Журнал Ого, номер 19
Дорогие ценители игры Го!
Александр Динерштейн и Российская Федерация Го представляют вам 19-й выпуск журнала Ого.
Сегодня в номере:
Интервью с Цутидой Масамицу, 9-дан про, учеником Китани Минору
Подозрительные ничьи и быстрые сдачи
Одноглазая группа, которая была жива сотни лет
Белые выиграли, но черные не проиграли
В чем секрет популярности Го?
Красота требует жертв
Человек, который улучшил вариант AlphaGo
Как правильно выбрать гобан
Интервью с Цутидой Масамицу, 9-дан про, учеником Китани Минору
Автор статьи: Pieter Mioch, перевод с английского языка
На фото: Цутида, 9-дан
Китани Минору (1909 – 1975) с уверенностью можно назвать одним из тех немногих игроков, которые в течение длительного времени могли противостоять Го Сэйгену. В то же время он был движущей силой развития Го в Японии и Корее в 20-ом веке. Обладая неумолимым энтузиазмом в сочетании с чистым гением, он являлся бесконечным источником вдохновения для мира Го.
На фото: Китани Минору и его жена Китани Михару
Достижения Китани в Го бесспорно существенны, и люди, знакомые с игрой, всегда будут помнить его за три особенно значимые вещи. Во-первых, shin fuseki (новое фусеки). Это фусеки зачастую упоминается в одном контексте с Го Сэйгеном, но, пожалуй, является больше детищем теоретического гения Китани, нежели Мастера Ву. Внушительное число джосеки создано Китани, и хотя многие из них не являются особо популярными в настоящее время, каждый день на гобанах по всему миру эти розыгрыши углов несут на себе касание его руки.
К примеру, фирменное джосеки Китани:
Эта последовательность, которая играется до сих пор, была характерна для Китани. Обычно белые выбираются наружу ходом А вместо 3. Косуми-цукэ, используемое Китани, на первый взгляд кажется ходом, достойным 5-ого кю или даже слабее. Но белые получают реальную территорию в углу, а после обмена белые 6-черные 7, нужно как-то завершить форму снаружи, что дает белым возможность перехватить сенте.
Прямое столкновение между Го Сэйгеном и Хонинбо Сюсаи Мэйдзином, случившееся в 1933 году, по ряду причин часто называется “Матчем века”. Эта партия, которую Сюсаи удалось выиграть, считалась первым прямым противостоянием между старым и новым стилем и пользовалась невероятной популярностью. Партия Китани-Сюсаи (1938), состоявшаяся в честь решения Сюсаи завершить карьеру, может рассматриваться как вторая прямая встреча старого и нового. Эта игра, к слову, придалась большей огласке.
Пресса была на седьмом небе от счастья, когда спустя пять лет газеты получили “прощальную партию”, привлекшую внимание миллионов читателей. У каждого игрока было 40 часов времени на раздумья, но к середине партии напряжение стало слишком сильным для 64-летнего Сюсаи, и по совету своего врача он взял трехмесячный перерыв. 4-ого декабря партия наконец завершилась победой в 5 очков 29-летнего Китани.
Лауреат Нобелевской премии, Ясунари Кавабата, увековечил эту особенно драматичную встречу в своей книге “Мейдзин”, которая стала популярной и в переводе получила название “Мастер Го”. В этой книге имя Китани было изменено на Отакэ. Выбор имени никак не связан с топовым профессиональным игроком в Го Отакэ Хидэо, который к тому времени еще даже не родился.
Сразу после прочтения книги Китани дал следующий комментарий: “Не могу сказать, что я всецело счастлив. Невыносима даже мысль о том, что все действия и слова Отакэ в этой книге могут рассматриваться как что-то, что я сам на самом деле делал или говорил. Книга “Мэйдзин” является не документальным произведением о двух соперниках, а романом, в котором Кавабата использовал мою личность как прототип для Отакэ. Отакэ и я определенно не один и тот же человек”.
Под давлением Китани игра велась с запечатыванием ходов после каждой игровой сессии. Для Сюсаи это был новый опыт, который он, однако, не хотел обсуждать.
На фото: Китани (слева) против Хонинбо Сюсаи, 1938 год
Третья и самая важная причина для славы Китани – количество учеников, которых он взрастил в своем собственном додзё. К концу 50-х Китани был в числе пяти лучших игроков Японии, но уже в 60-х годах его ученики взяли первенство. Среди наиболее известных последователей Китани стоит упомянуть Тё Тикуна, Кобаяси Коити, Като Масао, Такемию Масаки, Отакэ Хидео и Исиду Ёсио. Все без исключения профи из этого списка достойны не одного титула, и до сих пор, спустя 25 лет после кончины мастера, остаются в топе игроков Японии.
Тё Тикун – не единственный кореец, принадлежащий к школе Китани. В общей сложности шести ученикам из Кореи удалось найти путь к его додзё. Среди них Чо Намчхоль, “отец корейского Го” и дядя Тё Тёкуна. (Другой топ-профи, Чо Хунхен, наставник Ли Чангхо, долгое время удерживающего первую позицию в мировом рейтинге игроков в Го, не был студентом Китани, но был последователем учителя Го Сэйгена – Сэгоэ Кэнсаку ).
На фото: 5-летний Тё Тикун прибывает на стажировку в Японию
В Нагое живут два профи из школы Китани. После короткого телефонного звонка я имел возможность услышать от Цутиды Масамицу, 9 дана, как он пришел в додзё Китани, и узнать, как же этой школе удалось воспитать так много топовых игроков. Цутида, широко известный подозрительным выражением лица, заметно посветлел, как только за чашечкой чая начал рассказывать о своем наставнике. “На мой 12-ый день рождения я был принят в додзё Китани. Насколько я помню, там было три комнаты площадью примерно 15 квадратных метров, которыми пользовались 10-20 человек. Большинство начинающих профессионалов были в возрасте от 5-ти до 15-ти лет. 5-летним мальчуганом был Тё Тикун. Мы спали на матрасе, который по утрам сворачивался и убирался в шкаф, чтобы освободить место для гобанов”.
На фото: Китани Рейко (дочь Китани), Китани Минору и Тё Тикун с дипломом о получении 1 дана про.
Распорядок дня был следующим:
6:00 – подъём;
6:00-7:00 – разбор партий профессионалов;
7:00 – гимнастика под радио;
7:30 – завтрак;
8:00 – школа;
15:00-17:00 – возвращение с занятий, легкий перекус, спорт;
17:00-18:00 – ужин, уборка и мытье посуды;
18:00-21:00 – игра и обсуждение партий;
22:00 – отбой.
На фото: Китани и его ученики
“Вы, конечно, каждый день играли с мастером Китани?”
“Разумеется, нет. Для нас он был кем-то вроде Бога, и о чести сыграть с ним партию мы могли только мечтать. Только лучшие ученики могли встретиться с ним на гобане. То есть, одна партия при вступлении в додзё и другая – при повышении до профессионала. Насколько я знаю, только Отакэ Хидэо удалось сыграть обе партии. Нет ничего необычного в том, что ученик и вовсе ни разу не играет с мастером, по крайней мере по моему опыту”.
Хотя Цутида произнес эти слова чрезвычайно сухим тоном, выражение лица с головой выдавало, насколько расстроен он тем, что никогда не играл с Китани. В то же время, он, похоже, смирился с тем, что это обычный порядок вещей.
“Было ли додзё коммерческой организацией?”
“Нет. Не помню того, чтобы Китани имел постоянный источник дохода, пока держал нас в своем доме. Я должен сказать, совсем наоборот. Это ведь было послевоенное время, невероятная бедность и даже голод господствовали по всей Японии. У Китани было семеро родных детей. В таком случае, хотя это чисто мое мнение, я думаю, легче иметь 27 детей вместо семи, потому что многие домашние дела могут быть распределены между ними”.
“Китани всегда хранил молчание, пока мы были заняты за гобанами, улыбался краем рта, внимательно наблюдая за каждой партией и бродя за нашими спинами. Китани был полностью одержим игрой в Го. Среди нас гуляла шутка, что во всей Японии найдутся всего три человека, которые никогда не берут с собой кошелек. Один из них – Император, который настолько выше обычных людей, что совершенно естественно не имеет дела с такой грубой и грязной материей, как деньги. Два других – Го Сэйген и Китани, которые столь не от мира сего и не думают ни о чем, кроме Го, что даже не подозревают о том, что деньги являются чем-то необходимым”.
“Когда Китани нужно было выйти куда-нибудь, его жена, Китани Михару, всегда отправляла с ним одного (или нескольких) из нас – нести его кошелек и следить за тем, чтобы ничего не случилось. Например, иногда Китани даже не замечал, что пояс, повязанный вокруг талии, спадал при походке. Тогда ученики с завидной расторопностью должны были убедиться, что наставник не шатается полуголым по улице до тех пор, пока кто-нибудь не заметит его!”
На фото: Го Сейген (слева) и Китани Минору за анализом shin-fuseki
“Не заходил ли Го Сэйген сыграть быструю партию?”
“Определенно нет. Хотя Китани и Го играли на равных, такого никогда не случалось. Единственный способ сыграть с Го Сэйгеном и для нас, и для мастера Китани – хорошо проявить себя на профессиональных турнирах и получить его в качестве оппонента. Среди учеников царило невероятное соперничество. Китани Михару, настоящая глава школы, на которой лежал весь груз помимо партий, была неумолима по отношению к ученикам, плохо исполняющим свои обязанности. Им приходилось вернуться домой, не надеясь, что их пустят обратно”.
“Получается, важнее всего были хорошие результаты?”
“Не все так однозначно. Хорошо играть и выигрывать, разумеется, важно, но вы должны понимать, что в то время существовало фактически только два вида школ. С одной стороны, игроки, наставником которых был Сэгоэ Кенсаку. Мастер Сэгоэ считал, что игра в Го вскоре распространится по всей Азии бушующим пожаром, и самое главное для начинающих игроков – как можно скорее стать сильными, чтобы составить достойную конкуренцию. Для него талант был превыше всего. Хасимото Утаро, Го Сэйген и корейский топ-профи Чо Хунхён всецело принадлежали к этой школе. Ярким представителем второго типа школы был Судзуки Тамедзиро. Для Судзуки важнее всего была способность отказаться от всего, буквально от всего, в пользу Го. Китани был звёздным учеником Судзуки и играл в соответствии с теми же самыми идеями, ставя постоянную учебу и самосовершенствование превыше результатов”.
“Мастер Судзуки придерживался мнения, что идеальный игрок в Го должен полностью посвятить себя каждому аспекту повседневной жизни, которой хотя бы отдаленно относится к Го, ментально или физически. Судзуки требовал от учеников не столько быстрого роста силы, сколько полной отдачи, как если бы они были монахами в Го-монастыре. С подобным отношением Судзуки верен традиционной японской философии. Его, пожалуй, лучше всего сравнить со средневековыми мастерами владения мечом в Европе, которые так же ждали от своих учеников всецелой преданности профессии.
На фото: Судзуки Тамедзиро, 8-дан
Сэгоэ ставил достижение хороших результатов превыше традиции – образ мышления, характеризуемый тем, как изменилось японское общество в течение 20-ого века”.
“Так какова же точная причина того, что ученики Китани стали такими сильными?”
“Разумеется, помогло то, что Китани обучил в общей сложности 70 учеников. Знаете, многие из них никогда не выигрывали ни одного титула. Но, помимо этого, я думаю, что система ути-деси [система, к которой ученик привыкает в школе] настолько интенсивна, что умственная сила и жесткость, позволяющая держать корпус прямо и выстоять при любых испытаниях, отточены до предела. Все, кто выигрывал японские титулы, начинали с ути-деси, насколько мне известно”.
“Другая возможная причина успеха школы Китани – личность ее основателя. Он ненавидел говорить кому-либо, что он должен делать, полагая, что лучший способ понять что-то – открыть это самостоятельно. Он считал, что важнее всего позволить ученикам перенести свою личность на гобан нетронутой, и, если возможно, поощрять их дальше. Это становится очевидным, когда вы посмотрите на игру Тё, Кобаяси и Такемии – они обладают совершенно разными стилями, и это несмотря на то, что все трое одновременно учились у Китани. Игроком, к которому Китани испытывал глубокое уважение, и который, безусловно, расценивал совершенствование превыше победы, был Кадзивара. Когда Китани первый раз госпитализировали, именно Кадзивара занял место Мастера”.
На фото: Кадзивара, 9-дан
“На сегодняшний день, я не думаю, что когда-либо будет создано додзё, которое сможет соответствовать школе Китани. По крайней мере, шансов мало. В Японии настоящего времени трудно найти такую женщину, какой была жена Китани. Китани Михару, вообще говоря, сама не играла в Го, но к каждому ученику в додзё относилась, как к собственной плоти и крови. Она целиком и полностью взяла на себя ответственность за всех без исключения учеников. Фактически, г-жа Китани внесла наибольший вклад в создание той самой идеальной атмосферы, в которой молодой талант имел возможность развиться в полную силу”.
Накаяма Нориюки (перевод с японского)
Подозрительные ничьи и быстрые сдачи
В 1935 году Токийская Ежедневная Газета (Tokyo Nichi-Nichi Shimbun), предшественница Ежедневной Газеты (Mainichi Shimbun), являлась спонсором турнира с выбыванием среди молодых профи и профессионалов среднего уровня. В то время еще не была введена система коми в 0,5 очка, так что партии зачастую оканчивались ничьей. По правилам турнира с выбыванием партии в ничью должны были быть переиграны; более того, за повторную партию игроки получали компенсацию. Это считалось естественным: игра являлась произведением искусства, которое омывается собственными потом и кровью.
Два недобросовестных игрока – И (? дан) и Т (? Дан) придумали способ, как извлечь выгоду из этой системы. Почему бы не подзаработать денег, играя друг против друга? Сговорившись, они сыграли две партии в ничью. Такое совпадение не могло не вызвать определенных подозрений. Газета, финансировавшая турнир, оказалась обманутой, и разозленное руководство компании подало протест в Нихон Ки-ин.
Нихон Ки-ин сделала суровое предупреждение провинившимся игрокам, которые на коленях умоляли о прощении, обещая в следующий раз играть серьезно. В конце концов, третья партия состоялась. Оба игрока долго взвешивали каждый свой ход и прикладывали неимоверные усилия для победы, но по иронии судьбы результатом яростной и бескомпромиссной борьбы стала… снова ничья!
Доведенное до белого каления руководство газеты в самой жесткой форме направило свой протест организации Нихон Ки-ин, требуя разрешения ситуации. Но так как третья ничья не была подставной, Нихон Ки-ин не за что было наказывать игроков. Проведя совещание, руководство ассоциации ответило, что отныне во всех турнирах с выбыванием, финансируемых газетой, будет действовать правило коми в 0,5 очка. Это было первым толчком к официальному введению системы коми, предложенной Мурасимой Ёсинори.
Так что за игроки скрываются за инициалами Т и И? В то время число профессионалов не было столь большим, так что выяснить это не составит труда. Имена только лишь двух игроков начинаются с Т – Такагава Сюкаку и Такахаси Сигеюки. Под И, вероятнее всего, имеется в виду Иноуэ Ичиро. Я не верю, что великий Такагава мог быть виновен в присваивании игровых денег, так что это, должно быть, Такахаси, чья репутация, как и у Иноуэ, была далека от идеальной. Возможно, оба игрока теперь вертятся в своих могилах из-за разоблачения их проступка, но я думаю, что эта история уже не попадает под гриф “совершенно секретно”.
Ранние сдачи
Обычно профессионалы борются изо всех сил целый день, используя бёёми и заканчивая игру около полуночи. Но история знает несколько несчастных случаев, когда проигравшие игроки неприлично рано признавали поражение.
Турнир Оотэаи, 27 апреля 1927 года: Сугиура Айносукэ vs Камбара Сигедзи. Должно быть, что-то пошло непоправимо: Сугиура (чёрные) сдался после 23 хода. С начала партии прошло едва ли 30 минут. К сожалению, запись партии не сохранилась.
Из более свежих случаев, вызов Су, 5 дан, против Сакаты, 9 дан, в отборочном раунде 7-ого турнира Госэй. Спустя 73 минуты игры случилась смиренная сдача. Когда после журналист спросил Сакату о его впечатлениях, тот ответил: “Да, какой-то молодой игрок. Не знаю его, но он проявил себя действительно мужественно, приняв поражение”. Су прокомментировал: “В следующий раз я должен буду играть получше, так Саката Сенсей запомнит мое имя. Проигрышный ход? Решение играть с Сакатой было проигрышным ходом”. Много лет спустя Мукаи Кадзуо сделал бессмертную ремарку: ” Ч-1 было необдуманным решением”, но в случае Су, видимо, проблема возникла еще до первого хода. Ошибка заключалась в игре против Сакаты. Его высказывание повысило репутацию Су за скромность.
На фото: Саката, 9-дан
В истории двухдневных матчей есть знаменитый случай, когда Като принял вызов от Рина в партии за 34-ый титул Хонинбо в 1979 году, сделал ошибку в анализе позиции на жизнь и смерть и сдался в первый же день. Это был единственный раз, когда партия не продолжилась до второго дня. Но, стоит отметить, что это был единственный проигрыш во всей серии.
Примечание А.Д.:
В одном из корейских турниров в партии между Ким Хичунгом, 9-дан и Со Нунвоком, 9-дан произошел смешной эпизод. Через 30 минут поле начала игры, судья пришел проверять пары, и обнаружив пустующий столик, записал игрокам обоюдное поражение по неявке. На других досках этого раунда еще игралось фусеки. Судья и представить себе не мог, что Ким с Со уже завершили игру, успев подсчитать очки.
Одноглазая группа, которая была жива сотни лет (перевод с английского)
Следующая история впервые увидела свет в старой японской книге “Kokon Chobun-shu” (Сборник замечательных историй прошлого и настоящего), но широкую известность среди игроков в Го приобрела позже, в 1849 году, благодаря Хаяси Генби, который включил ее в свою увлекательную книгу “Rankado Kiwa” (Истории о Го Хаяси Генби).
Для того, чтобы лучше понять историю, сначала внимательно изучите позицию, приведенную ниже, которая показывает секи с двойным ко и отдельную группу с одним глазом и ко в пол-очка.
В 29-ый день 12-ой луны 5-ого года Кэнтё (по юлианскому календарю – 1254 г.) монах по имени Гёбубо пришел в гости к другому монаху Хосинбо. Они решили сыграть в Го, и в течение партии Хосинбо сформировал одноглазую группу с незавершенным ко в пол-очка. К этому моменту двойное ко уже присутствовало в другой части доски и само по себе, по всей видимости, не являлось чем-то, что беспокоит игроков. Но Хосинбо заявлял, что теперь его маленькая группа с одним глазом не может быть захвачена. Гёбубо не соглашался и упирал на то, что группа имеет всего один глаз, а ко недостаточно для формирования второго. Спасти группу каким-либо другим путем (например, выиграв семиай с окружающими камнями) было невозможно.
Хосинбо не спорил с тем, что в обычных условиях такая группа действительно была бы мертвой, но, указав на двойное ко в другой части доски, сказал, что может использовать его для бесконечного числа ко-угроз так, что оппонент никогда не сможет закрыть ко у маленькой группы с одним глазом (и, следовательно, никогда не сможет убить ее, заполнив все степени свободы). Гёбубо, в свою очередь, не видел причин для того, чтобы одна явно независимая группа определяла жизнь и смерть другой. Они так и не смогли прийти к соглашению и решили обратиться к третьему лицу для разрешения спора.
Мы не знаем точно позиции, которая стала предметом спора. Если бы нам пришлось полагаться исключительно на исходный текст, было бы трудно даже воспроизвести ее аналог. Возможно, детали этой истории передавались устно, и старшие поколения игроков знали, что имелось в виду. Сейчас условимся считать, что позиция была похожа на приведенную выше.
Сперва два монаха обратились к игроку, известному как Хоген Сюнкай из Бичу (сейчас – префектура Окаяма), который обладал репутацией эксперта. Cюнкай принял точку зрения Хосинбо и свое заключение передал как “ryo: ko: ni kasho”. Так как kasho: было написано каной, нам остается только угадывать значение, но кажется приемлемым считать, что имелось в виду [двойное ко и] “условная жизнь”.
Следующим консультантом выступил монах по имени Нёбуцу. О нем отзывались как о человеке, чья сила гораздо выше, чем у простого игрока в Го. Его судейское решение было таким же, как и у Сюнкая: несмотря на то, что у группы только один глаз, благодаря наличию двойного ко она не может быть мертвой.
Однако вопрос возник снова в 1821 году, когда конфуцианский ученый Ота Хатиро (так же известный как Ото Бунгаку) из Фукуямы вновь поднял его на свет. Он установил позицию и передал ее главам авторитетных семейств в мире Го, чтобы выслушать их мнения. Под председательством Хонинбо Гендзё была проведена встреча, участниками которой были его друзья и соперники – Ясуи Читоку, Инуи Инза, Хаяси Генби и Хаттори Инсюку.
К тому времени проблеме было уже около 500 лет, но это не помешало им опровергнуть традиционное решение Нёбуцу. Они придерживались мнения, что локальные позиции имеют решающее значение. Группы должны жить самостоятельно.
Ота Бунгаку, по всей видимости, был недоволен их заключением (или аргументацией, на которой оно основывалось), так что проблема осталась открытой. В конце концов, она всплыла во времена Мэйдзи, когда, согласно величайшему компендиуму по истории Го, Zain Danso, была поставлена перед “ведущими авторитетами” своего времени. Мы не знаем, о ком конкретно идет речь – о Хонинбо Сюэй или Хонинбо Сюхо, но определенно об одном из них. Во любом случае, правило было изменено обратно на первоначальное решение Нёбуцу и оставалось в силе как традиционное до тех пор, пока Нихон Киин впервые не формализовала свои правила в октябре 1949 года и не вернулась вновь к постановлению Гендзё. С тех пор такие группы считаются мертвыми.
Александр Динерштейн
Белые выиграли, но черные не проиграли
Еще одна история, связанная с правилами Го, произошла в 1928 году в матче между командами востока и запада Японии. Черные (Такахаси, 3-дан про) сильно отстают по очкам и хотят убить группу справа. Только сделать это непросто. Надо пробить ко, а затем заполнить внутреннюю степень, продолжая ко борьбу. Это то, что мы называем 1000-летнее ко.
Игравший белыми Сегоэ Кенсаку, 7-дан, заранее уничтожил все возможные ко-угрозы черных. Даже в е17 сыграл – так, чтобы группа в этом районе не ожила.
На фото: Сегоэ Кенсаку
После того, как заполнили все нейтральные, Сегоэ, удивляясь тому, почему соперник не сдается, рассмеялся: “aate, yowatta na” (“ну и что здесь у нас произошло?” Судья турнира Иваса Кей (1878-1938), 7-дан про предложил Такахаси пробить ко и соединить его, создавая секи. Но капитан команды восточной части Японии Кубомацу, 9-дан заявил, что партия не может считаться завершенной, пока не решена судьба последней ко борьбы.
На фото: Кубомацу, 9-дан (в центре) и его ученики
По современным правилам черные должны пробить ко, а затем соединить его, создавая секи. А в 1928 году эта позиция долго анализировалась судьями, и вердикт был таким:
“Белые выиграли, но черные не проиграли”.
Это решение было вынесено Хонинбо Сюсаи и считалось правильным до 1949 года, пока не были сформулированы и изданы правила Го Нихон Киин.
На фото: Хонинбо Сюсаи
Евгения Соколова
В чем секрет популярности Го?
Каждый, кто увлекается настольными играми, наверняка хоть раз задумывался о том, почему некоторые из них захватывают с первого хода, а к другим теряется интерес спустя несколько попыток. Можно ли измерить привлекательность игры? Приведенные ниже критерии не являются исчерпывающими, но в общих чертах позволяют судить о качестве игры, будь то Го, шахматы, сёги или крестики-нолики.
1) Ясность. Под ясностью понимается та легкость, с которой игрок находит подходящий ход в данной конкретной ситуации. Если ясности не хватает, человек не сможет выработать инстинкт, необходимый для хорошей игры. Слишком сложный набор правил заставляет игрока занимать свои мысли больше расчетом «легальности» хода, нежели долгосрочным планированием своих действий.
2) Глубина. Глубокая игра требует построения хорошей стратегии для победы. Кроме того, она должна быть интересна игрокам с самым разным уровнем подготовки и открывать перед человеком потенциал для личного роста и совершенствования. Роберт Эбботт (американский изобретатель игр) подчеркивает неразрывную связь между двумя понятиями, описывая ясность как легкость, с которой игрок просчитывает дерево вариантов, а глубину – тем, насколько далеко он смотрит в возможные комбинации.
3) Длина. Продолжительность партии – это удивительно полезный и надежный показатель для оценки не столько качества игры, сколько того, как она работает на фундаментальном уровне. Теряют в привлекательности игры, оканчивающиеся спустя несколько ходов или, наоборот, длящиеся изматывающе долго, а также те, которые вовсе не приходят к завершению.
4) Справедливость. Игра должна быть сбалансированной и честной. Например, игрок не должен получать весомого преимущества по праву первого хода или из-за цвета, который он выбрал.
5) Неопределенность. Исход игры должен оставаться неясным как можно дольше. Игрок, находящийся изначально в более слабой позиции, имеет возможность в конечном итоге забрать победу себе. Обычно неопределенность результата является прямым следствием стратегической глубины игры, однако Дэвид Парлетт (ученый, историк и переводчик, специализирующийся на карточных и настольных играх) делает интересное замечание о том, что неопределенность в некоторых случаях вытекает из-за недостаточной ясности. Если игра слишком запутана, то выбор игроков приобретает элемент случайности, поскольку они не в состоянии в достаточной мере оценить последствия каждого хода. Такое также случается, если соперники находятся на качественно разных уровнях – когда профессионал полностью осознает смысл каждого своего действия, а новичок едва отдает себе отчет о значении собственных решений.
6) Напряженность. Течение игры является достаточно напряженным, если на доске часто возникают критические ситуации, значительно влияющие на исход партии. Накал страстей основан на прямом взаимодействии игроков – вряд ли напряжение возникнет в тех играх, где силы соперников не сцепляются в схватке.
Итак, Го – игра, правила которой удивительны в своем минимализме. Новичку достаточно объяснить базовые концепты о территории и влиянии, о значении терминов «глаза», «дамэ», «атари», «ситё», дать боевой совет о том, что «на ханэ отвечают цукэ», донести о важности «сэнтэ» и «готэ» и напоследок вдохновить красивой легендой о том, что «Первый удар – в сердце соперника». О стратегической глубине Го не нужно говорить лишних слов – количество возможных вариантов развития событий кружит голову, и еще в фусэки игрок должен решить для себя, что именно он хочет от данной партии. Что касается продолжительности, Го предоставляет широкий выбор от блиц-игр до партий по переписке, которые могут длиться несколько месяцев. Другими словами, каждый может найти комфортный для себя темп. С введением коми правила Го стали максимально честными – преимущество, которые получают черные, делая первый ход, компенсируются добавлением белым очков при конечном подсчете территории. Исход партий в Го остается неопределенным до самого конца – истории известны немало случаев, когда, проигрывая в фусэки или даже в тюбане, игроки вырывали победу уже в глубоком йосэ. Кроме того, нет более напряженной и захватывающей игры, чем Го, когда каждый ход может круто повернуть течение партии.
Тем не менее, даже удовлетворяя всем вышеперечисленным критериям, игра может не завоевать сердца миллионов людей по всему миру. В чем же секрет Го? Существует концепция, выходящая за рамки понятия сухого качества игры, касающаяся вопросов эстетической красоты. О поразительной связи между некоторыми аспектами эстетической теории Востока и триумфальном шествии Го мы поговорим в следующий раз.
Александр Динерштейн
Красота требует жертв
Для многих мастеров Го из Японии не стоит задача выиграть партию любыми способами. Они хотят создать произведение искусства. Партию, которую можно публиковать в книгах. Ходы, которые можно вешать в рамках на стену вместо картин.
Корейцы и китайцы этого не признают. Они играют ходы, которые работают. Ходы, которые приближают их к победе. И пусть это будет плохая форма!
Приведу пример такого хода, сыгранного молодым корейским профи.
Если его не сделать, то разрезание в точке А невозможно из-за лестницы.
А вот комбинация от Ли Чангхо:
Иногда встречаются партии, где красивое решение оказывается хуже вульгарного.
В одной из своих книг Кагеяма Тосиро, 7-дан приводит красивейшую комбинацию, рассчитанную им на много ходов вперед, в партии против Кудо Норио.
Кудо Норио (черные) vs Кагеяма Тосиро
Рин Кайхо, 9-дан, которому Кагеяма показал свой шедевр, только улыбнулся в ответ. Заметив, что если начать с прилипания, то можно выжить внутри, не неся при этом потерь снаружи. Но одно дело потери, а другое – красота комбинации, рассчитанной на 35 ходов вперед!
На фото: Кагеяма, 7-дан
Любопытно отметить, что много лет спустя сам Кудо Норио повторил этот супер-тесудзи с лестницей в партии против корейца Мок Чинсока. Кудо тоже любит играть красиво! И ему тоже нужен материал для публикации в книгах! А такую партию не стыдно и на обложке разместить!
На картинке: Кудо Норио(белые) vs Мок Чинсок. Белые вели лестницу, которая не работает, для того, чтобы убить группу черных в правом верхнем углу.
Партия целиком: http://gokifu.com/share/2qzn
Александр Динерштейн
Человек, который улучшил вариант AlphaGo
Идеи, применяемые AlphaGo, сразу же стали популярными. Уже не вызывает удивления раннее вторжение в сан-сан, никен шимари или накрывание камня по 4-й линии. И вариант, приведенный ниже, стал весьма востребованным
А в 1970 году Кудо Норио, 9-дан умудрился забрать угол и при этом сохранить выход в центр. Как ему это удалось?
Так развивалась партия Кудо Норио против Хане Ясумасы, 9-дан (черные):
На мой взгляд, результат смотрится замечательно за белых. Возможно, черным правильнее было сохранить угол:
Дальше белые строили бы сабаки на стороне, выбирая между ходами A, B и C.
На фото: Кудо Норио, 9-дан
А еще можно подумать над другим порядком ходов. Такие партии тоже встречались:
Дальше, если черные удлинятся в А, то белые отрежут камень в углу. За черных правильнее построить бамбу, что приведет к сложной борьбе с равными шансами:
Не обязательно повторять джосеки за AlphaGo. Го – богатая игра! В ней всегда можно проявить фантазию и сойти с проторенной дорожки!
Александр Динерштейн
Как правильно выбрать гобан
Лучшие гобаны в Японии делают из хвойного дерева кая (она же Torreya nucifera – Торрея орехоносная). Мастера используют только дерево возрастом в несколько сотен (иногда до 1000) лет, причём ждут, пока оно само не умрёт (в Японии это связано с запретом на срубку живых деревьев каи). Произрастает кая в Японии и на острове Чеджудо в Южной Корее. Существует также китайская кая, но ее ценность ниже. Из одного ствола делают ,как правило, один-два гобана высшего класса или три-четыре гобана классом пониже.
В процессе сушки лишь 10% заготовок остаются без трещин. Остальные 90% для производства цельных гобанов уже не подходят. Такое дерево не выкидывают. Его разрезают на части и делают из него более дешевые гобаны, склеенные из кусочков (обычно 3-5). Тут основная сложность в том, чтобы состыковать эти бруски по рисунку на лицевой стороне будущего гобана.
На фото: гобан из каи, сделанный из 7 частей
Чаши из каи тоже производят, но они не являются чем-то элитным. Это связано с тем, что при производстве гобанов из каи остаётся много отходов, – они и идут на изготовление чаш.
Древесина каи имеет упругую плотную фактуру, она приятного жёлтого цвета, издаёт красивый чёткий звук при постановке камня и образует маленькую лунку от удара камнем, которая потом магическим образом сама выправляется.
Качество и цена гобанов из каи зависит от многих факторов, самым главным из которых является срез дерева. Есть много способов распила ствола дерева, каждый из которых создает свой характерный узор поверхности, торцов и боковин гобана. У лучших гобанов прямой узор на игровой поверхности и с торцов. Он достигается методом разделки дерева под названием Masame
Гобаны Ki-ura тоже весьма дороги. Такой распил не обеспечивает прямую фактуру на игровой поверхности, но с боков гобаны выглядят весьма привлекательно.
Самые дешевые гобаны из древесины кая – гобаны Ki-omote. На картинке видно, что их игровая поверхность имеет нерегулярную структуру. С эстетической точки зрения это неприятно, в результате их цена намного ниже.
В качестве замены каи в последние годы используется ель (в Японии её называют “Синкая” – “Новая кая”) и агатис. Гобаны получаются красивые, но звук постановки камня на доску сильно отличается от гобанов из каи.
В Китае научились клеить гобаны из бамбукового шпона. Как правило, такая конструкция плохо переносит влагу, а со временем коробится и трескается, как и весь китайский ширпотреб.
Толщина доски зависит от вкуса владельца. Традиционный гобан имеет толщину от 15 до 19 сантиметров. Стандартная высота ножек 12.1 см, а общая высота гобана получается не менее 27 см.
Существуют гобаны со съемными ножками. Это делается для того, чтобы играть на них можно было и на полу и на столе.
Разлиновывали гобан традиционно при помощи самурайской катаны. Мастер делал серию точных надрезов, в которые втирал густую чёрную краску, после чего поверхность гобана полировалась и натиралась маслом. Но этот способ давно канул в лету, и теперь даже в японских компаниях, имеющих многовековые традиции, пользуются специальными станками для нанесения линий.
Ножки для гобана уже тоже не вырезают вручную.
Если гобан перевернуть, то на нижней стороне виден вырез – это не украшение, а сугубо функциональная деталь, чтобы гобан не вело и не коробило от сырости. В условиях влажного тёплого климата это большая проблема. В старину гобаны часто были полыми, и снизу проделывалось отверстие для улучшения акустики. При постановке камня гобан становился резонатором (как гитара, например). Сейчас хорошие гобаны пустот внутри не имеют, но традиция вырезать углубление осталась. Даже у гобанов из цельного куска дерева это делает звук от постановки камня более интересным. Если вы видите гобан без выреза снизу, мы рекомендуем вам отказаться от его покупки.
Если вы выбираете между новым гобаном и гобаном, купленном на японских онлайн аукционах или барахолках, то знайте, что новое – не всегда лучшее. В наши дни высушивают гобаны всё хуже, они могут терять форму и перекашиваться. А с гобаном, которому уже исполнилось десятки лет, ничего не случится – при правильном хранении он будет служить и вам, и вашим внукам. Стоит также заметить, что гобаны из каи со временем слегка меняют окраску, приобретая золотистые оттенки. Такой гобан с годами становится только красивее.
Обязательно подумайте о покупке крышки на гобан. А в идеале и крышки, и тканевой накидки. Они защитят гобан от пыли и царапин. Кто-то даже покупает специальные носочки для ножек, но это скорее экзотика.