда он бы снова поднялся по склону к офису Нихон Киин. Однако это улучшение было лишь признаком скорого ухода. Так пламя свечи вдруг начинает гореть ярче, перед тем как погаснуть навсегда.
Вслед за ушедшим чуть ранее мастером Маедой Нобуаки, 9 дан, последовал и Китани Минору, 9 дан. Сейчас приходит всё больше и больше великолепных игроков, но вот настоящих мастеров остается совсем мало. Китани Минору, 9 дан, ушел из жизни в возрасте 66 лет. Он прожил великую жизнь Мастера Го.
Ушел из жизни Мастер. Осталась о нем память.
Хранят мастерство его кифу партий.
Сёдо
На фото: Китани Минору и его ученики
Иван Колегов
В корейской школе Го
…И вот я уже сижу в машине с учителем, который везет меня с аэропорта в дом к остальным ученикам, разговаривая со мной по пути на английском… Ах, нет, что-то я поторопился. Все началось немного раньше. С поездки на Европейский Го Конгресс 2016 года в Санкт-Петербург, где ваш покорный слуга и познакомился с Тимофеем Арсёновым, который рассказал о том, как 2 месяца обучался в Южной Корее в BIBA – Blackie International Baduk Academy… Постойте, снова не то! Конечно же, все началось с моего знакомства с Го в 2014 году. Тогда я и влюбился в Го, решив посвятить себя его изучению. Игры, задачи и редкие уроки с высокими данами плавно перетекли в турниры Томска, Новосибирска и очередь дошла до EGC-2016. После разговора с Тимофеем я загорелся желанием поехать обучаться в Корею. Но так как на тот момент я учился и мне оставалось еще учиться 2 года, поездку пришлось отложить на лето-осень 2018 года. Так и произошло.
Сам я живу в глухой Сибири, где до Новосибирского аэропорта приходится добираться 8 часов на автобусе. Считая каждую минуту до прибытия в Корею, я даже не заметил, как пролетели 8 часов в автобусе и 5 часов в самолете до Сеула. Волноваться было о чем. По сути, ехал в неизвестность по словам некого Тимофея, с которым разговаривал-то один раз 2 года назад. К тому же, чего греха таить, корейского языка я не знаю, а английский хромает на две ноги. Играю плохо, смеяться, наверное, будут над моими ходами… В общем, было немного страшно.
На фото: Ким Сонгчун, 9-дан (слева в синей футболке)
Корея на выходе из аэропорта встретила меня жуткой жарой, влажностью и духотой. В своей родной Сибири я к такому не привык и тотчас взмок.
В аэропорту меня встретили сразу 2 учителя – Kim Seung-jun 9p (Блеки) и Kőszegi Diána 1p (Дия). И, что меня немало удивило, отвезли до дома. Жили мы в спальном районе Сеула на 19 этаже, а Блеки часто ставил свою машину на стоянке на 19 место. Символично, неправда ли? В огромных двухэтажных апартаментах жили ученики, сам Блеки и его 14-ти летний сын Хьон-бин (9 дан Tygem). Он, кстати, скоро сдает экзамен на про. В качестве учеников за месяц моего пребывания там побывали ребята из самых разных стран и с самыми разными уровнями игры. Дариус и Магдалена, оба где-то 10к, из Германии, Тан, 3дан Tygem, из Малайзии, наша землячка Настя, Игнасио, 2 дан ЕГФ, из Чили, Ден, 9к, из США, Эндрю, 4дан ЕГФ, из Англии, Альберто, 2дан ЕГФ, из Италии, Ву Хао, 7 дан Tygem, из Китая, кореец Ли Сон Кён, 7 дан Tygem, и много кто еще. Из 7 дней в неделю мы учились 5-6 дней. День начинался с того, что в 12 часов дня Блеки вез нас до академии. Путь составляет 35 минут без пробок и где-то 45-60 с пробками. В академии обучение такое: решение задачек, которые затем проверяют Блеки или Дия, игра с турнирными часами с последующим разбором Блеки или Дией. Кроме того, партии можно разобрать на мощном компьютере с помощью Лилы Зеро или Эльфа. Учебная игра с Блеки с форой или с обратным коми (с обратным играл только я, не люблю эту фору…). Разбор партий про, где ученики должны угадать следующий ход. За каждый правильный ответ Блеки награждал печенькой, а с выходом Эльфа и Лилы стал практиковать парное го, в котором я играл 2 раза. В одной команде Блеки+ученик, в другой команде Эльф/Лила Зеро + ученик одинакового уровня. Игры получаются ну очень интересными. Лично мой счет против Эльфа 1-1. Первую игру мы безбожно проиграли из-за моих ошибок, вторую мы выиграли из-за… снова моих ошибок, как бы это странно ни звучало.
Академию часто посещали молодые профессионалы, с которыми я постоянно играл. Их уровень… Их уровень просто невероятен. Каждый их ход спокоен, как вечерний штиль, и одновременно остёр, словно лезвие меча. Играл я без форы, но с обратным коми в 42 очка, и из всех партий с профессионалами выиграл только одну с перевесом в 3,5 очка.
На фото: сеанс одновременной игры с Ким Хёчонг, 3-дан про
Наверняка вы отовсюду слышали о трудолюбии азиатов. Это правда. Если уж они и занимаются чем-то, то основательно. Так и учебный день в BIBA начинается в 12 часов дня и заканчивается в… 12 часов ночи с часовым перерывом на ужин. В итоге после учебы я приходил домой, валился спать, просыпался в 11 и через час мы снова ехали на учебу. Каждый день! Стоит отметить, что я попал в очень «турнирное» время. В сентябре проходило 2 крупных турнира – Кубок Самсунга и кубок премьер-министра Кореи. И, конечно же, мы попали на оба этих турнира! Только представьте большие комнаты с двумя огромными экранами, по которым транслируют партии и разбирают в прямом эфире, а параллельно все инсеи, профессиональные игроки и мы разбирали партии, решали задачки и играли с сильнейшими игроками Кореи! Это было просто замечательно!
Один раз даже были на студии BadukTV, где проходил командный турнир. Блеки являлся тренером одной из команд, и мы разбирали там все 5 партий. Познакомились с молчаливым Ли Чангхо, а на турнирах Самсунга и КПМК встретились с Иямой Юта, Ке Цзе, Парк Чунгхваном, Син Чинсо и другими сильнейшими игроками мира.
На фото: Иван vs Парк Тэхи, 2-дан про
Стоит поговорить и о стоимости обучения. 1 месяц обучения в BIBA стоит порядка 74 000 рублей (1200 долларов) + перелет туда-обратно обошелся мне в 105 тысяч рублей. Для меня, сибиряка, деньги огромные, и зарабатываются они минимум за полгода работы. И меня, когда я только-только приехал в Корею, терзала только одна мысль: а окупятся ли мои 100 тысяч? И вы знаете… Еще как окупились! Проживание и питание утром, днем и вечером бесплатное, учеников возит Блеки на своей машине до академии и обратно домой каждый день. После учебы можно подойти чуть ли не ночью и задать любой вопрос. Когда только-только мы поехали на кубок Самсунга, я все думал, в какую копеечку мне встанет проживание и питание в дорогой гостинице… Как выяснилось позже, проживание и трехразовое питание оказалось для нас бесплатными!
Дни сменялись днями, и единственная мысль, с которой я засыпал, была: «Почему я не смог решить эту задачу?». А под утро просыпался с радостной мыслью: «Я решил ее!». Месяц пролетел настолько быстро, что я пожалел только об одном – почему я не могу остаться здесь еще на месяц? За четыре недели я уже начал забывать, как звучит русская речь, а предложения на английском уже не надо было переводить на русской в голове и обратно. Все происходило само собой, словно английский стал вторым родным языком. Если первую неделю я постоянно переспрашивал, то к концу месяца я сам настолько быстро понимал и говорил, что мне не надо было переводить в голове то, что мне сказали, а переспрашивал только незнакомые выражения. Все получалось само.
Уезжал из Кореи я немного грустный – слишком все было интересно и хотелось учиться еще. Едва самолет взлетел в воздух, дал обещание самому себе, что непременно скатаюсь туда еще раз!
Что же касается силы игры, то я сам лично не могу определить, вырос я или нет, но Раднаев Виталий, 5 дан из Улан-Удэ, мой друг, которому я скидывал интересные задачи и свои партии, отметил, что я стал сильнее. Осталось дождаться ближайшего турнира в Новосибирске, чтобы проверить свои новые знания.
Перевод: Дарья Кошкина, оригинал статьи размещен в газете Асахи симбун
История японской девочки с болезнью «хрустального человека»
Девочка с болезнью «хрустального человека» получила первый профессиональный дан с 8 попытки.
Со сломанной правой рукой 16-летняя Като Тиэ вынуждена делать ходы левой рукой во время партии с Ханэ Наоки (9р) в Нагое. (автор фото – Одэ Кодзи)
Девочка, рождённая со столь хрупкими костями, что они могут сломаться, когда она чихает, черпала вдохновение из манги и воплотила в жизнь свою мечту -стать профессиональным игроком в Го. Тем не менее битвы разума оказались более сложным препятствием, чем болезнь на пути Като Тиэ к её карьере профессионального игрока.
«Моя болезнь не может удержать меня от Го», – сказала 16-летняя девушка, – «Я рада, что познакомилась с этой игрой».
Като, ученица второго класса заочной старшей школы в Гифу, родилась с несовершенным остеогенезом – заболеванием, характеризующимся повышенной ломкостью костей. По статистике, оно появляется у одного из 20 000 человек.
Тиэ – единственный ребенок в семье Ёсикадзу (49 лет) и Хироко Като (45 лет). То, что руки и ноги Тиэ не растут должным образом, выяснилось ещё во время беременности Хироко. Ноги новорождённой сломались при родах.
«Она десятки раз ломала кости», – говорит Ёсикадзу, который работает мастером по изготовлению татами. Отец рассказал, что ему приходится часто отвозить свою дочь, плачущую от боли, ночью в больницу. Один раз она сломала себе ребро, чихая. Чтобы передвигаться, она пользуется инвалидной коляской.
Когда Тиэ училась во втором классе начальной школы, родители девочки решили найти какое-нибудь весёлое хобби, которым она могла бы заниматься дома, и привели её в класс Го для начинающих, который проводился в общественном центре по соседству. Старшие игроки в Го были рады девочке, и её талант в древней настольной игре смог расцвести на уроках, которые проходили всего один раз в месяц.
Будучи четвероклассницей, Като победила старших соперников на местном турнире и тем самым смогла стать представителем префектуры Гифу на национальном первенстве по Го среди юниоров. Хоть ей и не удалось завоевать титул национального чемпиона, девочка стала ещё более мотивированной на победы, когда увидела стратегии игры других молодых гениев. Она начала брать уроки у продвинутых игроков из своего родного города. Однако лишь в пятом классе она серьёзно задумалась о том, чтобы стать профессиональным игроком. Это случилось после того, как она прочитала известную мангу «Хикару и го», в которой рассказывается о молодых профессиональных игроках в Го.
«Было бы здорово, если бы я могла зарабатывать на жизнь игрой, которую я люблю», – такая мысль возникла у Като, когда она читала мангу.
Она стала обучаться у Хане Ясумасы и Ханэ Наоки (оба – 9 профессиональные даны). Като никогда не переставала изучать Го, даже находясь дома или в полном одиночестве. Её отец рассказал, что когда он просыпался на работу в 6:30 утра, он слышал стук камней, ставящихся на доску.
Будучи шестиклассницей, она стала четвёртой в истории девочкой, ставшей чемпионом страны среди учеников начальной школы. В первый год обучения в средней школе она стала инсэем – кандидатом на получение звания профессионального игрока в региональном отделении Нихон Киин в Нагое.
Чтобы стать профессиональным игроком, она четыре раза проходила через квалификацию в общей категории для обоих полов, и три раза среди женщин. В течение четырёх все попытки были неудачными. Удача сопутствовала ей 10 февраля 2018 года во время восьмой попытки.
С 1976 года в Японии существует закон, по которому каждая компания должна предоставить определённое количество рабочих мест для инвалидов в зависимости от общей численности персонала. Но в данном случае Като прошла настоящий, честный отбор, без каких-либо поблажек.
Только один игрок, который победит в квалификационном турнире среди женщин в отделении Нихон Киин в Кансае, может стать профессионалом. Като выиграла во всех своих 11 партиях в турнире!
Она всегда сидела со спокойным лицом во время своих партий, но Окумура Ясуси (7 дан), который обучал Като, когда она была инсэем, сказал, что он мог разглядеть её «напряжённые мысли о победе» с предыдущих квалификационных турниров. Като была слишком увлечена мыслями о победе, которые не позволяли ей проявить свои способности. В прошлом году на общем отборочном турнире в Нагое она прошла через предварительный раунд с максимальным счётом, но в итоге оказалась на втором месте. На февральском квалификационном турнире в этом году она шла ноздря в ноздрю с одним из соперников, который оказался впереди всего лишь на одно очко.
«У меня было много сложных партий, но в мыслях я была спокойна», – заявила Като.
По пути домой, в поезде Синкансэн она поблагодарила родителей за их бесконечную поддержку.
За последние 10 лет Като по три раза в год приходилось оставаться в больнице, чтобы принимать курсы лекарств. Средства оказались эффективными, и последняя инъекция была сделана в марте.
«У меня были некие опасения по поводу моего будущего», – сказала Като, – «Я хотела стать профессиональным игроком как можно скорее, когда видела, что некоторые игроки моего возраста уже выигрывали какой-нибудь титул. Меня это впечатляло, но в то же время я завидовала… Я прошла так далеко благодаря поддержке множества людей. Я сделаю всё возможное, чтобы наверстать упущенное».
В апреле этого года она начала карьеру профессионального игрока и стала ездить из Гифу в Осаку, при этом она продолжает учиться в заочной школе.
Примечание от А.Д: Несколько дней тому назад Като Тиэ смогла выйти в полуфинал розыгрыша женского титула Кисей, но проиграла Фудзисаве Рине, номеру один в японском женском Го. Партии Като можно посмотреть по этой ссылке.
На фото: Фудзисава Рина и Като Тиэ
Александр Динерштейн
Основные ошибки в изучении Го
Слишком мало практики — мало сыгранных партий
Полагаю, что даже у ведущих мастеров Го России и Европы существует эта проблема. По сравнению с топ-азиатами, количество турнирных партий, сыгранных за год, меньше как минимум в 3 раза. Можно пытаться компенсировать эту разницу игрой в интернете, но там сложно подобрать мотивацию выкладываться по полной и сложно найти желающих играть партии с длинным контролем. Можно читать книги и решать задачи, но рост мастерства невозможен без регулярного участия в турнирах.
Слишком частая игра в интернете
Го сервера, появившиеся в конце 90-х, убили многие Го-клубы в странах Азии. Зачем платить за вход в клуб, дышать сигаретным дымом и играть с одними и теми же соперниками? Гораздо проще играть в Го на сервере. Это затягивает, и многие ценители Го не могут во время остановиться. На серверах можно отыскать множество игроков уровня 10-кю, имеющих в своём профиле десятки тысяч сыгранных партий. Они хотели бы стать сильнее, но играя 30 блиц партий в день (а это не редкость), мы только ухудшаем свою игру. Желательно ограничить себя 2-3 партиями в день и не приступать к новой до тех пор, пока не была детально разобрана предыдущая.
Игра со слишком быстрым контролем
Партии, сыгранные в режиме по 10 секунд на ход, не приносят вам никакой пользы. Если вы хотите научиться правильно действовать на бёёми в турнире, то постарайтесь и в тренировочных партиях выставлять это же время. На турнирах РФГ обычно на ход отводится 30-60 секунд.
Решение слишком сложных задач
Я видел, как люди пытаются решать задачи, которые не предназначены для их уровня. Нет никакой пользы в том, чтобы мучить себя в течение нескольких часов. Для усиления практической силы игры гораздо полезнее решать простые задачи в больших количествах. Не более 5 минут на задачу. И даже просмотр ответа бывает полезен. Просто постарайтесь вернуться к этим задачам еще раз, пытаясь вспомнить подсмотренное решение.
Игра с неподходящими соперниками
В идеале подбирать соперника своей силы или чуть-чуть сильнее. Игра со слабыми расслабляет и прививает поверхностный подход, а игра со слишком сильным соперником приводит к потери уверенности в себе. Также не стоит сильно увлекаться форовыми партиями.
Заучивание джосеки
Можно только посочувствовать тем, кто выучил десятки тысяч джосеки, которые с приходом AlphaGo отправились на свалку истории. Если вы планируете их изучать, постарайтесь делать это по базам партий, а не по книгам (особенно таким, как 38 basic joseki, написанным в 70-х годах). Правильный подход выглядит так: выучил джосеки, применил в партии, проанализировал результат. А зазубривание джосеки в огромных количествах развивает только вашу память (что тоже полезно, конечно)
Сыграл и сразу забыл
Нет ничего полезнее разборов собственных партий, особенно если проводить их с учителем или при помощи компьютерной программы. Постарайтесь разбирать все свои партии, даже выигранные. Ведь и в таких партиях можно найти множество ошибок
Разборы партий профессионалов
Для разборов профессиональных партий лучше всего подходит сайт Го4Го или его андроид приложение, но я бы рекомендовал не смотреть все партии подряд — по датам, а выбрать любимых мастеров Го, ознакомиться с их биографией, стилем игры и целенаправленно разбирать только игры этих мастеров. Во время турнирной игры можно взять небольшую паузу, отвлечься от расчетов и задать себе вопрос: «А как в этой позиции сыграл бы мой любимый мастер Като Масао?». А затем еще раз рассмотреть позицию с его точки зрения. Если вы плохо знакомы с профессионалами Го, то эта страница поможет вам выбрать образцы для подражания: игроков атакующего стиля, тех, кто любит играть на мойо и так далее. https://senseis.xmp.net/?ProfessionalPlayersGoStyles
Руслан Холодов
Япония, Корея, Китай. Борьба за мировые титулы
Краткое резюме.
В истории розыгрышей мировых титулов Го отчетливо просматривается чередование периодов доминирования игроков одной из стран «Большой тройки Го»: Японии, Кореи и Китая.
Между такими периодами располагаются более или менее краткие промежутки, в которых уходящий лидер какое-то время продолжает бороться на равных с нарождающимся новым гегемоном.
Список учтённых титулов (в порядке возникновения): Fujitsu Cup, Ing Cup, Tongyang Cup, Samsung Cup, LG Cup, Chunlan Cup, World Oza, BC Cup, Bailing Cup, Mlily Cup, ENN Cup, World Go Championship.
На фото: Кореец Чо Хунхен – победитель первого кубка Инга.
1) 1988 – 1990 гг. Период доминирования мастеров Японии
Конкуренция со стороны корейских игроков возрастает. Лучшие мастера Кореи этой эпохи проходили обучение в Японии, центре развития Го в 17 – 20 веках. Китайцы пока не играют совершенно никакой роли.
Итоги: Япония – 3 титула, Корея – 1, Китай – 0.
2) 1991 – 1992 гг. Равная борьба за лидирующие позиции между мастерами Японии и Кореи
Китайские игроки не играют никакой роли.
Итоги: Корея – 2 титула, Япония – 1, Китай – 0.
3) 1993 – 2004 гг. Период доминирования мастеров Кореи
Исключение: 1995 год, в который дважды отличился китаец Ма Сяочунь. За этим исключением корейцы ни разу не уступали первенство в количестве выигранных титулов.
Японцы уходят на вторые роли, наращивая полосы неудач между своими единичными победами. Корейские ученики превзошли своих японских учителей.
Китайцы, в целом, продолжают оставаться на третьих ролях, выиграв после 1995-го лишь один титул в 2000 г. Однако в этот период в Китае публикуются переводы корейских книг по теории Го. Китайцы тщательно анализируют причины ошеломительного успеха корейцев на мировой арене.
Итоги: Корея – 36 титулов, Япония – 5, Китай – 3.
4) 2005 – 2012 гг. Равная борьба за лидирующие позиции между мастерами Кореи и Китая
Японские игроки выигрывают свой последний титул в 2005 году и в последующие полтора десятка лет терпят только поражения.
Итоги: Корея – 17 титулов, Китай – 16, Япония – 1.
5) 2013 – 2017 гг. Период доминирования мастеров Китая
Корейские игроки оттесняются на вторые роли китайцами, которые совершенствовали своё мастерство с помощью корейской игровой теории. Японцы выступают в качестве почетных статистов.
Данный период отличается тем, что в 2017 году человек потерпел окончательное поражение за гобаном от искусственного интеллекта. «Человеческая» история развития Го подошла к концу.
Итоги: Китай – 18 титулов, Корея – 5, Япония – 0.
6) 2018 – ???
Существует мнение, что распространение доступных нейросетей со сверхчеловеческой силой игры выравнивает соотношение сил на высшем уровне.
Косвенным свидетельством этого, возможно, является тот факт, что безраздельное доминировавшие китайцев в предыдущие 5 лет не проявилось в 2018 году. Из 3-х титулов они пока что взяли только 1.
В то же время корейцы, в предыдущую пятилетку довольствовавшиеся крохами с китайского стола, «откусили» сразу 2/3.
Пока не вполне ясно, к чему приведёт данная тенденция. Однако необходимо учитывать, что китайские нейросети (FineArt, Golaxy, PhoenixGo, Zhangyu) на данный момент превосходят аналогичные системы ИИ Кореи (DolBaram, BadukI), Японии (AQ, RyanZ), а также Европы (Leela Zero) и США (ELF Open Go). Поэтому разрыв в силе игры на почве подготовки с помощью «национальных» и открытых нейросетей всё равно может сохраняться.
Существует вероятность, что европейцы и американцы в своей массе НИКОГДА не выйдут на уровень топ-азиатов.
Причина простая – закон больших чисел работает против них, точно так же, как против девушек-шахматисток. Элементарно недостаточно много народу занимается Го (как и девушек шахматами), из-за чего на порядок понижается качество отбора лучших игроков.
В Азии из большой массы отбираются лучшие, а из лучших – гении. У нас же лучшими становятся среди тех, кто есть. А по такому принципу комплектуются только низшие лиги.
Выстреливают единицы, вроде Полгар или Хоу Ифань, но и их потолок ограничен. Остальным не помогают даже самые продвинутые методики совершенствования мастерства ввиду недостатка природной одарённости.
Александр Динерштейн
Эй, приятель, посмотри на меня! Делай как я, делай как я!
Когда моя дочка получает в школе плохую оценку, её главным оправданием обычно является: «Так весь класс сдал еще хуже! У Маши — двойка, у Васи — тоже»
Когда мы допускаем ошибку в партии, приятно бывает вспомнить, что даже девятые даны про в матчах за титулы зевали лестницы. С контролем времени по 8 часов на партию! А кто-то даже в самоатари себя ставил и выигранные партии так отдавал.
Но еще приятнее разбирать партии при помощи мощного компьютера и видеть, что и программа на вашем месте сделала бы тот ошибочный ход, который привёл к катастрофе. Уж если ей можно так ошибаться, то и нам простительно.
Приведу три примера.
На фото: Совсем юные Такагава (слева) и Миясита
В блиц партии между двумя японскими 9-данами Мияситой Синьо (известен прозвищем «бешеный бык из Фукусимы») и Такагавой, Миясита допустил грубый просчёт, попавшись в лестницу. Он хотел немедленно сдаться, но поскольку партия игралась в прямом эфире на телевидении, то решил поиграть еще чуть-чуть, так, чтобы не пришлось перекраивать программу передач.
Ко всеобщему удивлению Такагава (черные) эту партию в итоге проиграл. Хотя Elf OpenGo оценивает шансы белых на успех (после той ошибки) как 0.3%.
Как же должны были играть белые? Эльф после долгих раздумий предлагает два хода с примерно схожим процентом.
И только после удлинения в партии процент резко падает, хотя считать здесь, собственно, нечего. За пару ходов белые форсированно съедаются.
Второй пример. Партия между Изумитани Минору, 5-дан (черные) и Морикавой Масао, 4-дан, 1963 год
Разыграно сложное тайша джосеки, в результате которого возникла ко борьба. В партии Морикава удлинился ходом 2 в виде ко угрозы и был немедленно наказан:
Черные в сенте успевают завершить ко и ответить на ложную ко угрозу в центре. Сыграв еще ходов десять, Морикава сдался. Любопытно, что в эту же ловушку попался однажды Илья Шикшин в партии с Дмитрием Суриным.
А как бы сыграл Эльф?
Он предлагает нанести эту же ко угрозу (вместо правильного разрезания в центре). Если бы программы умели плакать, то после ответа черных весь компьютер мог бы заржаветь, залившись слезами.
Последний пример. О Мийен, 9-дан, попавшийся в лестницу в матче за титул Хонинбо в 2000-м году
Казалось бы, белые бегут на свои камни, но это иллюзия. Лестница удивительным образом просачивается между ними, и белые погибают.
А что предлагает играть программа?
Ход, сыгранный О Мийеном в партии! И даже через несколько ходов она наивно полагает, что всё у белых в порядке – ведь из гэты они всегда могут вырваться:
Не расстраивайтесь, все ошибаются! Правда, кто-то делает это чуть реже.
Александр Динерштейн
Несостоявшаяся бессмертная партия
Если мы рассортируем партии с портала Го4Го по количеству просмотров, то первое место с большим отрывом займет игра между Ли Седолем и Хонг Чангсиком (2003). Та партия, в которой Ли Седоль вёл неработающую лестницу через всю доску. Эта партия попала во многие лекции на Ютуб, в книги и даже на футболки.
Сяо Чженхонг, 9-дан из Китая, имел отличный шанс сыграть похожую партию, которая несомненно стала бы бессмертной еще в далёком 1992 году. Но ему помешал соперник.
На фото: Сяо Чженхонг, 9-дан
Посмотрите, как протекала та партия. Черные: Лианг Вейтанг, 7-дан. Белые: Сяо Чженхонг, в то время 8-дан про
Было разыграно точно такое же джосеки, как в партии Ли Седоля. Белые прилипли к камню комоку с целью организации шичо-прерывателя. Позже черные удлинились ходом 6, после чего с лестницей уже ничего интересного было не придумать, и белым пришлось довольствоваться выживанием в правом нижнем углу. Ничего удивительного в этой партии дальше не было. Я уверен, читатели нашего журнала никогда её не видели, да и имена этих мастеров из Китая не слышали. Сяо Чженхонг был чемпионом мира среди любителей в 1981 году. Это единственное, чем он запомнился лично мне, хоть я и слежу внимательно за турнирной борьбой.
А вот что было задумано:
Руководствуясь правилом: “Играй хане на голову двух камней, не раздумывая”, черные вполне могли ответить такими ходами. В правом нижнем углу белым так просто проблемы не решить. Лестница по-прежнему не работает. Что же планировали белые?
А план был грандиозным! Сяо Чженхонг собирался вести неработающую лестницу! В результате белые смогли бы убить 4 камня снизу, получив приличный перевес. Фактически, это та же комбинация, как и в партии Ли Седоля, только лестница ведется в другую сторону.
Футболки можно было бы делать с изображением с двух сторон! Но, увы, соперник всё испортил!
Руслан Холодов
Сравнение игр: Го, шашки, шахматы, сянци и сёги
В публикации, подготовленной специально для нашего журнала GO_ili_ShAKhMATY (пдф файл, 23 страницы), представлен углублённый анализ логических игр, моделирующих реальный военный конфликт: локально-стратегических (шашки, шахматы, сянци, сёги) и глобально-стратегических (Го).
За основу анализа взяты теория и практика, стратегия и тактика военного дела и самих логических игр. Согласно выделенным из них критериям реалистичности (логической игры как модели военного противоборства) оцениваются: свойства игровых сил, свойства игрового боя, боевой потенциал игровых сил, стратегические и тактические приёмы. Рассматриваются сильные и слабые стороны существующих логических игр, их стратегические и тактические ограничения.
В завершении приводятся рекомендации автора по выбору подходящей для вас игры.
Какую игру предпочесть, если вам важна приближенность к реальному воинскому бою? Во что играть тем, кто тяготеет к высоким огневым качествам игровых сил и тем, для кого самой важной частью игры является её стратегическая и тактическая составляющие?
Павел Авраамов
Coca-Cola против Pepsi
Фрагмент из книги «Стратегия Го. Древняя игра и современный бизнес, или как победить в конкурентной борьбе».
В книге разбираются 30 самых важных стратегических концепций Го. Каждый принцип проиллюстрирован примерами из мира современного бизнеса: книга содержит более 60 реальных бизнес-кейсов, взятых из практики таких всемирно известных гигантов, как Apple, Coca-Cola, IKEA, Chrysler, Virgin, The Walt Disney Company, а также множество историй из практики небольших компаний, в том числе и российских. Книга «Стратегия Го. Древняя игра и современный бизнес» предназначена для собственников бизнеса, топ-менеджмента и всех, кто интересуется бизнес-стратегией.
Об авторе:
Павел Авраамов – предприниматель, мастер игры Го 1-дана по версии Японской Ассоциации Го (Нихон Киин).
В игре Го есть важный принцип, который звучит так: «Лучший ход противника – мой лучший ход». Эта идея проявляется в игре самыми разными способами. Например, это может быть точка, которая одинаково важна и привлекательна для обеих сторон, поскольку приносит много очков. Или это может быть пункт, позволяющий стабилизировать нашу группу (а если его займет противник, группа лишится базы и попадет под жесткий прессинг). Но, пожалуй, нигде эта идея не проявляется ярче, чем в вопросах жизни и смерти. Это связано с тем, что очень часто от того, кто именно первым займет ключевой пункт – мы или противник, – зависит, будет ли группа жить или погибнет. При этом сам принцип «Лучший ход противника – мой лучший ход» вовсе не означает, что мы немедленно должны сыграть в указанном ключевом пункте. Ведь может оказаться, что этот ход хорош тактически, но стратегически ущербен. Поэтому идея заключается в другом: как и при решении задач на жизнь и смерть, вырабатывать у себя привычку искать эти лучшие ходы по всей доске. Анализировать позицию противника на предмет выгодных для него пунктов, чтобы не дать ему захватить лидерство. Анализировать собственную позицию с точки зрения противника: где у нас слабости, как их могут против нас использовать. Так мы получаем возможность укрепить свои позиции до того, как оппонент нанесет удар. Хороший пример подобного подхода в бизнесе – тактика, которую использовал Невил Исделл, CEO знаменитой компании Coca-Cola. Вот как это происходило.
В начале 1980-х Исделла, который тогда находился в середине своего восхождения по карьерной лестнице, отправили на Филиппины. Этот рынок был одним из немногих, где Coca-Cola проигрывала своему вечному конкуренту – Pepsi. Дела обстояли крайне скверно. В среднем по стране рыночная доля Pepsi была в два раза больше, чем у Coca-Cola, а в Маниле, столице Филиппин, и того хуже – аж в четыре раза! И это на рынке, который входил в десятку крупнейших в мире по потреблению безалкогольных напитков! Задача Исделла была сформулирована предельно просто: оздоровить бизнес и сделать Coca-Cola лидером. Многие в компании считали эту должность «расстрельной»: никто не верил, что задачу удастся решить. По крайней мере, предыдущая попытка провалилась. Исделлу требовалось разработать стратегию, которая привела бы к желаемому результату, и тогда он пошел на необычный, но эффективный шаг: решил взглянуть на собственную компанию глазами конкурента.
В один из дней высшее руководство филиппинского подразделения Coca-Cola было приглашено на семинар по стратегии. Войдя в зал для совещаний, менеджеры обомлели: всё помещение было завешано постерами Pepsi, на всех столах стояли бутылки с Pepsi, более того, Исделл даже заставил их надеть футболки с логотипом Pepsi! Идея была проста: максимально вжиться в роль своего конкурента и найти все слабости, которые существовали в Coca-Cola. Как рассказывал Исделл, люди были просто шокированы. Хорошо известно, что корпоративная культура Coca-Cola построена на высочайшей лояльности к компании и крайнем неприятии всего, что связано с противником. Вплоть до того, что сам Исделл в автобиографии написал: «Я верю, что когда Господь сотворил мир, он создал Coca-Cola номером первым, а Pepsi – номером вторым». Образно выражаясь, даже умирая от жажды в пустыне, менеджеры Coca-Cola не могут позволить себе пить продукцию конкурента. И вдруг они вынуждены встать на его сторону и начать разрабатывать стратегию завоевания своего же собственного бизнеса! Потребовался час, чтобы люди смогли адаптироваться, однако затем они вжились в роль. Результаты были отличными: наконец-то была получена тщательная и честная оценка изъянов и сильных сторон Coca-Cola. Как пишет Исделл, «такие дискуссии вскрывают поразительную, жестокую правду, выявляющую скрытые недостатки, которые большинству людей в обычной обстановке трудно признать». Само собой, такая тактика не была единственным приемом, который менеджер использовал для решения стратегической задачи. Компания скрупулезно анализировала финансы (и свои, и конкурента), занималась оптимизацией производства, выводила на рынок новые продукты, запускала маркетинговые кампании и работала над мотивацией сотрудников. Однако «взгляд снаружи» внес свою лепту в достижение успеха. Всего через два года Coca-Cola обошла конкурента и стала лидером на филиппинском рынке.