Автор статьи: Руслан Холодов

Нейросети достигли сверхчеловеческой силы игры и прочно вошли в мир Го. Так же, как ранее в мире шахмат это сделали шахматные движки.

Боты видят Го по-другому. Особенно сильно это сказывается на дебютной стадии игры, поскольку Го является единственной традиционной стратегической игрой с вариативной начальной расстановкой. В отличие от игр шахматного типа с их фиксированным начальным положением всех игровых сил, партия в Го начинается с пустой доски. Это расширяет поле для чистого творчества ИИ сразу на несколько порядков, открывая ему доступ к святая святых – формированию исходных позиций игры, принятых шахматными играми за непреложную аксиому. 

Как результат, игровой рисунок сильно изменил своё лицо. Лучшие из людей, наблюдая за революционными переменами в игре, стали брать на вооружение компьютерный анализ подобно шахматным гроссмейстерам. Оценивая позиции на доске глубже и точнее человека, алгоритмы технологии Zero Human Knowledge ввели в оборот новые стратегии и игровые схемы, найдя многолетние наработки человеческой теории Го менее эффективными, чем о них думали ранее. 

На глазах у мирового Го-сообщества таким образом были “умерщвлены” все виды Китайского фусэки, Кобаяси фусэки и Санрэнсэй фусэки. Практически исчезли игра на мойо и манэ-го. Доигрывание позиции «по теории» уступило засилью тенуки ради скорости развития и перехвата сэнтэ. Что, среди прочего, привело к отказу программ от сложных многоходовых дзёсэки. Всё это – и многое другое – в мире Го на слуху.

Практический результат революции ботов не замедлил сказаться на росте общего уровня игры профессионалов и топовых любителей. Согласно аналитическому инструменту от компании Facebook, качество ходов в исследованной игровой базе за 1700 – 2018 гг. (87к) пережило взрывной рост в «революционном» 2017 году.

 

Отражение данной тенденции на общей диаграмме по первым 60 ходам (та самая перевёрнутая «с ног на голову» стадия фусэки):

Снимок

Отражение результатов для периода первой революции в Го, эпохи «Новых фусэки» от Го Сэйгэна и Китани Минору:

Снимок

Заметны две тенденции: 1) общего поступательного роста качества ходов; 2) ускорения роста качества ходов в начале 1990-х гг., в которые произошел переворот на Олимпе человеческого Го: новое поколение корейских мастеров решительно оттеснило на второй план японцев, до того момента считавшихся непререкаемой мировой элитой. Локальный пик «японской» эпохи составляет 40,2% (1988 г.), после чего в 1991 г. он был превышен, составив 40,46%, и постепенно ушел в отрыв вплоть до «большого взрыва» от ИИ в 2017 г. 

 

Отражение результатов для 21 века:

Снимок

Динамика сильных ходов по годам: 2015 – 44,21% (локальный пик), 2016 – 44%, 2017 – 45,66% и 2018 – 48,09%. 

Вывод очевиден: работа с сильными нейросетями повышает качество ходов топовых игроков. Особенно сильно, подчеркнём, качественный рост человеческих ходов отразился на начальной стадии игры, пережившей на данный момент наиболее революционные перемены. Первый плохой ход в фусэки теперь в среднем встречается позже, чем было до ботов:

Снимок

Однако прогресс отчетливо прослеживается и при переходе к тюбану:

Снимок

Динамика сильных ходов по годам: 2015 – 46,06% (локальный пик), 2016 – 45,73%, 2017 – 46,41% и 2018 – 46,99%.

 

Аналогичная картина наблюдается при исследовании масштабов ошибок за доской. Среднее падение процента вероятности победы после слабого хода заметно снизилось:

 

Результаты для первых 60 ходов: 

Снимок

По годам: 2018 – 2,74%, 2017 – 3%, 2016 – 3,13%, 2015 – 3,17%, 2014 – 3,27%, 2013 – 3,29%, 2012 – 3,25% etc.

 

Результаты для вторых 60 ходов: 

Снимок

По годам: 2018 – 3%, 2017 – 2,97%, 2016 – 3,25%, 2015 – 3,16%, 2014 – 3,2%, 2013 – 3,22%, 2012 – 3,18% etc.

Из всей этой статистики напрашивается ряд принципиальных заключений:

 

1) До революции ботов в Го наблюдался устойчивый, поступательный эволюционный прогресс в качестве ходов мастеров;

2) С появлением и распространением алгоритмов машинного обучения со сверхчеловеческой силой игры прогресс приобрёл скачкообразный вид;

3) Следов регресса в качественной составляющей ходов в период 2017 – 2018 гг. не обнаружено;

4) Следовательно, массовое внедрение игрового анализа с помощью сильных и доступных алгоритмов коррелирует со значимым усилением игры людей;

5) Единственный ущерб, понесённый человеческим Го-сообществом в эпоху ботов – это ущерб привязанностям к «классике», который справедливо считать частным случаем инерции мышления перед лицом новых веяний.

 

 

 

www.pdf24.org    Send article as PDF