По материалам Центра культуры, спорта и развития интеллекта города Ханьчжоу

Перевод: Анастасия Матвеева

Редактор: Павел Авраамов

Развитие Го на фоне искусственного интеллекта

Развитие технологий искусственного интеллекта неизбежно оказывает значительное влияние на игру Го. В общем и целом, если говорить о взаимоотношениях искусственного интеллекта и Го, этот симбиоз и предоставляет возможности, и несёт определённые вызовы, хотя возможности перевешивают эти вызовы. Что касается конкуренции человека и машины, искусственный интеллект, действительно, победил людей, но это ничуть не мешает нашей любви к Го. Человек и искусственный интеллект не должны противостоять друг другу. С помощью ИИ мы можем ещё более глубоко почувствовать уникальное очарование Го. Ведь Го – это не только профессиональный спорт, но и инструмент культурного общения и развития мышления.

Значение и ценность Го в эпоху искусственного интеллекта

Будучи «слабым» искусственным интеллектом (т.е. таким, который не мыслит самостоятельно и не является самостоятельной личностью), игровые программы только слепо выполняют расчёт в соответствии с алгоритмами, заложенными в них человеком, и ничего не понимают. Программы не знают, насколько увлекательными были партии, которые они сыграли, и насколько творческими или новаторскими они были. Это великолепие может быть истолковано только мастерами из плоти и крови, и, таким образом, обе стороны совместно исследуют сокровенные тайны Го. Помимо этого, хотя Го и запутанная игра, самой сложной проблемой в ней является полнота/неполнота информации. Преимущество человека в решении этой проблемы заключается в способности делать выводы по аналогии, исследуя несколько схожих игровых позиций и общую ситуацию на доске даже при отсутствии полной информации. По этой причине размышления игрока во время партии становятся важным и полезным объектом на пути исследования мозга человека в целом и природы человеческого интеллекта в частности.

Культурное общение

Игра Го берёт своё начало в Китае в качестве одного из «четырёх благородных искусств» наряду с игрой на лютне, каллиграфией и живописью. Со времен династий Вэй и Цзинь (220-420 гг. н. э.) оно постепенно стало основой воспитания образованного человека и развития его талантов, а также частью национальной культуры и инструментом налаживания социальных связей. Культурная составляющая игры Го, как отражение духовной жизни человека, недоступна искусственному интеллекту.

1dac-kaqzmiw3620860

Традиционная китайская культуры пронизана духом Го. Чэнь Цзудэ, мастер Го 9-го дана, бывший президент Китайской шахматной академии и вице-председатель китайской ассоциации Го, сказал: «Ничто не может полностью выразить китайские особенности, идеологию и культурные коннотации так, как Го». Профессор Чжоу Чжихуа, эксперт в области искусственного интеллекта, также сказал: «Значение Го для тренировки мышления и воспитания характера, как и сам соревновательный характер игры, не могут быть заменены машинами».

В контексте государства, сущность Го и судьба страны соединены невидимыми нитями. Сплетение поэзии, фразеологизмов, китайского образования, классических произведений литературы и Го помогает любителям игры одновременно и повысить свой культурный уровень, и глубже понять и полюбить нашу национальную культуру. Использование Го в качестве проводника играет значительную роль в укреплении культурного просвещения, чтобы передавать по наследству и изучать нашу национальную историю и культуру.

Развитие мозга

Повышение общего уровня знаний

В процессе развития культуры Го в Китае мы всегда твёрдо придерживались традиции «пути Го». Целостное соединение нравственных ценностей, работы над собой и воспитания вместе с занятиями Го может способствовать развитию детей. Некоторые китайские учёные (Zhang Deyun 2000; Wang Jianxin 2001; Xing Zhenyu 2002; Chen Gengchang 2003; Li Li, 2005; Xu Ping, 2008) занимались исследованиями роли Го в развитии личности и предположили, что занятия игрой могут способствовать выработке высоких моральных качеств, самосовершенствованию, а также ускоренному полноценному образованию.

Развитие волевых качеств

Метакогнитивные процессы подразумевают синтез когнитивного опыта и эмоционального опыта, т.е. рационального мышления и неосознанных эмоциональных переживаний. Каждый шаг в Го, сопровождаемый реакцией оппонента, естественно, вызывает ряд эмоций и чувств. Игра с разными противниками, радость побед и горечь поражений неизбежно обогатят метакогнитивный опыт игроков, что особенно важно для молодых людей и подростков. Ван Вэньчжун (Wang Wenzhong, 1997) и Бай Цийи (Bai Qiyi, 1999) в ходе исследований обнаружили, что занятия Го полезны для развития способности справляться с неудачами, концентрации внимания, силы воли и самоконтроля игроков. Хуанг Хелин и его коллеги (Huang Helin et al., 2006) использовали психологический тест Крепелина*. Исследователи сравнивали личностные качества учащихся обычных начальных школ и школ с изучением Го. Ученые обнаружили, что, по сравнению с обычными школьниками, ученики, занимавшиеся Го, лучше использовали свои сильные стороны и индивидуальные способности, имели более высокую концентрацию внимания, а также силу воли. Лучшие игроки в Го превосходят сверстников в плане личностного развития и способны лучше контролировать свои эмоции.

2f27-kaqzmiw0820048

Повышение концентрации внимания

Сюй Пин (Xu Ping, 2008, 2009) обнаружил, что занятия Го оказывают значительное воздействие на концентрацию внимания у школьников, в том числе на такие его составляющие, как интенсивность (глубина погружения и способность справляться с отвлекающими факторами), устойчивость (время, в течение которого удается поддерживать максимальную концентрацию) и скорость переключения. Фанг Менъя (Fang Mengya, 2017) в своем исследовании использовал так называемый «метод переключения»**. Исследователь тестировал учащихся начальных и средних классов по всей стране. Он обнаружил, что занятия Го играют значительную роль в обеспечении стабильности и интенсивности внимания детей, но не оказывают существенного влияния на широту спектра внимания и его переключения с одного объекта на другой.

Развитие интеллекта

Го – один из лучших способов развития интеллекта. Линь Даои (Lin Daoyi, 1993, 1994) предположил, что игра Го оказывает серьёзное влияние на тренировку мыслительных способностей игроков и на укрепление их веры в свои силы. Десять заповедей Го, автором которых стал Ван Цзисинь, знаменитый мастер Го времен династии Тан (618—907 гг.), выражают глубинную суть стратегических концепций игры:

1. Чересчур стремящийся к победе не победит.

2. Если вторгся в сферу влияния противника, будь снисходительнее.

3. Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя.

4. Отдав камень, борись дальше.

5. Отдай малое, забери большое.

6. Если грозит опасность, не задумываясь, отдавай.

7. Воздержись, не разбрасывайся.

8. Когда противник атакует, непременно отвечай.

9. Если противник укрепился, укрепись и сам.

10. Если безнадежно изолирован, избери мирный путь.

Игра Го неразрывно связана с философией, логикой, математикой, социологией, военным делом и другими дисциплинами. Каждая наука может найти свое отражение в Го, и каждую проблему можно описать при помощи теории этой игры. Поэтому стратегии, используемые в Го, часто имеют универсальное значение, а также могут быть перенесены в другую учебную деятельность и, тем самым, повысить уровень когнитивных способностей учащихся, что имеет большое значение для формирования и развития интеллекта детей.

Го выступает в качестве иллюстрации когнитивных процессов в целом. Благодаря непрерывному анализу и синтезу, расчету комбинаций, выработке стратегии в середине партии и захвату свободного пространства Го помогает тренировать мышление. В то же время, эта тренировка возможна благодаря гибкому изменению стратегии прямо по ходу партии, расчету вариантов для выживания или захвата групп, восприятию и распознаванию форм, захвату камней и т.д. Такая тренировка положительно влияет на мышление, память, воображение и расчётные способности учеников начальной школы, которые долгое время занимались Го.

Интеллектуальное развитие детей

Интеллект условно можно разделить на аналитические функции, творческие способности и практический интеллект (смекалка, умение применять знания для достижения практических результатов). Концепция «общего интеллекта» (также известного как «g-фактор»), т.е. способности человека справляться с совершенно разными типами задач на примерно одинаковом уровне, в основном связана именно с аналитическими способностями и способностью выстраивать причинно-следственные связи (Stemberg, 2000). Означает ли это, что так называемый творческий или практический интеллект не особенно важен в игре Го? Анализируя размышления игроков на разных этапах игры, можно предположить следующее:

  • в начале партии (фусэки) в основном используется практический интеллект (стандартные формы и их модификации);

  • в середине партии (тюбан) в основном используется творческий интеллект (игрокам необходимо импровизировать, проявлять гибкость, маневрировать согласно обстановке);

  • в финальной части партии (ёсэ) в основном используется аналитический интеллект (точный расчёт).

По мере того, как технологии исследования мозга развиваются, эти предположения постепенно получают подтверждение.

Исследования развития интеллекта

Исследователи изучили развитие детей с помощью Го и обнаружили, что, игра развивает не только анализ и логику, но и внимание, мыслительные способности и инновационный потенциал (Su Shangyun et al., 2002), (Lee et al., 2007) , (Kim et al., 2010). Хуанг Хелин совместно с другими учёными (Huang Helin et al., 2006) использовали тест Рейвена*** и тест GITC**** для проверки интеллекта учеников, изучающих Го, и сравнения их с ровесниками из обычных школ. Одновременно они сравнили оценки по китайскому языку и математике в четырех группах старшеклассников. Результаты показали, что занятия Го дают очень хороший эффект: игра способствовала не только развитию общего интеллектуального уровня учащихся начальной школы, но и повышению их академической успеваемости, особенно по математике. Кроме того, игра Го оказывает большое влияние на способность детей принимать и соразмерять риск, развивает воображение, фантазию и другие творческие способности, а также тренирует способность справляться с трудностями.

Проведенное Сюй Вэйтингом (Xu Weiting, 2017) на Тайване исследование многогранности интеллекта игроков в возрасте от 26 до 59 лет показало, что логический и математический интеллект, пространственное мышление и моторика, самоконтроль и эмоциональный интеллект у участников были значительно выше нормы (средних значений, характерных для большинства людей). Исследование Чен Бинга (Chen Bing, 2018), в котором он изучал разные грани интеллекта воспитанников детских садов и начальных школ в Ханчжоу, изучающих игру Го, дало аналогичные результаты: занятия игрой улучшают лингвистические и математические способности, пространственное мышление, моторику, самоконтроль и межличностный (эмоциональный) интеллект. Несмотря на незначительные отличия, выводы этих двух исследований схожи.

Физиология и особенности личного стиля игроков

Под стилем игры подразумевается упорядоченная и своеобразная форма игры, которую демонстрируют игроки в процессе партии. Ху Юй (Hu Yu et al., 2008, 2010, 2013) провёл опрос, изучил поведение, движение глаз и снимки фМРТ учеников 4-9 классов Шанхайской школы Го Инчанци (Yingchangqi) и учеников 4-6 классов школы Го в городе Нинбо провинции Чжэцзян, а также студентов и преподавателей колледжей, которые увлекаются Го. Исследование показало, что характерный для игрока личный стиль игры складывается из пяти факторов, а именно: внимательность и осмотрительность, изобретательность и гибкость, стремление к победе и упорная борьба, оценка позиции на доске, нерешительность и терпение. Чтобы понять, существуют ли объективные физиологические подтверждения разницы в стилях игроков, исследователь использовал специальное оборудование, фиксирующее движения глаз участников эксперимента. Наблюдения показали, что игроки с разными стилями по-разному изучают игровую позицию: одни фокусируются на небольших, локальных участках, скрупулезно просчитывая варианты, другие активно перемещают взгляд по доске, изучая взаимосвязи между отдельными группами в разных местах и их влияние на позицию в целом. Снимки фМРТ также показали, что у игроков с разными стилями активируются разные участки мозга.

(Прим. ред.: Здесь необходимо сделать пару важных пояснений. Само исследование было очень масштабным и проводилось в несколько этапов на протяжении ряда лет. Ученых интересовали не просто разные стили игры, а разница в мышлении людей в принципе. То есть задача была сформулирована более глобально: проверить гипотезу, что разные люди по-разному анализируют информацию и размышляют, и что это не просто субъективный психологический процесс, а существуют объективные подтверждения различий в мышлении людей. Игра Го в данном случае была выбрана в качестве хорошей и удобной модели, поскольку это высокоинтеллектуальная деятельность, в которой можно выделить те самые устойчивые паттерны поведения – индивидуальные стили игроков.

Сначала на основе лингвистического анализа были сформированы списки слов, которые могли бы отражать особенности разных стилей: «активный/пассивный», «осторожный/рискованный», «нацеленный на борьбу», «нацеленный на развитие» и т.п..

Затем на основе этих списков были созданы анкеты-опросники, с помощью которых изучали большое количество игроков-любителей, чтобы понять, кто какого стиля придерживается. В опросе приняли участие более 1 500 человек разного возраста, уровня образования и профессий, и по результатам анализа анкет ученые выделили пять основных факторов, влияющих на стиль игрока.

На следующем этапе были отобраны игроки с разными стилями, им предлагались для изучения одинаковые игровые позиции, и в процессе ученые фиксировали движения глаз испытуемых с помощью специального оборудования. Так удалось выяснить, что разница в стилях – это не сугубо субъективная вещь, а люди в принципе по-разному изучают позицию: для одного стиля характерна одна картина перемещения взгляда, для другого – другая, причем они устойчивы, т.е. одинаковы для игроков, придерживающихся схожего стиля.

Наконец, на четвертом этапе исследования ученые сравнивали игроков, набравших высокие и низкие баллы по одному из параметров, важных для личного стиля. Таким параметром в исследовании стала способность видеть ситуацию на всей доске и учитывать взаимодействие групп, т.е. «whole-board thinking» или, как назвали его сами исследователи, «global perspective».Таким образом, была группа тех, кто хорошо видел доску целиком, и вторая группа – тех, кто играл совершенно иначе, концентрируясь на локальных участках. Этих людей сравнивали попарно, исключив влияние других факторов: возраста, силы игры, образования (иначе можно было бы сказать, что разница в стиле игры и стиле мышления – это результат тренировок и игрового опыта). Сканирование мозга игроков с помощью фМРТ показало, что у испытуемых действительно по-разному работает мозг: у одного из пары больше активировались одни области, у другого – другие. Сила игроков в любой паре была одинаковой, т.е. разница в подходах одинаково проявлялась как на уровне новичков, так и на уровне мастеров. Даже начинающие игроки по-разному видели доску и уделяли внимание разным участкам доски. Таким образом, индивидуальный стиль – это не производное от силы игры, а отражение общего подхода человека к принятию решений, изучению разных жизненных ситуаций и познанию мира.)

EWUnnBqUMAEHXA5

Нейронные показатели развития интеллекта с помощью Го.

Го – высокоинтеллектуальная игра. Во время партии игроку требуется использовать разные зоны коры головного мозга. Сяошань Чжэннань (Xiaoshan Zhennan,1999) в исследовании предположил, что игра Го оказывает огромное влияние на развитие правого полушария, тем самым способствуя развитию интеллекта. Хироми Масунага и Джон Хорн (Hiromi Masunaga, John Horn, 2001) изучали когнитивные характеристики игроков разного возраста и уровня, и результаты показали, что у профессиональных игроков дедуктивные выводы и знания, хранящиеся в рабочей памяти, не связаны с «подвижным» интеллектом. (Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла интеллект можно условно разделить на «подвижный интеллект» — способность мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта, — и кристаллизовавшийся интеллект — накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки. Подвижный интеллект относится к исполнительным функциям мозга – прим. ред. ).

В своем исследовании Хэтянь Бо (Hetian Bo, 2003) обнаружил, что в процессе игры сильнее задействовано правое полушарие головного мозга, что способствует развитию пространственного и образного мышления. Хуанг Тимоти (Huang Timothy et al., 2004) в ходе исследования обнаружил, что решение задач и расчет комбинаций, которые возникают в ходе партии, способствуют повышению обучаемости и развитию интеллекта.

С развитием технологий визуализации головного мозга за последние два десятилетия учёные смогли сравнить различные показатели мастеров игры и новичков при помощи самых разных способов: исследования общей структуры мозга, изучения мозга в процессе работы, сравнения функционирования мозга в состоянии покоя и в процессе решения задач, электроэнцефалографических методов и изучения мозга с помощью ближнего инфракрасного диапазона, а также функциональной магнитно-резонансной томографии.

Исследование структуры мозга

Продолжительные тренировки оказывают сильное влияние на улучшение работы мозга и даже меняют его структуру. После длительных тренировок у игроков в Го увеличивается количество белого вещества в лобной доле (Lee et al., 2010). (Белое вещество состоит из аксонов – отростков нейронов – обеспечивающих связь нервных клеток друг с другом и обмен информацией между ними. – прим. ред.)

Если говорить о принятии интуитивных решений и сравнить профессиональных игроков в Го с новичками, у профи наблюдается уменьшение миндалевидного тела (одна из глубинных структур мозга, отвечающая за чувство страха и формирование воспоминаний о травмирующих событиях – прим. ред.). В то же время, наблюдается увеличение зоны прилежащего ядра (часть системы вознаграждения, отвечает за наше стремление к достижению поставленной цели – прим. ред.). Наряду с этим, функциональные связи между миндалевидным телом и орбитальной частью нижней лобной извилины увеличились, а функциональные связи между прилежащим ядром и префронтальной корой уменьшились. Это исследование также показывает, что интуитивные суждения, обработка визуальной информации и пространственное мышление профессионалов будут отличаться от суждений обычных людей (Boreom Lee, 2010) (Jung.W.H, 2013) (Sohn. W.S, 2017).

Sohu Education сообщила об исследовании, проведенном исследовательской группой Цюань Цзюнь Шоу (Quan Jun Shou) из университета Сеула, в ходе которой было отобрано 17 профессиональных игроков, которые обучались Го с детства, а среднее время обучения составляло около 12 лет (Sumitomo Go, 2017). В исследовании сравнивается работа мозга профессиональных игроков и обычных людей. Оказывается, у профессионалов намного лучше, чем у обычных людей, функционирует префронтальная кора мозга, которая отвечает за концентрацию внимания, память, пространственное мышление и чувство времени. Различные области коры головного мозга находятся в тесном взаимодействии между собой, связь между ними высокоцентрализованна и необычайно развита. Результаты исследования показали, что, если вы будете заниматься Го в течение длительного времени, плотность связей между различными областями мозга увеличится почти вдвое по сравнению с обычными людьми, и нейроны мозга будут работать более эффективно. Этот результат может быть вызван тем, что люди, играющие в Го, чаще используют области, ответственные за пространственное мышление. Таким образом, длительные тренировки изменяют саму структура мозга. Явные различия между профи и новичками обнаружились и в нижней части левой височной доли, которая отвечает за долговременную память. Этот результат может быть связан с тем, что профессиональные игроки для того, чтобы воспроизвести некий сложный объект, используют метод обобщений и воспринимают его как целое, в то время как обычные люди склонны запоминать некий объект или событие фрагментарно, отрывками или по частям. Способность игрока в Го в точности воспроизвести партию после её окончания, похоже, связана с этой функцией. Исследования показали, что лобная доля, которая отвечает за способность обрабатывать невербальную пространственную и временную информацию, у профессионалов также более развита, чем у обычных людей. Кроме того, у мастеров Го белое вещество в правом полушарии мозга более развито, чем в левом, что также подтверждает, что именно пространственное мышление – одна из важнейших способностей, которые активно используются во время партии.

Исследование функций головного мозга

У профессиональных игроков в Го функционирование сетей головного мозга отличается от обычных людей (Jung W.H., 2013). У профессионалов более высокая функциональная связность мозга (способность различных зон обмениваться информацией – прим. ред.), а непрерывное изучение игры на профессиональном уровне приводит к более высокой функциональной согласованности между сетями мозга (в мозге существует несколько базовых сетей, которые активизируются, когда мы решаем задачи разного типа или не решаем никаких, т.е. находимся в состоянии расслабления – прим. ред.).

Если говорить о работе мозга, Чэнь Сянчуань и Хе Шенг (Cheng Xiangchuan, He Sheng, 2002) обнаружили, что, по сравнению с шахматами, в игре Го теменная доля правого полушария принимает более активное участие, что может быть связано со способностью к пространственному восприятию в Го. Эти области коры включают поля Бродмана (BA) 6/9 в лобной доле, 7/40 в теменной доле, 30/31 в ​​области задней поясной извилины и 19 в затылочной доле. Они обычно связаны с концентрацией внимания, пространственным восприятием, воображением и рабочей памятью, а также связаны с хранением, извлечением воспоминаний и поиском решений разнообразных задач.

Хуан Хелин (Huang Helin) использовал технологию визуализации мозга во время решения задач на жизнь и смерть групп и оценки позиции в игре Го и обнаружил, что поля Бродмана BA 6/8/9/10/11/44/45/46 в лобной доле, BA5/7 в теменной доле и BA17/18/19 в затылочной доле – все в равной степени активны. Это свидетельствует, что мышление в игре Го требует использования творческих способностей, и сама игра, в которой ни одна партия не повторяется, а является уникальной, это подтверждает (Авторы имеют в виду, что в ходе партии в какой-то момент приходится переходить от стандартных схем к самостоятельному поиску наилучшего хода в имеющейся позиции. В силу огромного количества вариантов в Го это неизбежно происходит где-то в середине партии, и партия становится уникальной, непохожей на другие. С этого момента игрокам приходится полагаться лишь на свои собственные силы, а не на заученные комбинации. Именно это авторы и называют «творческими способностями»: самостоятельно найти ответ на вопрос, на который ты не знаешь готового ответа. – Прим. ред.)

Игра Го объединяет пять типов интеллектуальной деятельности: наблюдение, внимание, память, логическое мышление и воображение. Такая комбинация разных навыков имеет большое значение для развития общих ментальных способностей человека. Снимки, сделанные с помощью функциональной МРТ (фМРТ), показывают, что лобная доля, которая наиболее тесно связана с интеллектом, активируется во время игры, то есть Го – это высокоинтеллектуальная игра. В ходе партии в значительной степени задействуются области левого полушария, отвечающие за логическое мышление и расчет вариантов, а также области правого полушария, связанные с воображением, интуицией, пространственным мышлением. Этот результат ещё раз подтверждает роль Го в развитии разных аспектов интеллекта детей.

Изучение Го помогает понять природу интеллектуальной деятельности человека. Профессиональные игроки могут быстро и точно запоминать игровые позиции, равно как и запоминают важную информацию в иных профессиональных областях. Когнитивные психологи полагают, что память экспертов фиксирует информацию посредством обобщения информации, а кроме того, благодаря длительным тренировкам, их навыки запоминания постоянно улучшаются. В свою очередь, когнитивные нейробиологи полагают, что более высокая эффективность профессионалов объясняется различиями в активации определенных областей мозга: гиппокампа, ответственного за фиксацию воспоминаний, а также функциональных сетей мозга (снижение активности зоны рабочей памяти в лобной доле и увеличение активности зоны долгосрочной памяти в структуре медиальной области височной доли). Когнитивные преимущества мастеров игры проявляются не только в функционировании их собственного сознания, но и во взаимодействии с другими людьми, т.е. способности понимать, о чем размышляет и что чувствует соперник: в процессе игры постоянно приходится расшифровывать замыслы оппонента.

Наблюдения Лю Нина (Liu Ning) с помощью технологии визуализации мозга в ближнем инфракрасном диапазоне показали, что эффективность и производительность памяти игроков в Го связаны с активацией дорсолатеральной префронтальной доли мозга на этапе кодирования информации и формирования воспоминаний, а также в момент обратного извлечения необходимых сведений. Также выяснилось, что группа мастеров игры демонстрировала эффективность и скорость мышления независимо от того, какие конкретные задания им давали: они одинаково эффективно оценивали общую позицию на доске, рассчитывали конкретные варианты и подсчитывали очки. Исследования показали, что у сильных игроков наблюдался «дальний перенос», то есть способность применять имеющиеся подходы для решения задач в других областях. Физиологическим подтверждением этого феномена является тот факт, что активация нижней теменной доли коры головного мозга во время выполнения заданий у группы мастеров игры была значительно выше по сравнению с контрольной группой игроков-новичков.

Эмпирическое исследование влияния обучения Го на развитие мозга детей

Эффект концентрации.

Для изучения тренировки внимательности детей с помощью игры Го мы оцениваем внимание по трем ключевым параметрам: его интенсивности, устойчивости и скорости переключения. Интенсивность внимания относится к степени концентрации человека во время теста: высокая степень означает, что у такого человека когнитивные способности сильнее, и, когда информация поступает в мозг, она может эффективно обрабатываться. В то же время, высокая интенсивность концентрации означает, что человек отлично справляется с возможными помехами (отвлекающими событиями). Устойчивость внимания – это время, в течение которого человек может поддерживать уровень максимальной концентрации. Это важный показатель: высокая степень устойчивости является синонимом «усидчивости», т.е. способности детей к обучению в принципе и эффективности этого обучения, ведь способность человека сосредотачиваться на конкретном объекте или деятельности в течение длительного периода времени, безусловно, очень важна. Скорость переключения внимания относится к способности человека активно и своевременно переключать внимание с одного объекта или деятельности на другой объект или деятельность. Скорость переключения – это проявление гибкости мышления, а также скорости обработки информации для формирования суждений.

Чтобы изучить когнитивные способности детей, занимающихся игрой Го, мы в сотрудничестве с филиалом Китайской шахматной академии в Ханчжоу пригласили для сравнения детей из класса обучения чтению и протестировали обе группы с помощью ЭЭГ (электроэнцефалографии). Были получены следующие результаты:

3941-iytwscc0772145

Рисунок 1. Процесс оценки концентрации внимания

51b3-iytwscc0772227

Рисунок 2. Топографическая карта мозга одного из участников исследования

Рисунок 2 представляет собой топографическую карту ЭЭГ, изменяющуюся во времени с частотой обновления 0,2 Гц. Он отражает разницу в амплитуде определенных мозговых волн, измеряемой несколькими электродами.

0e44-iytwscc0772305

Рисунок 3. Частотно-временной анализ отдельных мозговых волн

На рисунке 3 показано представление мозговых волн в частотной области во время выполнения задания: в нижней части диаграммы это альфа-волна (8~13 Гц), в средней – бета-волна (14~40 Гц), в верхней – тета-волна (4~8 Гц). По горизонтальной оси отложено время (единица измерения – секунды); по вертикальной оси отложена плотность энергетического спектра, которая отражает интенсивность полосы в определенный момент. Чем выше интенсивность, тем больше синего, а чем слабее, тем больше красного.

0140-iytwscc0772418

Рисунок 4. Сопоставление баллов оценки концентрации

Сравнивая результаты обеих групп, мы обнаружили, что устойчивость внимания у детей, изучающих Го, значительно выше, чем у их сверстников. Это показывает, что длительные занятия игрой Го действительно могут эффективно улучшить уровень концентрации внимания у детей.

Влияние на способность к рассуждениям

Чтобы проверить влияние обучения Го на мышление детей, мы выбрали детей из начальной школы шахматной академии Ханчжоу и других школ для проведения контрфактуального теста мышления (всего 13 вопросов). (Контрфактуальные задачи – это специальные задания, в которых исследуются ситуации, противоречащие наблюдаемым фактам, или предлагающие порассуждать о гипотетическом развитии событий. Первый тип задач такого рода может быть сформулирован, например, так: «До деревни надо идти пешком 30 минут, а ехать на велосипеде – в три раза медленнее. За сколько времени вы доедете до деревни на велосипеде?». В данном случае задача намеренно переворачивает привычные представления о реальности: понятно, что на велосипеде ехать быстрее, чем идти пешком. Суть такой задачи – побудить испытуемого абстрагироваться от непосредственного жизненного опыта и решить задачу на уровне абстрактных понятий. Второй тип контрфактуальных размышлений построен на логике «Что, если…?». Например, «как развивалась бы Россия, если бы не случилась революция 1917-го года?». Какой именно тип заданий использовали китайские исследователи, в статье не уточняется, но, скорее всего, все-таки первый. – прим. ред.)

В результате тестирования мы обнаружили, что ошибки детей, играющих в Го, составляли (3,2 ± 2,8), а ошибки детей, не владеющих Го, составляли (5,45 ± 3,9). Проверка теста по статистическому критерию значимости p составляет около 0,07, что доказывает, что изучение Го улучшает способность детей рассуждать и делать сложные умозаключения.

Заключение и предложения

Научные исследования в области психологии, физиологии и нейробиологии игроков в Го, проводимые в Китае или за границей, с помощью ЭЭГ или других методов, показывают, что дети, изучающие Го, имеют более высокие показатели интенсивности и продолжительности концентрации внимания. Их способность делать выводы и приходить к верным умозаключениям также выше, чем у обычных детей. Это ещё раз доказывает, что дети, которые изучают Го, опережают сверстников в развитии.

В настоящее время обучение Го больше ориентировано на соревнование, с упором на результат, достигаемый за определённый период. Было бы полезно разработать такие курсы по Го, чтобы дети могли не только улучшить свои навыки игры, но также усилить когнитивные способности и повысить культурный уровень, а также добиться эффективного развития мозга, что было бы очень важно для популяризации Го и увеличения аудитории. Продвижение игры Го требует хорошего баланса таких факторов, как игра, культура и соревновательность, а также результатов исследований мозга и педагогической нейробиологии, внедрения знаний о развитии мозга в учебный процесс и формирования учебных планов с учетом индивидуальных особенностей учеников. Многогранность Го с точки зрения расчета, пространственного мышления и логики делает Го популярным интеллектуальным видом спорта.

Примечания

* «Счёт по Крепелину» — метод патопсихологического исследования. Используется для качественной и количественной оценки работоспособности, упражняемости и утомляемости. Метод применяется в клинической, школьной и профессиональной психодиагностике, начиная с подросткового возраста. Предложен немецким психиатром Эмилем Крепелином в 1895 году.

** Методики исследования переключаемости внимания – это методы исследования динамики мыслительной деятельности и способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Например, существует такой метод, как Модифицированная таблица Шульте.

*** Стандартные прогрессивные матрицы Рейвена — тест, предназначенный для дифференцировки испытуемых по уровню их интеллектуального развития. Авторы теста – Джон Рейвен и Л. Пенроуз., предложен в 1936 году. Тест Рейвена известен как один из наиболее «чистых» инструментов для измерения фактора общего интеллекта g, выделенного Ч.Э.Спирменом. Успешность выполнения теста интерпретируется как показатель способности к обучению на основе обобщения собственного опыта и создания схем, позволяющих обрабатывать сложные события. Этот удобный в применении и простотой в интерпретации тест, имеющий 80-летнюю историю, неоднократно подтверждал высокие показатели валидности и надежности.

****GITC (GIT China) – китайский вариант теста GIT, предназначенного для определения уровня общего интеллекта (g-фактора) испытуемых. Существуют разные национальные варианты этого теста, учитывающие культурные особенности людей из разных стран.

www.pdf24.org    Send article as PDF